Iii. транспортировка больных

На всех этапах лечения пострадавших и больных важное значение имеет правильная транспортировка. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, вида травмы, характера заболевания и от имеющихся в распоряжении оказывающего помощь транспортных средств.

Транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение лучше всего осуществлять на специально оборудованных санитарных машинах. Если это выполнить невозможно, то транспортировку необходимо проводить с помощью любых транспортных средств (грузовая машина, конная повозка, волокуша, нарты и т. д.).

При отсутствии транспорта пострадавшего в лечебное учреждение доставляют на носилках, импровизированных носилках, с помощью лямки или на руках.

Выбор способа транспортировки и положения, в котором должен находиться при этом пострадавший, зависит от вида травмы и характера заболевания (рис. 71).

Транспортировку раненых с повреждениями костей черепа и головного мозга следует осуществлять в положении лежа на спине. Иммобилизацию головы производят с помощью ватно-марлевого круга, надувного подкладного круга или подсобных средств. При локализации раны в затылочной области и переломе костей этой зоны пострадавшего транспортируют в положении на боку. Транспортировка пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, должна осуществляться на боку в фиксированном стабилизированном положении. Это обеспечивает хорошую иммобилизацию головы и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотных масс.

Транспортировку пострадавших с переломами костей носа и повреждением челюсти транспортируют в полусидячем положении, что предупреждает аспирацию крови. В случаях бессознательного состояния пострадавшего следует перевозить в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды, одеяла, и других вещей.

При переломах ребер и ключицы перевозить лучше в положении сидя. При тяжелом состоянии транспортировку осуществляют на носилках с приданием больному полусидячего положения.

Раненых с переломами бедра и других костей нижних конечностей после иммобилизации шиной транспортируют на носилках в положении лежа на спине. При переломах костей верхних конечностей транспортировать можно в положении сидя.

Транспортировка при переломах костей таза осуществляется в положении на спине с полусогнутыми в коленных и тазобедренных суставах нижними конечностями. Под колени подкладывают тугой валик из одежды, одеяла и др. высотой 25—30 см, бедра несколько разводят в стороны.

При переломах позвоночника пострадавших следует перевозить в строго горизонтальном положении на спине на ровной, жесткой поверхности (доска, фанера и др.). При бессознательном состоянии транспортировать следует на животе. При переломах шейного отдела позвоночника транспортировать пострадавшего следует на спине с валиком под шеей, обеспечивающим некоторое откидывание головы назад и фиксацию головы.

При всех травмах и заболеваниях, сопровождающихся шоком, а также значительной кровопотерей, транспортировку следует осуществлять только в положении лежа с приподнятым ножным концом носилок для уменьшения обескровливания головного мозга.

Iii. транспортировка больных - student2.ru

Рис.55. Положение пострадавшего при транспортировке.

а - на спине: 6 - на спине с согнутыми в коленях ногами; в - на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями: г - на животе; д - на боку в фиксированно-стабилизированном положении; е - в полусидячем положении; ж - в полусидячем положении с согнутыми в коленях ногами

В холодное время года принимают меры для предупреждения охлаждения, так как оно резко ухудшает состояние больного, способствует развитию осложнений.

Правильная и безопасная транспортировка на всех этапах лечения является одним из важнейших моментов, определяющих исход заболевания или травмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортная иммобилизация при тяжелых травмах является важнейшим мероприятием первой помощи, предотвращая не только развитие шока и других тяжелых осложнений, но и обеспечивая во многих случаях спасение жизни пострадавшего. Возможности использования стандартных шин на месте происшествия, особенно на поле боя, весьма ограничены. Основными способами иммобилизации конечностей в порядке оказания первой помощи будут связывание поврежденной ноги со здоровой, прибинтовывание поврежденной верхней конечности к туловищу, а также использование подручных средств.

В распоряжении фельдшеров скорой помощи и медпунктов имеются стандартные средства транспортной иммобилизации, которые и должны применяться.

Транспортная иммобилизация табельными средствами является также одним из основных мероприятий первой врачебной помощи. Иммобилизирующая повязка должна быть надежной, чтобы пострадавший мог с ней перенести длительную транспортировку.

В условиях поступления большого количества раненых, если импровизированная иммобилизация обеспечивает удовлетворительную фиксацию, ее не следует менять при оказании первой врачебной помощи.

Проведению транспортной иммобилизации обязательно должно предшествовать обезболивание (инъекция наркотиков, а в условиях перевязочной медицинского пункта — новокаиновая блокада). Только отсутствие необходимых средств на месте происшествия при оказании само- и взаимопомощи оправдывает отказ от обезболивания. В военно-полевых условиях военнослужащие будут иметь такие средства в специальных шприц-тюбиках.

Одна из наиболее частых ошибок при транспортной иммобилизации подручными средствами - применение коротких шин, не обеспечивающих фиксацию двух смежных суставов, из-за чего не достигается иммобилизация поврежденного сегмента конечности. К этому же приводит недостаточная фиксация шины бинтом. Ошибкой следует считать наложение стандартных шин без ватно-марлевых прокладок. Такая ошибка ведет к локальному сдавлению конечности, болям, возникновению пролежней. В медицинском пункте табельные шины следует заблаговременно заготовить, покрывая их ватно-марлевыми прокладками.

К ошибке следует отнести неправильное моделирование лестничных шин. Транспортировка пострадавших в зимнее время требует утепления конечности с наложенной шиной.

При повреждении артериальных стволов наложенный до иммобилизации жгут не следует закрывать повязкой. В противном случае на следующем этапе он вовремя не будет снят и конечность может омертветь. Кроме этого необходимо прикрепить к повязке или одежде раненного записку с указанием точного времени наложения жгута (дата, часы и минуты).

Приведенная в приложении 2 сводная таблица облегчает практическую ориентацию в выборе средств и методов транспортной иммобилизации в зависимости от вида помощи (этапа медицинской эвакуации) и локализации повреждения.

Приложение 1.

Наши рекомендации