Финансирование лечебно-профилактических организаций. Источники финансирования. Смета, порядок ее составления и утверждения. Основные статьи сметы. Внебюджетные средства

Финансирование ЛПО, источники финансирования и внебюджетные средства – см. вопрос 20.

Смета– финансовый план конкретной медицинской организации, роспись расходов на содержание медицинского учреждения в течение одного финансового года.

Требования к смете: 1) своевременность составления; 2) точность; 3) соблюдение режима экономии; 4) максимальное использование резервов учреждения.

Для составления сметы необходимы:

- законодательные документы: закон «О бюджете РБ», постановление МЗ РБ «О государственных минимальных социальных стандартах», постановление МЗ РБ «Об утверждении инструкции по составлению сметы расходов больничной организации»

- показатели, характеризующие кадровую обеспеченность медицинской организации

- показатели, характеризующие объем медицинской помощи по видам и структурным подразделениям (плановые и фактические объемы, мощность)

- нормы нагрузки медицинского персонала

- нормы и нормативы обеспеченности материально-техническими средствами

- финансы

Порядок составления и утверждения сметы:

1. Анализ отчетных данных за истекший финансовый год.

2. Оценка ожидаемого исполнения бюджета текущего года.

3. Составление проекта бюджета строго на планируемый финансовый год (с 1.01 по 31.12) главным бухгалтером ЛПО или экономистом и главным врачом ЛПО

4. Рассмотрение сметы и утверждение на заседании испольнительных органов власти

5. Исполнение сметы (определяется постановлением Совета Министров РБ № 1316 от 1998 г.)

В смете 30% составляет оплата труда, 30% - приобретение предметов снабжения, 28% - коммунальные услуги, остальное – на другие статьи сметы.

Основные статьи сметы расходов ЛПУ:

1. Паспортные данные

2. Текущие расходы (10 статья сметы расходов):

- закупки товаров и оплата услуг, в том числе приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания и др. (10 статья, 03 подстатья)

- оплата труда рабочих и служащих (10 статья, 01 подстатья)

- начисление на оплату труда

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов

3. Субсидии и текущие трансферты (30 статья)

4. Капитальные расходы (40 статья):

- капитальные вложения в основные фонды

- приобретение оборудования и предметов длительного пользования

- капитальный ремонт

5. Приложения по расчету расходов по конкретной статье

Направления расходов рассчитываются на основе действующих норм и нормативов и планово-производственных показателей, характеризующих объем работы учреждения (число коек, план койко-дней, число посещений амбулаторно-поликлинических организаций, штаты учреждения и др.). Распределение расходов по смете идет поквартально.

Методика расчета сметных ассигнований:

1. Метод прямого счета

2. Нормативный метод (на основании норм расходов на условную единицу) – умножение норм расходов на соответствующий плановый показатель

Нормы по характеру выражения могут быть в виде материальных показателей или в денежной форме. Финансовые нормы устанавливаются путем денежной оценки материальных норм и используются для определения денежных затрат на одну расчетную единицу. Нормы также бывают обязательными (они должны применяться без изменений, их занижение или превышение не допускается) и необязательными (могут быть изменены в зависимости от особенностей учреждения).

Оплата труда.

Заработная плата – тариф + премия + социальные гарантии (пенсия, бесплатная медицинская помощь, бесплатное образование, пособия), в себестоимости продукции / услуг она составляет 10%. Оплата труда – тариф + премия, в себестоимости продукции / услуг она составляет 35%.

Расчет заработной платы.

Определение тарифа производится на основе таблицы "Единая тарифная сетка оплаты труда" (1993 г.), которая предусматривает 28 разрядов и соответствую­щий каждому разряду коэффициент; 1 разряд – неквалифицированные рабочие, 13-17 разряд – медицинские работники с высшим образованием (16 – высшая категория терапевта, 17 – хирурга), 28 – высшие должностные лица государства.

Кроме того, в учреждения ЗО проводится тарификация – установление должностных окладов медицинским работникам в зависимости от образования, стажа, вида учреждения и места его расположения, занимаемой дол­жности, квалификационной категории, особых условий труда и т.д. Эти данные по каждой должности заносятся в тарификационные спис­ки, которые составляются в учреждении ежегодно по состоянию на 1 октября на каждого работника.

Кроме основной заработной платы существует дополнительная заработная плата: оплата за работу в праздничные, выходные дни и сверхурочное время, доплата за ночные дежурства без права сна, доплата за совмещение профессий (должностей), штатное совместительство, замена уходящих в отпуск, оплата за экстренную помощь и др.

В связи с особым характером труда введены коррекцирующие коэффициенты: 1,1 к тарифным окладам соответствующих разрядов Единой тарифной сетки врачей – педиатров, терапевтов стационаров, расположенных в городах, городских рабочих поселках, 1,2 к тарифным окладам патологоанатомов, врачей судебно-медицинской экспертизы, врачей общей практики, участковым терапевтам и педиатрам, врачам станций скорой помощи, хирургам поликлиник и стационаров, 1,4 к тарифным окладам хирургам и анестезиологом, осуществляющим сложные операции (не менее 4 за мес). Тарифные оклады районных педиатров повышаются на 30%.

Врачам-руководителям больницы, их заместителям, руководителям подразделений ставки оплаты труда определяются в зависимости от группы по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено данное учреждение.

Общий алгоритм расчета заработной платы:

Тарифный оклад = тарифный коэффициент Х корректирующий коэффициент Х тарифную ставку I разряда (с 1 мая – 73 тыс. руб)

Увеличение тарифного оклада:

- в связи со спецификой труда (участковый терапевт – на 20%, врач общей практики – на 40%); если может быть увеличен по двум основаниям, то считается отдельно

- за руководство (на 15-20%)

- за стаж работы по специальности (до 5-и лет – 10%)

- за работу в учреждениях и подразделениях в связи с особыми условиями труда (50-160%)

- за работу в сельской местности (на 20% от тарифной ставки I разряда)

Надбавки:

- за продолжительность непрерывной работы (в сельской местности – до 20%, участковый терапевт – до 60% от оклада)

- за высокие творческие показатели – до 50% от оклада

- специалистам общей практики и участковой службы – до 40% от оклада

- за наличие квалификационной категории – 2-ая – 15%, 1-ая – 20%, высшая – 30% от отклада

Доплаты:

- за работу в праздничные дни – в двойном размере за часы, отработанные в праздничное время

- за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00)

- за руководство стажерами

- доплата работникам, у которых смена разорвана на несколько частей – 50% тарифной ставки

- работникам с неблагоприятными условиями труда

- за ученое звание и степень

- молодым специалистам отдельных специальностей (1 тарифная ставка)

Прочие выплаты:

- премии – премиальный фонд = 20% основной заработной платы

- материальная помощь – 10%

Фонд заработной платы рассчитывается по формуле:

З = Д Х С Х 12 + d, где З – фонд заработной платы, Д – число должностей по штатному расписанию, С – средний размер ставки по каждой группе работников, d – размер дополнительной зарплаты, 12 – число месяцев в году.

Расходы на питание.

Питание больных в учреждениях ЗО производится по установленным нормам расходов на приобретение продуктов питания на один койко-день. Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств рассчитываются на основании денежных норм на один койко-день в зависимости от профиля стационара или на одно посещение поликлиники. Расход на планируемое число койко-дней = койко-дни Х норма расходов на один койко-день.

С 2003 г. действует государственный стандарт лечебного питания (больничное питание – лечебный процесс), согласно которому есть перечень продуктов для каждого структурного подразделения (для терапии 27 наименований); если больному не хватает, по заключению врача можно добавить.

Также существует перечень медикаментов и перевязочных средств, которые должны быть в ЛПУ 24 ч в сутки 365 дней в году.

Для анализа расходов бюджетных средств отчеты о расходах должны осуществляться ежемесячно, ежеквартально, полугодично, в 9 и 12 мес. Обоснованно сэкономленные деньги можно распределить в виде премии между сотрудниками.

С 2005 г. за искажение статистической отчетности предусмотрена уголовная ответственность.

Наши рекомендации