Оплата труда в здравоохранении
Экономические основы здравоохранения
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стало признанным, что здоровье это категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то, что оно не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Здоровье, соответственно, не имеет рыночной цены, хотя и обладает высшей ценностью для общества и индивидуума. Вместе с тем на поддержание, укрепление, восстановление здоровья приходится затрачивать материальные, финансовые, информационные, трудовые и другие ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.
Нельзя согласиться и с тем, что здравоохранение традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. В нем сочетаются товарно-материальная и духовно-информационная деятельность. В этом смысле здравоохранение можно называть «отраслью сохранения и производства здоровья»,в которой используется большой арсенал медицинских, экономических методов и средств.
С учетом сказанного закономерно встают следующие вопросы:
• стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;
• цена отдельной медицинской услуги и стоимость видов медицинской помощи в целом;
• оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;
• оценка эффективности функционирования здравоохранения в условиях рыночных отношений;
• оценка экономического ущерба от заболеваемости, инвалидиза-ции, преждевременной смертности.
Ответы на эти и другие вопросы дает экономика здравоохранения.
Экономика здравоохранения- это отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.
Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляют экономическую деятельность- работу по производству и реализации медицинских товаров и услуг, направленную на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В системе здравоохранения Российской Федерации действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая - бесплатная,за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений. Вторая - платная,за счет средств граждан, предприятий и других источников.
Соотношение объемов платной и бесплатной медицинской помощи характеризует уровень социально-экономического развития общества. Для социально ориентированной экономики объем бесплатной медицинской помощи населению составляет 90-95%. Соответственно, платные услуги не должны составлять более 5-10% от общего объема медицинской помощи. Основные источники, которые обеспечивают финансирование организаций здравоохранения, представлены на рис. 4.1.
ОПЛАТА ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Эта проблема - одна из самых трудноразрешимых в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная.
Оплата труда - главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом остается один из вечных вопросов: в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.
Рис. 1.Источники финансирования здравоохранения
Две главные составляющие, определяющие размер заработной платы работников здравоохранения, - это форма оплаты труда и общая сумма денежных средств, которыми располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений.
Фонд оплаты труда состоит из фонда заработной платы- денежных поступлений организации здравоохранения, непосредственно используемых для выплаты заработной платы, и резервных средств- дополнительных к основной зарплате выплат (оплата отпусков, материальные поощрения и др.).
Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая - фонд оплаты труда с начисле-
ниями во внебюджетные государственные фонды, вторая - средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения.
В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений - между сотрудниками с учетом тарифных разрядов и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.
На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала. Причем здесь возможны два подхода: первый - в соответствии со штатными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй - исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как правило, встречается сочетание того и другого подходов.
Штатное расписание административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливается в соответствии с типовым штатным расписанием, утвержденными для данного типа организаций, с учетом особенностей и объема работы. При этом составляются тарификационные списки должностей работников, которые являются основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.
Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗиСР Российской Федерации*.
I. Средний медицинский персонал:
- главная медицинская сестра;
- главная акушерка;
- главный фельдшер;
- заведующая молочной кухней;
- заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра);
- заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);
- заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра);
- заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;
зубной врач;
* Приказ Минздрава РФ от 24.04.2003 г. № 160.
- старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);
- фельдшер;
- фельдшер-лаборант;
- фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам;
- акушерка;
- медицинский технолог;
- медицинский лабораторный техник;
- лаборант;
- зубной техник;
- медицинская сестра;
- медицинская сестра палатная (постовая);
- медицинская сестра процедурной;
- медицинская сестра перевязочной;
- операционная медицинская сестра;
- медицинская сестра - анестезист;
- медицинская сестра врача общей практики;
- медицинская сестра участковая;
- медицинская сестра патронажная;
- медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя);
- медицинская сестра по физиотерапии;
- медицинская сестра по массажу;
- медицинская сестра диетическая;
- медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам;
- медицинская сестра стерилизационной;
- медицинский статистик;
- рентгенолаборант;
- гигиенист стоматологический;
- инструктор-дезинфектор;
- инструктор по гигиеническому воспитанию;
- инструктор по лечебной физкультуре;
- помощник санитарного врача (врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене);
- помощник врача-эпидемиолога;
- помощник энтомолога;
- медицинский дезинфектор;
- медицинский регистратор.
II. Средний фармацевтический персонал:
- старший фармацевт;
- фармацевт;
- младший фармацевт;
- продавец оптики;
- фасовщица.
Должностные оклады и другие виды оплаты средних медицинских работников определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.
Основные формы оплаты труда средних медицинских работников:
• повременная;
• сдельная;
• контрактная.
При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.
Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще за месяц).
Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы.
Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же, если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).
Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма наиболее прогрессивна.
С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда.
Новая система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
• базовый оклад;
• компенсационные выплаты;
• стимулирующие выплаты.
Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) -
минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.
Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы и др.).
Механизм реализации этой системы состоит в заключении трудовых договоров с указанием конкретных условий оплаты труда для каждого медицинского работника.