III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает их:
К а к о й по форме, ц в е т у , на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)
К а к а я по форме, цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)
К а к о е по форме, цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)
Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.
Л о г о п е д . Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.
Затем логопед дает задания ученикам:
1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждогоученика.)
2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Логопед следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)
3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: к а к о й ? к а к а я ? какое?
IV. Графическое изображение слов.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображаются волнистой линией. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый, смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое большое, голубое.
Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.
Из услышанного ряда слов назовите только те, которые обозначают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш, вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный.
V. Итог занятия.
Л о г о п е д . С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали?
Занятие 8
Тема. Слово.
Ц е л ь . Закрепить у учеников понятие о словах, обозначающих
признак предмета.
О б о р у д о в а н и е . Предметные картинки. Схема
Ход з а н я т и я .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать по одному слову, обозначающему признак предмета.
II. Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Логопед дает задания ученикам:
1) Придумайте и назовите слово, которое обозначало бы признак предмета и отвечало на вопрос:
а) какая ?
б) к а к о й ?
в) к а к о е ?
2) К словам-предметам ландыш, березка, настроение подберите подходящие по смыслу слова-признаки.
3) Рассмотрите предмет, дайте его описание по плану:форма, цвет, на вкус, на ощупь.
Образец: помидор — круглый, красный, сладкий, мягкий. (Предметы подбирает логопед по своему усмотрению.)
4) Из данных слов-признаков назовите слова, обозначающие
а) форму, б) цвет, в) на ощупь, г) на вкус, д) материал, из которого сделан предмет.
Горький, круглый, треугольный, твердый, оранжевый, скользкий, кожаный, кружевной, холодный, железный, овальный, кислый, капроновый, лиловый, пресный, свинцовый, квадратный, медный, шелковый. (Логопед называет одновременно не более шести слов.)
5) Подберите к словам-предметам по два слова-признака, одно из которых обозначает цвет, другое — материал, из которого сделан предмет.
О б р а з е ц : платье — голубое, ситцевое.
Платье, шапка, ботинки, чашка, кастрюля, ткань.
6) Прослушайте стихотворение В. Берестова. Назовите слова- признаки, говорящие о характере человека. Скажите, положительные эти черты характера или отрицательные.
...Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха.
./I о г о п е д. Объясните выражение берегись подвоха.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д . Чему сегодня научились на занятии?
Занятие 9
Тема. Слово.
Цель. Закрепить знание о словах, обозначающих признак предмета.
О б о р у д о в а н и е . Карандаши, бумага.
Х о д з а н я т и я .