Реабилитация понятие, виды, современные особенности организации реабилитационной помощи населению.

Медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Восстановительное лечение, или реабилитация – это целый комплекс мероприятий (медицинских, психологических, бытовых, педагогических, социально-экономических, производственных и др.), направленных на скорейшее и максимально полное восстановление здоровья больных людей и инвалидов и их возвращение к активному, подвижному образу жизни и общественному труду.

В реабилитации нуждаются лица, перенесшие такие тяжёлые заболевания, как инсульт и инфаркт миокарда, получившие повреждения спинного мозга, страдающие патологией суставов и/или позвоночника с развитием деформаций, психически больные, а также люди с врождёнными либо приобретенными нарушениями опорно-двигательной системы, с дефектами зрения, органов слуха, речи, с серьёзными поражениями центральных отделов нервной системы. Восстановительное лечение необходимо тем, кто перенёс хирургическое вмешательство на сердце и обширные операции на внутренних органах, тем, кто утратил трудоспособность на фоне длительных и часто повторяющихся заболеваний, и инвалидам всех групп.

Выделяют следующие виды реабилитации: медицинская, профессиональная, трудовая, социальная.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к его функциональным возможностям, организацию предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Основные составляющие процесса трудотерапии:
а) учет пожеланий и интересов самого клиента;
б) требования к труду;
в) возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы;
г) мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.
д) материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов;
е) поощрение или вознаграждение за труд;
ж) рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда);
з) межличностные отношения клиентов;
и) результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

Помощь по медицинской реабилитации оказывается взрослому и детскому населению в соответствии с уровнем заболеваемости и инвалидизации по основным классам заболеваний и отдельных нозологических форм.

Помощь по медицинской реабилитации оказывается вплановом порядке в рамках первичной медико-санитарной и специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи в следующих условиях:

-вне медицинской организации (на дому) путем вызова специалиста

-амбулаторно

-в дневном стационаре

-стационарно

Помощь по медицинской реабилитации оказывается в зависимости от тяжести состояния пациента в три этапа:

– первый (I) этап организации медицинской реабилитационной помощи в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии

– второй (II) этап организации медицинской реабилитационной помощи в стационарных условиях медицинских организаций (реабилитационных центров, отделений реабилитации), в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам, инвалидам, часто болеющим детям

– третий этап (III) организации медицинской реабилитационной помощи в ранний, поздний реабилитационный периоды, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам

Образ жизни и условия жизни населения РФ. Категории образа жизни. Мотивации, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни. Центры по формированию здорового образа жизни граждан, их функции.

Образ жизни – способ, формы и условия индивидуальной, коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретных социально – экономических отношений.

Образ жизни – главный фактор, определяющий его здоровье.

Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни 4 категории:

• 1) экономическую – уровень жизни (количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей);

• 2) социологическую – качество жизни ( категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации);

• 3) социально- психологическую – стиль жизни (особенности поведения конкретного человека или группы людей);

• 4) социально – экономическую – уклад жизни(порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей)

· Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качестваданного человека, его жизненные ориентиры.

· Мотивация- это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности.

· Мотивации, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни:

· 1. Самосохранение. Если человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути, навстречу мчащемуся поезду. Если человек выяснил, что на яичный белок у него развивается аллергическая реакция, он не будет есть яйца. Мотивация: "Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни".

· 2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства обучают гигиеническим навыкам, что продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Мотивация: "Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других".

· 3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Мотивация: "Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство". Например, водные процедуры за счет изменения кровообращения вызывают приятные ощущения.

· 4. Возможность для самосовершенствования. Мотивация: "Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы".

· 5. Способность к маневрам. Мотивация: "Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение". Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.

· 6. Сексуальная реализация. Мотивация: "Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии".

· 7. Достижение максимально возможной комфортности. Мотивация: "Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Центр здоровья-учреждение службы формирования здорового образа жизни.

Функции:

· 1) информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

· 2) оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья;

· 3) формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

· 4) формирование у населения принципов «ответственного родительства»;

· 5) обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

· 6) обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний;

· 7) консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

· 8) разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья;

· 9) организация в зоне своей ответственности, в том числе в сельской местности, мероприятий по формированию здорового образа жизни;

· 10) мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

Образ жизни: определение, категории. Влияние образа жизни на здоровье различных групп населения. Роль образа жизни в формировании здоровья женщин и детей. Понятие о медицинской активности, ее параметры.

2. Образ жизни – способ, формы и условия индивидуальной, коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретных социально – экономических отношений.

3. Образ жизни – главный фактор, определяющий его здоровье.

4. Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни 4 категории:

5. 1) экономическую – уровень жизни (количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей);

6. 2) социологическую – качество жизни ( категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации);

7. 3) социально- психологическую – стиль жизни (особенности поведения конкретного человека или группы людей);

8. 4) социально – экономическую – уклад жизни.(порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей)

Наши рекомендации