Доша ума

Описывая ум, Вагбхата пишет (А.Х.1.1.21), наибольшее воздействие на ум оказывают три гуны материальной природы и что Раджас и Тамас – доша ума, тогда как Саттва гуна – его равновесие.

С позиции философии Санкхья, ум соткан трех гун. Сушрута, подтверждая этот факт, пишет, что это объясняется тем, что гуны пронизывают все материальное творение. Чарака рассматривает три гуны как три базовых типа умственной деятельности, определяющих психическую индивидуальность человека[77] - Саттвика, Раджасика и Тамасика типы. Чакрапани пишет, что когда человек спокоен, его ум находится под влиянием гуны благости, когда возбужден – под влиянием гуны страсти, а когда в иллюзии – под влиянием гуны невежества.

В развитии силы ума преобладающее влиянии оказывает Саттва гуна, в развитии его бесконтрольности – Раджо гуна, а в его истощении – Тамо гуна. Переплетение гун порождает феномен «подвижности» ума – без специальных практик ум практически невозможно сконцентрировать на одном предмете или объекте восприятия. В Бхагавад Гите говорится (Б.Г.6.34.): «Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и подчинить его, я думаю, труднее, чем управлять ветром». Борьба гун определяет и психологическое поведение человека в тот или иной момент времени.

Мудрецы говорят, что пропорциональное соотношение гун, установившийся за жизнь человека, переходит в следующее воплощение.

Память

Согласно Чарака Самхите, память – способность ментального возвращения к непосредственно воспринятым в прошлом событиям, информации, переживаниям и т.д. В другом месте Чарака объясняет, что память – хранилище, содержащее весь жизненный опыт, и она является одним из признаков нахождения души в теле.

С точки зрения философии Вайшешика, память содержит все, ибо все является незабываемым, и строится из соединения самоотождествления, ума и впечатлений, в том числе и скрытых, неосознанных. Таким образом, память бывает истинной и ложной – память, рожденная снами, мечтами и иллюзиями – ложная. Если человек осознает и помнит истинную природу вещей, он избавится ото всех страданий.

У человека, подверженного влиянию Раджо и Тамо гун, память ухудшается. Соединение плохой памяти, низкого интеллекта и слабого духа порождает сильнейший дисбаланс, известный как Праджнапарадха[78] - одну из трех причин болезней, как умственных, так и физических.

Невозможность человека вспомнить свои прошлые воплощения проистекает от пагубного воздействия на тонкие тела человека агонии смерти, порожденной всплеском Агни. В момент смерти происходит вспышка телесного Агни, стирающая память человека со вторичных тонких тел – первичные тонкие тела, окружающие непосредственно душу живого существа, этому воздействию не подвергаются. Однако, в редких случаях душа успевает покинуть умирающее тело до этой вспышки – этим объясняется феномен памяти прошлых воплощений.

Наши рекомендации