Гомосексуализм как медицинское и социальное явление
Примером переплетения медицинских и социальных проблем является современная тенденция легализации гомосексуализма. С января 1993 года вступил в силу 10-й Пересмотр Международной классификации болезней. Впервые за все время существования периодических пересмотров гомосексуализм был выведен из категории «болезни» и определен как «сексуальная ориентация», которая, согласно Примечанию, сама по себе не рассматривается даже в качестве расстройства. Вслед за этим, в апреле 1993 года принимается новая редакция статьи 121 Уголовного кодекса РФ, где впервые, вопреки многовековой традиции, отсутствовало положение об уголовной ответственности за мужеложство. В новом Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 года, уголовная ответственность предусмотрена только за насильственные действия сексуального характера (статья 131). Известно, что еще в 1990 году Уголовный кодекс относил гомосексуализм к «преступлениям против жизни, здоровья и достоинства личности». Еще в 1990 году медики квалифицировали гомосексуализм «как наиболее распространенное половое извращение». Каковы же основания происходящих изменений?
Определяющим основанием является развитие медицинского знания. В течение многих веков гомосексуализм рассматривался как половое извращение, не являясь при этом предметом медицинского исследования. В первой половине XIX века начинает распространяться отношение к гомосексуализму не как к форме полового пресыщения, а как к патологическому явлению. Поставив вопрос о причинах гомосексуализма, медицинское знание отвечает на него, исходя из семи позиций. Первая — генетическая, согласно которой гомосексуализм — это наследственная патология; вторая — неврогенная, связывающая гомосексуализм с церебральными поражениями. С точки зрения эндокринного подхода, в основе гомосексуализма лежат эндокринные нарушения (например, опухоли коры надпочечников). Нейроэндокринная и внутриутробная модель объяснения выходит на уровень изменений гормональных процессов у формирующегося плода. Шестой, психоаналитический подход, объясняет гомосексуализм как следствие ранней фиксации на матери. Любовь гомосексуалиста к мужчинам юношеского возраста — это чувство, которое воспроизводит отношение его матери к нему. Патологичность, или инверсивность, гомосексуализма у Фрейда не вызывала сомнения. «Клинический портрет гомосексуализма» до сих пор не могут ему простить многие современные сексуальные либералы. Седьмая позиция до последнего времени доминировала в отечественной психиатрии. Это условно-рефлекторная, или дизонтогенетическая концепция, гомосексуализма, согласно которой «извращение психосексуальных ориентаций формируется в постнатальном периоде под влиянием средовых (психосексуальных) факторов на патологически измененной почве или вследствие неблагоприятных воздействий» 232. П. Б. Ганнушкин в 1933 году писал: «Совершенно несомненно, что, как правило, у большинства людей до наступления половой зрелости половое влечение отличается большой неустойчивостью, особенно в отношении цели и объекта влечения. Случайные впечатления, соблазны со стороны товарищей, наконец, прямое совращение со стороны пожилых гомосексуалистов фиксируют у еще не нашедшего себя в половом отношении неустойчивого психопатичного юноши ту форму удовлетворения полового влечения, в которой он испытывал свои первые, наиболее яркие половые переживания. Повторение создает привычку... Параллельно с этим элементы нормального полового чувства постепенно атрофируются и замирают» 233.
Практически все исследователи различают два вида гомосексуализма — активный (врожденный, «истинный») и пассивный (приобретенный, «средовой» или «культоральный»). Активный гомосексуализм составляет «стержневую группу», представленную от 1 до 4% у мужчин и от 1 до 3% у женщин, которая воспроизводится с биологической необходимостью и является антропологической особенностью любой культуры, включая и древние. Степень же распространения гомосексуализма, т. е. рост показателей «приобретенных» гомосексуальных отклонений, напрямую зависит от культурных влияний, к которым относятся позитивные либеральные установки общества, «мода», негативизм по отношению к традиционной иудео-христианской морали и т. п.
Формой оправдания гомосексуализма для многих исследователей является идеализация языческой сексуальности. Например, доктор Исаев Д. Д. констатирует наличие гомосексуальных связей у античных богов — между Зевсом и Ганимедом, Апполоном и Гиацинтом, Ахиллесом и Петроклом, Гераклом и Хиласом. Ставится родственный диагноз Зенону, Сократу, Платону, Александру Македонскому и др. Понятие «эрос» истолковывается как «символ... гомосексуальных союзов». Педерастия рассматривается как уникальная и совершенная система образования Древней Греции и вообще являлась «основой процветания общества, фундаментом общественных устоев» 234.
Подобные изыскания не новы. И уже в 1909 году Г. Миллер в своем фундаментальном исследовании «Половая жизнь человечества» (CПб., 1909) изобличает подобные трактовки как некорректные интерпретации заинтересованных лиц235. Наиболее убедительными в этом отношении являются следующие суждения Платона в «Законах»: «Из-за влечения ....женщин к женщинам и мужчин к мужчинам проистекают несметные беды, как для отдельных людей, так и для государства.... Подобные отношения нечестивы, богопротивны и... позорнее всего позорного... Кто же из людей решится все это возвести в закон?» 236 .
Отказ от уголовной наказуемости за мужеложство в современном законодательстве в значительной степени обусловлен мотивом «терпимости и гуманизма» по отношению к больным людям. Например, доктор И. М. Деревянко полагает: «Гомосексуализм — это клиническое проявление аномалий (пороков развития, уродств) половых органов и пола. Следовательно, это болезнь, а лишать свободы и убивать больных (страдающих пороком развития людей) — это свидетельство медицинской безграмотности общества» 237. Причем сам доктор Деревянко И. М. приводит такую статистику: 60% от общего числа гомосексуалистов не ощущают себя больными, довольны своей гомосексуальной ориентацией и чувствуют себя весьма комфортно. И лишь 25% страдают, ощущают свою неполноценность и хотят излечиться. Причем ощущение их неполноценности для многих специалистов обусловлено конфликтом с традиционной моралью.
В англо-американской культуре подход несколько иной. За последние 30 лет проблеме гомосексуализма было посвящено около 1200 публикаций, и основная тенденция ее решения сводится к оценке гомосексуализма как варианта нормы, снимая при этом вопрос о терапии. Интересно, что ряд отечественных специалистов занимает по этому вопросу непримиримую позицию: «С такой точки зрения мы не можем согласиться» 238.
Отношение к гомосексуализму в европейской культуре прошло три стадии. На первой, он воспринимался как вид извращения; на второй, в результате медикализации проблемы, как болезнь; и на третьей, современной, как норма. Причем одним из способов перехода со второй стадии на третью является отрицание норм и ценностей традиционной морали. Действительно, отказ от традиционной морали, если не излечивает, то превращает многие виды сексуальной патологии, в том числе и гомосексуализм, в норму. Существующая биопсихологическая идентичность гомосексуалиста требует морально-мировоззренческой идентичности. Но при этом нельзя забывать о людях, для которых принципы традиционной морали — не отвлеченные и пустые идеи, но «образы и смыслы их жизни». В системе их миропонимания гомосексуализм — это олицетворение совершенной противоестественности. Существование в режиме противоестественности ставит под угрозу существование человечества как вида и на уровне рождаемости, и на уровне моральной и физической деградации. Для сторонников традиционной морали «стержневая группа» гомосексуалистов (пресловутые 4%), не ограниченная ни юридически, ни морально, представляет собой опасность и постоянный фактор риска совращения детей и молодежи, т. е. прогрессирующего роста «приобретенного гомосексуализма».