Транспортировка больных . 57
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. НИЗАМИ
ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ И ПОРАЖЁННЫМИ,
ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ДЕТЬМИ
Методическое руководство для студентов и преподавателей
Высших и средне-специальных учебных заведений в подготовке медицинских сестёр для гражданской защиты
ТАШКЕНТ – 2006
Общий уход за больными и поражёнными, особенности ухода за детьми / С.М.Эрматова, И.А.Алимова, Н.Х.Гумарова; Ташкентский Государственный Педагогический Университет им. Низами. 2006. с.
Данное методическое руководство предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений, лицеев, колледжей, где ведётся подготовка медицинских сестёр для гражданской защиты. Руководство вооружает необходимыми знаниями по уходу за больными и поражёнными в стационарных, а также и в домашних условиях.
Составили: Кандидат биологических наук,
старший преподаватель Эрматова С.М.,
Кандидат медицинских наук,
доцент Алимова И.А.,
Старший преподаватель Гумарова Н.Х.
Рецензенты: Доктор медицинских наук,
профессор Садыкова Г.А.,
Кандидат медицинских наук,
доцент Хакимова Г.А.
Решением Учебно-методического Совета ТГПУ им.Низами, протокол
№ ____ от «____» ____________ 2006 г. рекомендовано к печати.
ТГПУ им.Низами
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Значение ухода за больными. Роль и обязанности медицинской
Сестры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Общее понятие об уходе за больными и их лечении. Роль меди-
цинской сестры в уходе и лечении больного
1.2. Моральный облик медицинской сестры
1.3. Обязанности палатной медицинской сестры, её рабочее место в лечебном отделении больницы. Хранение лекарств на посту медицинской сестры
1.4. Основные типы лечебных учреждений
1.5. Устройство лечебных отделений больницы. Оборудование палат, изоляторов и подсобных помещений
1.6. Внутренний распорядок в больницах
1.7. Уход за больными, применение и хранение лекарств, в домашних
условиях
Личная гигиена больных . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.1. Предметы ухода за больными и изучение техники их применения
2.2. Уход за кожей больного. Умывание и протирание тяжелобольного. Смена нательного и постельного белья
2.3. Профилактика пролежней. Промывание кожи дезинфицирующими растворами. Применение подкладного резинового круга
2.4. Гигиена ротовой полости, рук и всего тела ( уход за волосами,
ногтями)
2.5. Промывание глаз, ушей, носовой полости. Закапывание лекарств
2.6. Уход за органами мочевыделительной системы, подмывание
Определение температуры тела, пульса, кровяного давления,
Частоты дыхания. Их оценка . . . . . . . . . . . . . 26
3.1. Устройство медицинского термометра и его использование. Места
и продолжительность измерения температуры тела
3.2. Определение пульса ( частота, ритм, наполнение, напряжение)
3.3. Понятие об артериальном давлении, его измерение
3.4. Типы и частота дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Одышка,
удушье, асфиксия
3.5. Особенности определения частоты дыхания, пульса и температуры
тела у детей
Меры воздействия на кровообращение . . . . . . . . . 30
4.1. Показания к применению мер воздействия на кровообращение
4.2. Техника применения сухих медицинских банок
4.3. Применение горчичников
4.4. Согревающий компресс, правила его применения
4.5. Применение грелок
4.6. Применение холодных процедур. Пузырь со льдом
4.7. Лечебные ванны
Кормление больных. Уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы . . . . . . . 35
5.1. Понятие о лечебном питании и диете при различных заболеваниях
5.2. Искусственное кормление больных. Применение тонкого зонда
5.3. Техника промывания желудка. Применение толстого зонда
5.4. Виды клизм (очистительная, лекарственная, питательная, сифонная).
Техника постановки клизм. Применение подкладных суден
5.5. Рвота, её происхождение, помощь при рвоте
5.6. Метеоризм. Применение газоотводной трубки
5.7. Применение катетера
Применение лекарственных веществ . . . . . . . . 45
6.1. Определение пригодности ( качества ) лекарственных препаратов.
Пути введения лекарств в организм
6.2. Парентеральный путь введения лекарств ( подкожный, внутримы-шечный). Устройство и виды шприцов
6.3. Техника проведения подкожной инъекции. Места введения лекарств подкожно
6.4. Разведение антибиотиков
6.5. Техника проведения внутримышечной инъекции. Места введения
лекарств внутримышечно
Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными
детьми
7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание
детей
7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей.
Уход за кожей. Опрелости у детей, особенно у грудных. Профилактика опрелостей
7.4. Детское питание. Кормление детей. Понятие о вскармливании
грудных детей
7.5. Особенности постановки клизм. Техника примения газоотводной
трубки у детей
7.6. Измерение температуры тела, пульса, частоты дыхания у детей
7.7. Применение тепла и холода детям. Лечебные ванны для детей
7.8. Правила и пути введения лекарств детям ( энтеральный, парентеральный, ректальный )
Транспортировка больных . . . . . . . . . . 57
8.1. Устройство санитарных носилок. Правила порльзования носил-
ками
8.2. Больничные каталки
8.3. Перекладывание больных на носилки, с носилок - на кровати, с кро-
вати - на носилки. Движение с носилками ( вверх, вниз )
8.4. Транспортировка больных и поражённых на импровизированных носилках, использование подручных средств
8.5. Транспортировка больных и поражённых без носилок. Использова-
ние лямок и подручных средств
8.6. Погрузка больных и поражённых на санитарные и грузовые
машины
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . 60
ВВЕДЕНИЕ.
Огромную роль в выздоровлении больного играет уход за ним, а также правильное и своевременное выполнение всех назначений врача. Как известно, основным его помощником является медицинская сестра, в обязанности которой и входит профессиональное выполнение назначений, в том числе и различных медицинских манипуляций, предписанных со стороны лечащего врача.
В условиях чрезвычайных ситуаций, когда могут пострадать миллионы людей, вовлечение, в оказание помощи населению, медицинских сестёр для гражданской защиты, может оказаться необходимым.
В связи с этим, очень важно обучать нашу молодёжь знаниям по уходу и оказанию помощи больным и поражённым.
Данное методическое руководство предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений, лицеев, колледжей, где ведётся подготовка медицинских сестёр для гражданской защиты, и вооружает их необходимыми знаниями по уходу за больными и поражёнными. Кроме того, эти элементарные знания по уходу необходимы каждому, чтобы оказать помощь не только окружающим, но и самому себе в выполнении назначений лечащего врача.