Тема: Система организации педиатрической помощи в условиях амбулаторного и стационарного лечения
Лекция № 1.
План:
· Типы лечебных учреждений
· Принципы работы и устройство детской больницы
· Демографические показатели (рождаемость, заболеваемость детей и подростков, младенческая и детская смертность)
· Особенности этики и деонтологии в педиатрии
· Структура и режим работы отделений детской больницы
· Основные нормативные документы
· Специфика работы приемного отделения
· Функциональные обязанности медсестер отделений
Педиатрия – наука изучающая закономерности роста и развития здоровых детей, а так же причины развития заболеваний (этиологию), механизмы формирования заболеваний (патогенез), распознавание заболеваний (клиническая диагностика на основании опорных симптомов и синдромов заболевания, лабораторных (общеклинических и специфических) и дополнительных инструментальных методов исследования )т.е. диагностику, лечение, предупреждение заболевания – профилактику.
Медицинская помощь детям с 0 и до 18 лет оказывается ЛПУ стационарного и амбулаторного типа.
· Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений ЛПУ:
· Детская больница (стационар)
· Детская поликлиника
· Детский санаторий
Помимо этого, медицинская помощь может быть оказана детям в специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых, детских отделениях родильных домов, перинатальных центрах, консультативно-диагностических центрах, центрах и отделениях восстановительного лечения и т.д.
Для помощи детям, попавшим в ургентную ситуацию, функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Лечебно-профилактическая помощь, в основном профилактическая, оказывается также в учебно-воспитательных учреждениях, таких как дом ребенка, комплекс ясли-сад, школа, оздоровительный лагерь (в том числе и санаторного типа) и др.
В системе ЛПУ детская больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высококвалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка медицинских кадров.
Детская больница - ЛПУ для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном стационарном врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи.
Существуют различные типы детских больниц.
По профилю:
· Многопрофильные
· Специализированные
По системе организации:
· объединенные с поликлиникой
· Необъединенные
По объему деятельности:
· Больницы той или иной категории, определяемой мощностью(количеством коек)
По административной принадлежности:
· Районные
· Городские
· Клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института)
· Областные
· Республиканские детские больницы
Основная цель деятельности современной детской больницы- восстановление здоровья больного ребенка.
Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно:
· Осуществить диагностику заболевания
· Провести неотложную терапию
· Основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи)
На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие:
· Оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи
· Внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики
· Консультативная и методическая работа
В каждой детской больнице имеются:
· приемное отделение (приемный покой),
· стационар (лечебные отделения),
· лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории,
· патологоанатомическое отделение (морг),
· вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).
Работа приемного отделения (покоя). Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача – организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.
Приемное отделение состоит из:
· вестибюля-ожидальни,
· приемно-смотровых боксов,
· изоляционных боксов на 1-2 койки,
· санитарного пропускника,
· кабинета врача,
· процедурно-перевязочной,
· лаборатории для срочных анализов,
· комнаты для медицинского персонала,
· туалета и других помещений.
Число приемно-смотровых боксов должно составлять 3% от количества коек в больнице.
Работники приемного отделения ведут:
· учет движения больных (регистрация поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших),
· проводят врачебный осмотр больного,
· оказывают экстренную медицинскую помощь,
· осуществляют направление в соответствующее отделение,
· санитарную обработку,
· изоляцию инфекционных больных.
В этом же отделении имеется справочная.
Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.
Реанимационное отделение обычно располагают рядом с приемным отделением, поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии. Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной терапии, которая размещается при приемном отделении.
Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления («самотеком»). Помимо талона (направления) на госпитализацию, представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача школьно-дошкольного отделения. Без документов больные могут быть приняты в больницу только при неотложных состояниях.
При поступлении ребенка в больницу без ведома родителей последних немедленно извещают об этом сотрудники приемного отделения. В случае невозможности получить сведения о ребенке и его родителях поступление больного регистрируют в специальном журнале и делают заявление в милицию.
В крупных детских больницах прием больных ведет специально выделенный персонал, в небольших больницах – дежурный персонал. Прием больного ребенка ведется в строгой последовательности:
· регистрация,
· врачебный осмотр,
· необходимая лечебная помощь,
· санитарная обработка,
· перевод (транспортировка) в соответствующее отделение.
Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного», ф.003/у (истории болезни), вписывает номер страхового полиса, измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.
После осмотра ребенка медицинская сестра получает от врача рекомендации относительно характера санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в проведении гигиенической ванны или душа; при выявлении педикулеза (вшивости) или обнаружении гнид проводится соответствующая обработка волосистой части головы, белья. Исключение составляют больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний проводят санитарную обработку.
После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так называемые «плановые» больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 минут.
При массовом поступлении больных соблюдается определенный порядок очередности госпитализации: сначала оказывается помощь тяжелобольным, затем среднетяжелым и в последнюю очередь «плановым» больным, не нуждающимся в срочном лечении.
Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы – изоляторы. Заполняют «экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф. № 058/у), которое немедленно направляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.
Персонал приемного отделения ведет документацию:
· Журналы приема госпитализированных детей
· Отказов от госпитализации
· Количества свободных мест в отделениях
· Алфавитную книгу (для справочной службы).