Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Калининград Уголовный процесс: Методические рекомендации и планы семинарских-практических занятий / Авт.- сост
Калининград
Уголовный процесс: Методические рекомендации и планы семинарских-практических занятий / Авт.- сост. Гусев В.А. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – 107с. | |
Рассмотрена и одобрена Кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «_17_» _октября__ 2012 г. № _2_ | |
Автор: Гусев Валерий Александрович | |
© Гусев В.А., 2012 © Кафедра государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Содержание
1.Пояснительная записка …………………………………………………………..…4
2.Тематический план…………………………………………………………..……...5
3.Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………….7
4.Тематическое содержание семинарских, практических занятий………………...68
5.Вопросы к зачету и экзамену……………….…….……………………………….88
6.Литература.……..………………………………………………………………......91
7.Словарь терминов (глоссарий)………………….…………………………………94
1. Пояснительная записка:
Дисциплина «Уголовный процесс» в вузе относится к числу профилирующих, усвоение которых образует фундамент профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста.
Уголовный процесс, являясь одной из ведущих отраслей российского права, призвано обеспечить такой порядок уголовного судопроизводства, который защищает человека, общество, государство от преступных посягательств путем создания условий для их раскрытия, осуждения виновных, защиты пострадавших от преступления, установления иных гарантий, обеспечивающих претворение в жизнь правовых предписаний.
Следовательно, цель данной дисциплины – дать студентам все необходимые сведения о том, как должно осуществляться производство по уголовным делам.
Цель изучения дисциплины заключается в познании одного из важнейших направлений деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, конкретизирует эти требования, опираясь на опыт преподавания указанной дисциплины, накопленный юридическим факультетом. Учитывает реальные возможности изучения дисциплины, связанные с наличием учебников, учебных пособий, научных исследований и публикаций.
Конкретные задачи дисциплины сводятся ковладению студентами юридического факультета основами знаний и навыками по основным разделам данной учебной дисциплины. Студенты должны изучить:
1. пределы и порядок производства по уголовным делам;
2. компетенцию должностных лиц и государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство;
3. права и обязанности лиц, вовлекаемых в том или ином качестве в производство по уголовным делам.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
а) иметь представление:
1. о месте и роли отрасли уголовно-процессуального права России в системе отраслей права;
2. о роли норм уголовно-процессуального права России в обеспечении прав и свобод участников уголовного судопроизводства;
3. о целях и задачах механизма реализации норм уголовно-процессуального права России;
4. о статусе участников уголовного процесса;
5. о концепции развития отечественного уголовно-процессуального права.
б) знать:
1. специфику и особенности толкования и применения норм уголовно-процессуального права России;
2. нормативно-правовую базу, которая составляет основу уголовно-процессуального права России;
3. общие принципы уголовно-процессуального права России;
4. систему и структуру Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
5. функции уголовного процесса;
6. правовой статус участников уголовного судопроизводства;
7. категориально-понятий аппарат уголовно-процессуального права России.
в) уметь:
1. разграничить компетенцию и полномочия, права и свободы конкретных участников уголовного процесса России;
2. анализировать порядок применения норм уголовно-процессуального права;
3. формулировать конкретные задачи, решение которых не представляется возможным без применения соответствующих норм уголовно процессуального права России;
4. правильно, на научной основе сформулировать и принять необходимое процессуальное решение.
г) иметь навыки:
1. работы с нормативными материалами;
2. принятия процессуальных решений и их надлежащее оформление в предусмотренном уголовным законом порядке.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть следующими компетенциями:
ОК-1 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК-4 | Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-6 | Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону |
ОК-9 | Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы |
ПК-2 | Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК-3 | Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК-4 | Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом |
ПК-5 | Способен применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-6 | Способен юридически правильно анализировать факты и обстоятельства |
ПК-7 | Владеет навыками подготовки юридических документов |
ПК-8 | Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства |
ПК-9 | Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина |
ПК-10 | Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения |
ПК-11 | Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению |
ПК-12 | Способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению |
ПК-15 | Способен полно и правильно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
ПК-15 | Способен толковать различные правовые акты |
ПК-16 | Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Базовая часть учебного плана».
Связь с предшествующими дисциплинами:
Для успешного освоения дисциплины студент должен овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями, формируемыми при изучении дисциплин «Суд и правоохранительные органы в РФ», «Конституционное право РФ», «Теория государства и права», «История государства и права России», «Профессиональная этика».
Связь с последующими дисциплинами:
Изучение уголовно- процессуального права РФ служит базой для формирования других общекультурных и профессиональных компетенций в ходе изучения таких дисциплин, как «Криминалистика», «Юридическая психология», «Прокурорский надзор», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия», а также профильных дисциплин, включенных в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть») ООП.