Частная медицинская практика. 9 страница
Закон в равной степени защищает и интересы реципиента. Изъятие органов и тканей не допускается, если установлено, что они принадлежат лицу, страдающему болезнью, опасной для жизни и здоровья реципиента (например, онкологические заболевания, СПИД).
Основным требованием к учреждениям здравоохранения, в которых возможно осуществление изъятия органов человека, является наличие условий для констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, потому что донором для изъятия органного трансплантата в целях клинической трансплантации может быть только лицо, смерть которого установлена строго в соответствии с инструкцией "О констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга", утверждённой приказом Минздравмедпрома России № 460 от 20.12.2001г.
Смерть мозга есть полное и необратимое прекращение всех функций головного мозга, регистрируемое при работающем сердце и искусственной вентиляцией лёгких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека. Решающим для констатации смерти мозга является сочетание факта прекращения функций всего головного мозга с доказательством необратимости этого прекращения. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно-профилактического учреждения, где находится больной, в составе реаниматолога-анестезиолога с опытом работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет и невролога с таким же стажем работы по специальности. Если смерть мозга установлена, об этом составляется специальный акт и о результатах иммунологического типирования донора сообщается в прикреплённый межтерриториальный центр, территориальное отделение, осуществляющее трансплантацию, для подбора ими реципиента.
Четвертое условие - трансплантации касается реципиента. Трансплантация органов и тканей осуществляется с письменного согласия реципиента, который должен быть предупреждён о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. В отношении реципиентов, не достигших 18-летнего возраста либо признанных недееспособными в установленном порядке, пересадка осуществляется с письменного согласия родителей или законных представителей. Согласие не требуется, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно (например, от лица, находящегося в бессознательном состоянии).
Пятое условие заключается в установлении определённых требований к порядку осуществления трансплантации. Перечень учреждений здравоохранения, производящих забор, заготовку и трансплантацию органов и тканей человека, и правила их деятельности утверждаются Минздравмедпромом РФ совместно с РАМН. Забор и заготовку органов и тканей могут осуществлять только государственные учреждения здравоохранения. Закон запрещает приватизацию государственного и муниципального имущества, закреплённого за этими организациями. В учредительных документах таких организаций соответствующие виды деятельности должны быть указаны в качестве основных. Номенклатура организаций здравоохранения, осуществляющих указанные виды деятельности, утверждаются Министерством здравоохранения.
Трансплантация оформляется двумя договорами. Первый заключается между донором и медицинским учреждением об отчуждении (изъятии) органов и тканей (договор донорства). Второй договор фиксирует отношения между медицинским учреждением и реципиентом по поводу пересадки последнему органов и тканей в целях спасения жизни и восстановления здоровья (это разновидность договора на оказание медицинской помощи)". Как следствие, донор должен быть свободен в выборе приобретателя его органов и тканей. Приобретателем может быть находящееся на территории России физическое или юридическое лицо в соответствии с его уставом. В договоре донорства возможно предусмотреть передачу трансплантата посреднику с указанием предоставить его в дальнейшем конкретному реципиенту.
В заключении хотелось бы отметить, что какими бы ни были подходы в решении юридических аспектов трансплантации тканей, они не могут рассматриваться как некие догмы правового государства. Каждая страна должна устанавливать свои правила в решении данной проблемы с учетом исторических традиций народа, наиболее распространенных религиозных конфессий, уровня общественного сознания и, наконец, информированности населения о проблемах донорства. Нет универсальных правовых решений, применимых для каждого государства. Национальные законодательства должны концептуально строиться на известных международных правовых нормах, регламентированных, к примеру, Женевской конвенцией или Конвенцией совета Европы года, принятой в г. Овьедо (04.04.97). Принятие указанных законодательств должно исходить, прежде всего, из паритета интересов донора и реципиента.
Тема 10. Правовое регулирование информированного согласия (отказа) на медицинское вмешательство.
10.1. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.
В медицине большинства стран сегодня важнейшее место занимает принцип информированного согласия пациента. Этот принцип предусматривает, что отныне не только врач в каждом конкретном случае решает, в чем именно нуждается пациент. Пациент - равноправный и вполне самостоятельный субъект медицинских отношений, решение вопроса о его жизни и здоровье в большинстве случаев зависит от него самого
Под информированным согласием в медицине следует понимать добровольное, компетентное и осознанное принятие пациентом предложенного варианта лечения, основанное нам получении им полной, объективной и всесторонней информации по поводу предстоящего лечения, его возможных осложнений и альтернативных методах лечения. Критерием правомерности согласия на вмешательство являются: добровольность, компетентность и осознанность.
Добровольность подразумевает принятие решения при отсутствии влияния любых внешних факторов, которые могут отразиться на формировании волеизъявления лица. Должны исключаться любые формы давления на пациента со стороны медицинского персонала.
Компетентность подразумевает принятие пациентом решения в условиях полноты и достоверности сообщаемой ему информации о вмешательстве, а также об исполнителе. Речь идет о компетентном информировании пациента как потребителя, а не как профессионала. Иными словами, врач в доступной, доходчивой форме должен разъяснить сущность предлагаемого и предполагаемого вмешательства с обязательным указанием отмеченных в законе сведений (методы лечения, риск и др.) в объеме, позволяющем сделать выбор между «за» и «против». Не допускается получение согласия путем обмана, введения пациента в заблуждение относительно существа вмешательства, степени риска и др.
Осознанность включает в себя способность на момент принятия решения о согласии или несогласии на медицинское вмешательство понимать значение своих действий и руководить своим поведением.
В статье 20 "Основ" прописано:
1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
- лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
- несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.
3. Граждане имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
В п.7 статьи "Основ" прописано, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. В п. 9 этой же статьи прописано: Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
- консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство (п.10 ст. 20 "Основ").
Итак, информированное согласие — это добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство, основанное на полученной от медицинского работника в доступной для понимания форме достаточной информации о возможных вариантах медицинского вмешательства, предлагаемых методах диагностики и лечения, а также их последствиях для здоровья.
Таким образом, медицинское вмешательство любого характера: диагностические мероприятия (рентгенологическое исследование, УЗИ и т.п.), анализы (взятие крови из вены для биохимического исследования и т.п.), все лечебные мероприятия (а тем более хирургическое вмешательство, применение сложных методов лечения и диагностики) ни при каких условия не могут быть выполнены без получения информированного добровольного согласия пациента, достигшего 15-летнего возраста и находящегося в таком физическом и психическом состоянии, которое позволяет ему адекватно оценивать обстановку, отдавать отчет в своих действиях и осознанно выразить свою волю. Следует особо подчеркнуть, что законодатель установил конкретный возраст — 15 лет, по достижении которого пациент вправе самостоятельно принимать решения без уведомления родителей, т.е. сам может реализовать свое право на дачу такого согласия (для больных наркоманией — 16 лет).
Еще раз вернемся к самому понятию "медицинское вмешательство". Несмотря на простоту и широкую распространенность в медицинской среде и специальной литературе этого словосочетания, на практике иногда возникают сложности в определении существа медицинского вмешательства.
Под медицинским вмешательством понимаютправомерное, прямое или опосредованное воздействие на организм человека с целью диагностики, профилактики, лечения заболеваний, предотвращения нежелательной беременности, а также удовлетворения иных потребностей индивида, осуществляемое специально подготовленным лицом (врачом, фельдшером, медицинской сестрой, целителем).
Информированное согласие, таким образом, подразумевает добровольное, компетентное и осознанное принятие пациентом предложенного варианта медицинского вмешательства, основанное на полученной им полной и всесторонней информации о сущности предстоящего вмешательства и возможных осложнениях.
Право на отказ от медицинского вмешательстваявляется отражением права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Ведь результатом информирования пациента о состоянии его здоровья, диагнозе, прогнозе, рисках, вариантах лечения и прочее, могут быть как согласие на вмешательство, так и отказ от него. В этой ситуации законодатель совершенно справедливо исходит из основополагающего принципа — каждый здравомыслящий человек имеет неотъемлемое право по своему усмотрению (самостоятельно) распоряжаться своей жизнью и здоровьем. При этом отказ от вмешательства должен быть четким, ясно выраженным. Отказ может быть полным или частичным. Полный отказ означает, что пациент отказывается от дальнейшего сотрудничества, общения с врачом по поводу лечебно-диагностических вмешательств, госпитализации, продолжения лечения и т.п. Частичный отказ проявляется в отсутствии согласия лица на какое-либо отдельное вмешательство или вмешательства в рамках проводимого лечения (отказ от сдачи отдельных анализов, лечения конкретным лекарством, проведения операции и др.). Частичный отказ в отличие от полного отказа от медицинского вмешательства не препятствует продолжению хода лечебно-диагностического процесса, но влияет на его содержание, объем, качество.
10.2.Организационные проблемы внедрения в практику здравоохранения принципа информированного согласия (отказа) на медицинское вмешательство.
Следует отметить, что значительное количество определений, данных юристами, медиками, представителями других заинтересованных специальностей применительно к информированному согласию, не является свидетельством разрешения данной проблемы. Этот факт скорее свидетельствует об актуальности рассматриваемого явления.
Комплексный анализ доступных литературных источников позволяет сделать несколько обобщений. Во-первых, практически во всех определениях встречается два обязательных компонента согласия: добровольность и информированность. Во-вторых, большинство авторов понимают информированное согласие как обязательное требование перед любым вариантом медицинского вмешательства. И, наконец, принцип информированного согласия рассматривается как в контексте прав пациента, так и обязанностей врача. Однако, имеется целый ряд проблем, наличие которых не позволяет считать вопрос информированного согласия в медицине разрешенным и удовлетворяющим современному уровню правовой обеспеченности медицины.
Основными из них являются:
а) форма предоставления информации по поводу предстоящего медицинского вмешательства;
б) объем информирования;
в) форма отображения согласия пациента;
г) критерии компетентности пациентов относительно предоставляемой информации;
д) организационные проблемы внедрения в практику здравоохранения принципа информированного согласия.
Определение информированного согласия не оставляет без внимания также характеристики получаемой информации. Целесообразно нормативно закрепить предоставление фиксированного для каждого заболевания "минимального стандарта" информации в сочетании с особенностями каждого конкретного клинического случая. Причем, как представляется, "минимальный стандарт" должен отвечать следующим условиям:
- единый для данного вида медицинского вмешательства образец документа;
- печатная форма представления;
- сохранение копии документа у пациента и в лечебном учреждении.
Рассматривая форму отображения согласия пациента, следует заметить: все предложения на этот счет сводятся в основном к двум вариантам: устному и письменному. Сторонники устного варианта оформления согласия на медицинское вмешательство связывают правомочность подобного с самим фактом обращения человека за медицинской помощью. При этом, как предполагается, пациент автоматически соглашался на предложенные способы диагностики и лечения. Более оправданным и объективным представляется вариант письменного оформления согласия на предстоящее медицинское вмешательство. Причем данное обстоятельство не должно зависеть от сложности вмешательства, возможных осложнений и прочих особенностей предстоящего общения пациента и врача.
Организационные проблемы внедрения в практику здравоохранения принципа информированного согласия являются крайне важными хотя бы потому, что от их разрешения зависит дальнейшее внедрение информирования в повседневной деятельности медицинских организаций. Как представляется, основные проблемы здесь следующие: фактор времени, презумпция согласия и формуляр отображения информированного согласия. Фактор времени важен в той связи, что врачу придется тратить свое время не только на вопросы диагностики, поиски вариантов лечения заболевания, но и на сам процесс информирования и отображения согласия пациента в документации. Актуальность данного фактора проявляется в необходимости следовать уже принятым или находящимся в разработке стандартам оказания медицинской помощи. Помимо всего другого, стандарты предусматривают назначение определенного времени, затрачиваемого на врачебный осмотр и диагностику патологического состояния. Особенную значимость это приобретает в амбулаторно-поликлиническом звене, в случае проведения диагностических процедур.
Презумпция согласия на некоторые несложные медицинские процедуры, характеризующиеся низкой степенью вероятности осложнений, представляется необходимой. Это отчасти связано и с предыдущим фактором времени, а также с профилактикой излишней формализации сферы оказания медицинской помощи. Тем более, что здесь мы можем иметь дело с вариантом необоснованного формализма. Целесообразно на уровне подзаконного акта, детализирующего закон, отобразить исчерпывающий перечень медицинских процедур, выполнение которых не требует письменного информированного согласия (не исключающих, безусловно, устного).
Таким образом, как представляется, внедрение в повседневную практику здравоохранения доктрины информированного согласия на медицинское вмешательство позволит создать положение, при котором взаимоотношения врачей и пациентов будут строиться на принципах уважения и соблюдения прав и достоинства людей, обратившихся за медицинской помощью. В то же время усовершенствованная система получения и отображения информированного согласия призвана сыграть положительную роль и в структуре механизма защиты прав врачей от необоснованных претензий со стороны пациентов и их представителей. Поиск путей оптимизации проблемы должен осуществляться, безусловно, с привлечением юристов, медиков, представителей правозащитных организаций и других заинтересованных сторон. Это позволит выработать продуманные, современные положения нормативных актов по вопросам информированного согласия в медицине.
Российский законодатель при решении вопроса об информированном добровольном согласии (далее ИДС) больного выбирает подход, ориентированный на максимальное информирование пациентов. Поскольку конечной целью правила об ИДС является защита прав и законных интересов пациента в ситуации, когда он наиболее уязвим, так как не обладает информацией, которой обладает врач, и в то же время вынужден вверять ему свою судьбу, информация должна быть раскрыта в объеме, позволяющем разумному пациенту принять решение.
Осознанное применение доктрины ИДС именно как нормы правоприменения (а не как сопутствующей медицинской процедуры) в России только начинает складываться. То есть в большинстве случаев врачи надлежаще информируют пациентов, ориентируясь при этом не на вышеприведенные нормы законов, которые зачастую им неизвестны, а на медицинские стандарты, обычаи и технологию лечения, клятву Гиппократа, внушенные им со студенческой скамьи. При этом не всегда врач осознает, что надлежащее информирование пациента есть не только его этический, профессиональный долг, но и выполнение обязательной нормы закона, правоприменительное действие, за невыполнение которого предусмотрена ответственность.
Учитывая последнее обстоятельство, врач должен быть заинтересован не только в возможности получения наиболее полной информации о назначаемом препарате для сообщения ее пациенту, не только в непрерывном совершенствовании своей профессиональной квалификации и чутья, но и в возможности детального, максимально содержательного отражения назначаемых рекомендаций в истории болезни пациента на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Не стоит отвергать возможность получения от пациентов расписок и заявлений, свидетельствующих об их осознанном выборе того или иного шага.
Безусловно, такая формализация общения с пациентом осложняет работу врача. В данном случае задачей администрации лечебного заведения будет максимальная дебюрократизация этих процедур и организационно-техническая помощь - разработка типовых форм бланков, обеспечение компьютерной техникой и пр.
С другой стороны, следует вспомнить известное со студенческих времен правило: "Историю болезни врач пишет для прокурора". Правда, в наше время она должна звучать несколько по-другому - "для адвоката". Своего или адвоката пациента.
Нет сомнения в том, что доктрина ИДС должна отражать существующие социальные и медицинские традиции и приоритеты, сложившиеся в нашем обществе. При этом любой зарубежный опыт должен быть адаптирован к существующим в России условиям, иначе его заимствование лишено смысла. По этой причине необходимо привлечение внимания общественности - пациентов, медиков, юристов, - к данному вопросу для осознания и уяснения того, в каких конкретно формах ИДС нуждается современное российское общество и каковы должны быть практические механизмы реализации этой доктрины в каждодневной медицинской деятельности.
Тема 11. Врачебная тайна.
11.1. Понятие и правовое регулирование медицинской (врачебной) тайны.
Понятие врачебной тайны впервые появилось в клятве Гиппократа: "Что бы при лечении, а также без лечения я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". Обязательство о неразглашении врачебной тайны давалось будущими врачами в форме торжественного обещания (клятвы Гиппократа) при получении диплома, юридическая ответственность же за нарушения этого обещания длительное время отсутствовала.1
В дореволюционной России необходимость сохранения врачебной тайны подчеркивалась в "Факультетском обещании", которое давал врач при получении диплома.
В период становления советского государства первый нарком здравоохранения СССР Н.А. Семашко предлагал вообще отказаться от понятия врачебной тайны, считая ее пережитком буржуазной медицины. Тем не менее, это понятие не исчезло, и даже было закреплено в законодательстве СССР.
Ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, действовавших до 1993 г., к врачебной тайне относила сведения о болезнях, медицинских обследованиях (освидетельствованиях) интимной и семейной жизни гражданина и возлагала на медицинских и фармацевтических работников обязанность по неразглашению этих сведений.1
Законодательное регулирование медицинской (врачебной) тайны в РФ начинается с принятием Конституции РФ 19 декабря 1993 года, которая сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны. Часть 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина.
Определение врачебной тайны содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В этом документе подробно прописано, какие сведения относятся к врачебной тайне и в каких случаях они могут быть предоставлены без согласия гражданина. Данный закон предусматривает 10 оснований для предоставления сведений, без согласия гражданина. Кроме того, в данном законе законодатель включил институт врачебной тайны в основные принципы охраны здоровья граждан РФ.
Главной правовой нормой в отечественном законодательстве, регулирующей врачебную тайну, является статья 13 Основ. Согласно этой статьи под врачебной тайной понимается информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его лечении и обследовании, предусмотрены случаи, когда сведения, составляющие врачебную тайну, могут предоставляться без согласия гражданина или его законного представителя.1
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнем;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии Федеральным законом.
Неправомерным разглашением врачебной тайнысчитается умышленное или неосторожное предание огласке медицинским работником сведений такого рода без разрешения больного, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц или хотя бы одного лица. Например, во время "доверительной беседы" с кем-либо из знакомых, в докладе или научном сообщении (если не изменена фамилия больного), в не предусмотренных законом случаях ознакомления посторонних лиц с записями в истории болезни, амбулаторной карте и т.д.
Конечной целью охраны врачебной тайны, естественно, является предотвращение случаев возможного причинения больному реального морального или материального ущерба. Медицинская и юридическая практика знает неединичные случаи, когда разглашение врачебной тайны явилось причиной суицидальных действий больного и иных тяжелых последствий. В настоящее время, когда отечественное гражданское законодательство твердо встало на позиции компенсации морального вреда, суды на практике удовлетворяют многотысячные иски, данный аспект приобретает особое значение.
11.2. Ответственность за разглашение врачебной тайны и ее виды.
Практика показывает, что разглашение врачебной тайны является довольно распространенным явлением среди медицинского персонала. Между тем, отечественное законодательство предусматривает несколько видов юридической ответственности за нарушение врачебной тайны.
В первую очередь это ответственность, предусмотренная действующим гражданским законодательством. Так, статья 150 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливает, что личная тайна относится к нематериальным (неимущественным) благам человека, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом. Статья же 151 ГК РФ определяет, что, если вследствие разглашения врачебной тайны гражданину причинён моральный вред, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такого вреда. При этом следует учитывать, что под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания гражданина, претерпеваемые им вследствие нарушения нематериальных благ или личных неимущественных прав. Глава 59 ГК РФ конкретизирует положения статьи 151, и в статье 1064 указывает, что вред, причинённый личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме.