Психологические объяснения наркоманий
Изучая личность наркомана, мы обращаем внимание на отдельные черты, делающие его уязвимым, неустойчивым к действию опьяняющих средств, черты, толкающие к активному поиску опьянения. Кроме того, исследуются временные состояния, когда появляется склонность к одурманиванию, ситуационные. К этим временным состояниям в узком смысле относят прежде всего аффективные расстройства, потребность выровнять фон настроения, используя эмоциотропное положительное действие наркотиков.
Предуготованность к психической нестабильности возникает в раннем детстве. Сторонники крайних взглядов полагают даже, что это происходит в момент рождения: смена ком-Форта, укачивающего ритма сердечных сокращений матери на холодный чуждый мир. Другими словами, все человечество из
431 поколения в поколение психотравмировано. Бесспорно, однако, что резкий отрыв от материнского тепла травматичен для младенца. И многие гигиенические рекомендации — укладывание новорожденного на клеенку в постель, прикладывание к груди спустя некоторое время, кормление по часам, ранний прикорм и т. д. — отвлеченно-разумные, но по существу холодно-формальные. В некоторых случаях они продиктованы не заботой о ребенке, а об ускоренном возвращении матери к работе, т. е. эти рекомендации не медицинские, а социальные.
Социальными же условиями диктуется и раннее расставание с матерью — ясли, детские сады. Не прошедший эту травматическую выучку ребенок и в 1—2-м классе школы с трудом адаптируется к окружающим его сверстникам. Однако у такого так называемого домашнего ребенка не нарушено раннее эмоциональное развитие.
Наиболее естественным путем является развитие в полной семье, с братьями и сестрами, дедушками и бабушками, где ребенок овладевает чувствами к широкому кругу объектов любви, нюансировкой любви, самоутверждением, состраданием, заботой о ближних, когда эмоциональность и нравственные представления неразделимы на первых этапах жизни. Как установлено этнографами, на протяжении тысячелетий у наших предков (а у первобытных племен и сейчас) дети обоего пола до 6—8 лет находились с матерью, потом с матерью оставались девочки, а мальчики переходили для воспитания к отцам и мужскому сообществу племени.
Вид эмоционально-патогенной семьи — семья, где присутствует неприязнь и даже ненависть между старшими — жена — муж, свекровь — невестка, теща — зять, родители — их братья и сестры. Даже скрываемые, эти чувства без слов и взглядов создают тяжелую атмосферу. Дети понимают меньше, чем взрослые, но более точно улавливают тон; их способность к индукции очень высока. У маленьких детей следствием оказываются плаксивость, капризность, плохой сон, энурез; в дальнейшем возможны психосоматические заболевания (часто — астма), негативизм, злобность, амбивалентная полярность чувствований (любовь — ненависть), дублирование эмоциональных отношений, обычно материнских. Нормальное эмоциональное развитие нарушается, и результаты прогнозировать трудно. Спасением психического здоровья всех членов такой внутренне разрушающей семьи иногда является даже развод.
Сходные характеристики взаимоотношений мы видим в семьях алкоголиков: обстановка напряженности, тревоги, насилия и скандалов, горя, отсутствия необходимых ребенку любви, заботы и разумного воспитания. Приступы любви, как и приступы раскаяния в трезвые промежутки, чаще не успокаивают, а пугают ребенка своей несообразностью, неожидан -
ностью и грубостью, характерными для эмоциональности больных алкоголизмом. Нужно сказать, что здесь не исключен и собственно токсический фактор. В семьях деградированных пьяниц принято угощать спиртным маленьких детей, а иногда и принуждать их к этому.
Другая патологическая эмоциональность семьи проявляется в особом виде защиты ребенка от внешнего мира, по существу в виде изоляции — гиперопеки. Этот характер внутрисемейных отношений достаточно полно описан в литературе. Гиперопека проистекает также из крайностей эмоций старших — чрезмерности, утраты связи между чувством и разумом. Причиной гиперопеки может служить также и высокий уровень тревожности родителей. И это последнее, и гиперопеку следует оценивать как наследственность, отягощенную эмоциональным неблагополучием, и как показатель эмоциональной неустойчивости самого пациента, его невыносливости к житейским эмоциональным нагрузкам. Вместе с тем мы не стали бы переоценивать названные выше психотравмирующие факторы, придавать им роковое значение, как это модно в среде некоторых психоаналитиков («Он убил потому, что его детство было несчастным»).
Способность детей и подростков радоваться даже при неблагоприятных условиях жизни общеизвестна. Как оценить частоту и силу положительных эмоций подростков, например, на концерте поп-исполнителей? При жевании жвачки, чупа-чупса? Большинство взрослых (даже не интеллектуалов) эту радость не разделяют. Дети способны переживать удовольствия, соответствующие детским вкусам и уровню духовного развития. То, что несчастные, на наш взгляд, дети не всегда несчастны субъективно, что вернуть таких детей в здоровую жизнь иногда невозможно даже насильно, отмечает и Б. И. Ширгалин (1999). Однако все это, разумеется, не снимает проблемы эмоциональной искаженности этих детей в результате постоянного отрицательного действия семейной обстановки.
Важно еще раз подчеркнуть, что неблагополучная семья может порождать потомство с неспецифическим предрасположением к девиантности, которое (по обстоятельствам и по состоянию) может проявиться наркотизацией, алкоголизмом, агрессийностью, самоубийствами и пр., а может и не проявиться.
Следует также оценить семьи, которые можно назвать беспорядочными. Беспорядочная семья — это не только семья, где царят хаос и грязь, где пьянствуют, где конфликт постоянен и взрослые бесконечно выясняют отношения.
Многие вполне психически благополучные семьи, но занятые своими интересами, загруженные работой, не в состоянии обеспечить последовательность воспитания, контроль и по-
28 - И. Н. Пятницкая
433 мощь ребенку в становлении необходимых качеств. Общим для беспорядочных (и благополучных, и неблагополучных) семей является разрыв традиций. Эти семьи или не передают жизненного, нравственного, понятийного опыта потомству, или способны передать только отрицательный опыт. Но, кроме того, беспорядочные и конфликтные семьи оказываются постоянным психотравмирующим фоном для растущих детей.
Особенности детского возраста — отвлекаемость, неспособность к длительному сосредоточению на занятиях, последовательности, активному освоению интересного (а в этом возрасте так много интересного!) — требуют участия старших. Иногда положительным моментом является пребывание ребенка в яслях и садах, где воспитатели прививают начала упорядоченности в занятиях и интересах, если примеров этому ребенок не видит в собственной семье.
Нужно признать, что обрисованные выше в общих чертах семьи соотносятся лишь с частью случаев наркотизации подростков. Это те подростки, которых госпитализируют в наркологические стационары. Часть принимающих наркотики госпитализируют в частные наркологические клиники, в психиатрические больницы. При общности личностных характеристик тех и других поведение расценивается по-разному. Так называемые благополучные родители, более высокого образовательного и культурного уровня, быстрее замечают отклоняющееся поведение подростка. Неорганизованность, пустое времяпрепровождение, отсутствие интереса к учебе, следование крайностям молодежной моды, уклонение от контроля, нарушение межличностных отношений в семье — все это служит поводом для обращения за психиатрической помощью. Употребление наркотических средств здесь справедливо рассматривается в ряду прочих отклонений, а иногда и скрывается как более позорное в сравнении с душевным расстройством. Сокрытие облегчается тем, что дети из благополучных семей реже выявляются работниками милиции (их жизнь не столь открыта, они меньше времени проводят на улице).
Таким образом, некоторая (какая?) часть подростков, употребляющих наркотики, оказываются недоступными для статистического учета.
Поиск доказательств этиологической роли эмоциональных расстройств ведется настойчиво ввиду сходства нейромедиа-торной патологии при депрессиях и наркоманиях. Клинические наблюдения — способность седативных и психоделических наркотиков снимать тревогу, подавленность, дисфорию, казалось, подтверждают обоснованность такого предположения. В продолжение этих рассуждений указывается даже, что стимуляторы — средства апробированного лечения депрессии, гипомании и гиперактивности — применяются наркоманами, хотя даже начальные дозы чересчур велики для антидепрес-
сивного эффекта. Как доказательства приводят распространенность наркотизма в пенитенциарных учреждениях (реактивная депрессия, стеснение), употребление наркоманами не наркотических, но смертельно опасных средств (грязной воды, скипидара, масляных растворов) как выражение стремления к смерти. Стремление к самоуничтожению — тяжелейшая депрессия, мазохизм — в самом факте наркомании, «растянутом самоубийстве».
Вместе с тем отводить исключительное этиологическое значение аффективным расстройствам не следует. Выделяются и другие состояния, ведущие к злоупотреблению.
Большое значение мы придаем такой форме психопатологии, как низкий уровень психического развития, хотя, строго говоря, низкий уровень психического развития болезнью не является. Это, как учили классики психиатрии, — форма психического бытия и лишь условие вероятных расстройств поведения, неспособности противостоять внешним вредоносным факторам, порочным моделям поведения. Уровни психического развития в популяции, как и другие характеристики, распределяются по гауссовой кривой. На одном конце этой кривой мы видим людей, украшающих наше общество, составляющих его славу, на другой — тех, которые являются предметом обеспокоенности психиатров и социальной заботы.
Мы уже говорили выше о стресс-реакциях на социальные факторы. Разумеется, и эти реакции сопровождаются расстройствами настроения, не всегда, впрочем, негативными; возможны и подъем настроения, гипоманиакальное состояние в ситуации стресса. Но сущностными являются состояние напряжения, изменение схемы психических переживаний, их кататимность, иная направленность, а иногда и психическая дезорганизация. В расширенное понятие стресса вкладывают и накопление вредностей, протрагированные отрицательные воздействия, в частности семейные, школьные. Дети с грузом неблагоприятных жизненных событий отличаются колебаниями настроения, сниженной самооценкой, затруднением в контактах, недоверчивостью, готовностью к агрессии, склонностью к злоупотреблению, другим девиациям.
Так, переживания мести, ненависти, чувств одиночества, стыда и вины в попытке объяснить дурное к себе отношение можно установить у подростков, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, и у подростков, совершивших суицидальную попытку.
Эти состояния, обусловленные социальным влиянием, в равной степени неспецифичны, их связь с той или иной девиацией случайна. Кроме того, не всегда эти состояния, точнее — их генез, столь субъективно значимы, как это представляется исследователю, о чем мы уже говорили. Люди могут ужасаться и сострадать объективной реальности, но прости-
28*
435 тутки жизнерадостны, а беспризорники предпочитают вокзал и теплотрассу приюту; те и другие обычно довольны своей жизнью и не стремятся ее менять. Наша оценка многих патологических характерологических черт и патогенных ситуаций субъективна. Та личность, которую мы определяем, иначе воспринимает и себя, и свое окружение, ибо он «человек есть мера всех вещей». Измерение возможно лишь со стороны в сравнении. Так, педагог, наблюдающий многих детей, судит, если ему ничто не мешает, точнее, чем родители. Субъект, не имеющий возможности сравнивать (окружающая среда — часто, а скудный жизненный опыт — всегда этой возможности подростку не дают), оценивает свою ситуацию иначе, чем исследователь. Это касается и не столь глубинных явлений, как психические. Наши пациенты считают себя любителями чтения и знатоками музыки, хотя круг их чтения ограничен приключенческой литературой, а музыкой они считают произведения ВИА. И наконец, существует феномен адаптации к неблагоприятным чувствованиям (как соматические больные могут не замечать своих симптомов, например кашля) и к травмирующим раздражителям внешней среды.
Более надежны не реактивно возникающие состояния, а стабильные характеристики личности — они менее субъективны, основаны не на суждениях наблюдателя о чужих внутренних переживаниях, а на результатах стандартных психологических тестов. Литература по этому вопросу обширна. По литературным данным, суммарно личностные особенности наркоманов выглядят следующим образом. Наркоманы преморбид-но представляют собой лиц, далеких от больших социальных интересов, а также лишенных устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности. Они непоследовательны и лабильны во всех своих психических проявлениях, гиперсенситивны, неспособны переносить напряжения, с низкой эмоциональной толерантностью (эмотив-ная конституция, по Кляйсту). Часто они не справляются с требованиями жизни, стремятся к немедленному удовлетворению своих желаний. Отмечаются отсутствие интереса к другим людям, иногда агрессивность, склонность к непризнанию авторитетов. В некоторых же случаях выражены застенчивость и сознание своей недостаточности, неспособность бороться с трудностями, склонность к уединению и разрешению своих проблем химическим путем. Эти личностные черты соответствуют всем известным формам психопатий, поэтому наркомана в преморбиде многие считают психопатом.
Личность наркомана преморбидно отличают черты незрелости (неустойчивость и невыраженность высоких, в частности интеллектуальных, интересов, целей, внушаемость, чувство стадности) и несовершенная адаптация или адаптация к банальной повседневности адекватная, но недостаточная для
сложных условий. Следствием этих качеств является наряду с отклонениями в поведении и социальной неустойчивостью подверженность наркотизму. Отмечаются и другие черты незрелости: неадекватная самооценка, несоразмерность притязаний, слабый самоконтроль, неспособность преодолевать трудности, противостоять стрессам, недостаточные прогноз и рефлексия, незрелые механизмы защиты, непрочность, несфор-мированность нравственных понятий, что проявляется в том числе «в недоразвитии совести и в завистливости».
Считается, что преморбидная личностная недостаточность создает необходимость в коррекции самоощущения и самооценки подсобными средствами, наиболее простым и быстродействующим из которых является наркотик. Часть перечисленных особенностей совпадает с тем, что диагностируется как пограничные состояния: аффективная неустойчивость, импульсивность, нестабильность отношений, преобладающие чувства одиночества, непонятости, пустоты, неспособность себя контролировать и пр. Однако частота пограничных расстройств в популяции превышает распространенность наркомании, и в отличие от распределения наркомании по полу пограничные расстройства более часты у женщин. Возможно также выделение в обширном перечне особенностей премор-бидной личности структур менее патологического, более приближенного к норме смысла (стеничные, астеничные, истеро-возбудимые и т. д.).
Подобные работы многочисленны. Некоторые авторы полагают далее, что преморбидный тип личности в развитии уже состоявшегося заболевания определяет и тип течения наркомании, и характер ремиссии, и причины, мотив рецидива (тем самым недооценивая разрушительную, нивелирующую силу интоксикации). Однако, не говоря о том, что систематики такого рода всегда условны, использование их в группе как наркоманов, так и алкоголиков не показывает преобладания какого-либо типа. Не случайно в результате многолетних исследований Г. В. Морозов (1986) пришел к выводу о невозможности выделить «алкогольную», «наркоманическую» личность, личность, обреченную на злоупотребление. Это утверждение сообразуется не только с клинической практикой, его можно представить и как решение математической задачи о числе возможных сочетаний нескольких величин. Число возможных сочетаний К(К-1) велико: только 3 личностные черты могут дать 6 типов личности.
Попытка установить тип личности, некую постоянную совокупность черт, который вовлекается в злоупотребление с большей частотой, чем другие, трудно осуществима и потому, что потребление начинается в возрасте, когда личность оказывается в неравновесном, достаточно аморфном состоянии пубертата.
437 Исследователи, исходя из распространенности юношеской наркотизации, предполагают особую уязвимость подросткового возраста по отношению к наркоманиям и ищут специфические предрасполагающие факторы именно в этом жизненном периоде. В наркологических работах обособление от взрослых, агрессивность к обществу, воспринимаемому как враждебное, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта, даже познавательные интеллектуальные побуждения подростков считаются достаточными объяснениями наркотизации. Разлные авторы придают некоторым особенностям большее значение, нежели другим. Л. Е. Личко (1970) выделяет реакцию имитации, А. А. Коломеец (1989) считает, что высокий риск создается незавершенным формированием мотиваций и нравственных ценностей, повышенной чувствительностью к средовым воздействиям, опасность угрожает тем подросткам, которым свойственны зависимость от ситуации, пассивное в ней поведение. Не во всех исследованиях подтверждается использование опьяняющих средств с целью избегания трудностей и преодоления проблем.
Полисистемная, а не только психическая, эмоциональная перестройка, «пограничность» функций, необходимость организации новых отношений и с миром взрослых, и со сверстниками, освоение новых ролей, в том числе социальных, определяют неустойчивость, легкость дизадаптации. Как постулировал Н. В. Тимофеев-Ресовский, в неравновесной биологической системе малая подвижка может вызвать непропорционально большое изменение, явление с низкой энергией вызывает колоссальные силы — мутация создает измененный организм. Этот «принцип усилителя», один из составляющих синергетики — принцип общенаучный, подтверждается и при оценке как нормы, так и патологии подростков. Именно в этом возрасте возникают многие нежелательные качества, расстройства, социальные отклонения, в том числе и алкоголизация. Наркомании лишь скорее, чем иная патология, обнаруживают себя, демаскируют, поэтому искать в личности подростка некую специфическую предрасположенность к наркоманиям — ошибочно. Более того, в ряде случаев пробова-ние наркотиков — проявление не отклоняющегося, а нормального поведения. В своей работе [Пятницкая И. Н., 1988] мы показали это у алкоголизирующихся подростков как пример исследовательской реакции, свойственной возрасту и главным образом — полу. Проблема заключается не в особенностях возраста, но в том, почему наркотизация не ограничивается первыми пробами, а продолжается.
Меньше ошибок мы совершим, если будем судить о ведущих мотивах, проявляющихся в действиях. Мотивы могут быть временными, ситуационными, не связанными тесно с
личностью, и постоянными, проистекающими из личностной структуры.
Временным мотивом является мотив прагматический, когда наркотик принимается для облегчения психического состояния. Временный мотив обнажается исследовательским поисковым поведением мальчиков; после реализации он утрачивает силу. Временным ситуационным можно считать «про-бование» в группе сверстников. Последние мотивы поглощаются обозначением «познавательный». Выделяется интеллектуальный, когнитивный смысл действий: от поисков измененного супрематического сознания до познания иного чувственного опыта. На весомость такого мотива наводят частые объяснения самих больных: причиной наркотизации было «любопытство». Но, как мы постарались показать в части II, подавляющее большинство пациентов не отличаются любознательностью и познавательными устремлениями, «любопытство» в рассматриваемых случаях обозначает нечто иное. Это скорее инстинкт, рефлекс «что такое?» на неизвестное, проявляющийся, как показал И. П. Павлов, и у других млекопитающих. С большей уверенностью познавательный мотив устанавливается в среде художников, естествоиспытателей и др.
В этом случае уже наглядны и чувственные устремления — мотив постоянный для конкретной личности. Желание испытать особые ощущения невозможно отделить при любом использовании наркотических средств даже там, где первоначален иной мотив. Именно стремление к удовольствию создает проблему наркомании. Поскольку стремление к удовольствию — свойство всего живого, его следует считать постоянным. Активен поиск опьянения животными в свободных природных условиях. Описан случай [Гернет Н. Н., 1926] привыкания к курению мальчика 2,5 лет, который тянулся на руки любому человеку с папиросой. Присущая всем, а не только патологической личности, эта черта у некоторых людей (стремление к удовольствию) доминирует и проявляется не только в склонности к опьянению.
Гедонистические устремления прибегающих к наркотикам с начала века отмечаются в европейской психиатрической литературе. Находит гедонизм подтверждение и на современном отечественном материале. Есть данные, что гедония, как и возбудимость, — унаследованные черты, передающиеся по мужской линии [Радченко А. В., 1989]. Последним обстоятельством желательно оценить так называемую наркологическую (алкогольную) семейную отягощенность, неустойчивость семейной жизни и ряд других особенностей поведения больного и его кровных родственников.
Начало злоупотребления, клиническая картина заболевания предоставляют многочисленные доказательства значения мотива поиска удовольствия. К ним относятся, как мы уже
439 писали (1965—1975), использование эйфоризирующих веществ, возрастание доз с целью усиления гаснущей эйфории, предпочтение неэкономного способа введения (интравенозно-го), но дающего более интенсивную эйфорию, «ударное» введение, применение дополнительных средств не столько для удлинения, сколько для усиления эйфории, прием наркотика не в тех дозах, которые препятствуют абстинентному синдрому, а в тех, которые дают максимально возможный эйфориче-ский эффект. Все это свидетельствует, что и в течение болезни, а не только в ее начале, даже при угрозе абстинентного синдрома, нехватке наркотика ведущим мотивом остается стремление к эйфории.
Однако лишь одного свойства, стремления к удовольствию, именно из-за его всеобщности недостаточно для объяснения наркотизма. Социологическое объяснение [Рыбакова Л. Н., 1988], подразумевая стремление к удовольствию, дополняется следующим: «Образ жизни наркомана — заостренное, утрированное воплощение потребительства, целенаправленное выключение себя из традиционной деятельности человека, эгоцентрическое потребление результатов заботы и труда окружающих; социальные связи разрываются из-за эгоистических устремлений». Психопатологи и психологи это суждение дополняют. А. И. Дурандина и соавт. (1985) пишут о многоуровневых факторах, и социальных, и психологических, подводящих личность к наркотизации.
Конкретизируя эти данные, можно сделать определенные выводы. В отличие от животных и детей взрослеющий и взрослый человек владеет в той или иной степени своими желаниями. Самоконтроль — не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением нравственных и социальных норм, воспитанием. Способствуют самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом опасность наркотизма, и тем большая, чем моложе подросток.
Наглядно эта закономерность проступает в случаях так называемой девиантной личности.
С обращающей внимание частотой среди поступающих по поводу наркотизации в стационар мы видим молодых людей определенного типа поведения, облика и личностных характеристик.
Поведение в целом отклоняющееся: пренебрежение работой и учебой, эпизоды воровства, вандализма, мелкого хулиганства; употребление одурманивающих средств —лишь составляющая этого ряда. Обязательно следование молодежной
моде, увлечение поп-музыкой, нередко групповая езда на мотоциклах. Групповое времяпрепровождение обязательно. Существование в «системе» — наиболее яркая черта. Следует иметь в виду, что групповое существование — нормальный этап в развитии ребенка, приходящийся на возраст 8—12 лет. В дальнейшем усложнение психической деятельности, формирование собственных интересов приводят к индивидуализированным отношениям со сверстниками, появляются личные друзья, приятели. Групповую жизнь в возрасте старше 14— 15 лет можно рассматривать как показатель задержки психического развития, низкого уровня развития. Действительно, в группах, состоящих из юношей 16—20 лет, обнаруживаются черты детских групп: направленность на игровую развлекательную деятельность, нецелевая активность, легкость аффективной индукции. Отношения по существу обезличены, состав группы случаен (проживание в одном доме, например). На низкий уровень психического развития указывают также примитивный характер аффектов и склонность к разрушительным действиям. В группе выражено отчужденное, нередко враждебное отношение к взрослым. Сохранение этого отношения в индивидуальных контактах, быть может, объясняется не только групповой установкой, но и собственным опытом каждого.
На первый взгляд, молодые люди очень похожи. Такое впечатление, конечно, производят однотипные прически, одежда и манера держаться Однако главное — недостаточность индивидуального выражения лица и стереотипная усвоенная форма общения со взрослыми. Последнее в свою очередь — отражение группового рисунка поведения.
В беседе выясняется недостаточность личной мотивации поведения — оно диктуется группой. В рассказе употребляют практически только местоимения множественного числа. Они часто лживы, даже если речь идет о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности).
Исследования личности открывают, что подражательность, внушаемость и подчиняемость в поведении основанием имеют низкий интеллектуальный уровень, неразвитость волевой сферы, нравственных, этических представлений. Это сочетание лишает возможности критически оценивать поведение других, определить линию, принципы поведения собственного.
Низкий уровень интеллекта проявляется не только в неспособности решать предъявленные задачи на осмысление. Наглядны незаинтересованность в умственных упражнениях, отсутствие любопытства, познавательных интересов. Некоторые испытывают к учебе отвращение, даже когда материал им доступен. Сведения об окружающем ограничены. Речь скудная, с преобладанием жаргона. Интересы подчинены моде,
441 нестойки. Нет занятий, которые отличались бы от занятий приятелей, занятия и дела общие.
Слабость волевой сферы проявляется и нестойкостью интересов, и неспособностью к целеполаганию, организованной, последовательной деятельности. Праздность не тяготит, с трудом переносится одиночество. Они не могут себя занять, им «скучно».
Нравственные представления формируются группой, основаны на противопоставлении «мы — они», нестойки. Иногда безнравственные поступки объяснимы слабостью осмысления ситуации, тем, что поступок оказался вне круга, где действия подлежат нравственной оценке. Нередко ложь затруднительно оценивать этически, когда она — привычный способ ухода от сложной ситуации, способ отношения с «чужим» миром. Такие нравственные чувствования, как сострадание, благодарность, связаны с ограниченным числом лиц — ближайшими кровными родственниками, не охватывают даже членов своей группы. Следует отметить, что состав группы нестоек, взаимная симпатия слаба. Нравственные чувства в отношении широкого круга лиц абстрактные; чувство долга, достоинство, соподчинение общим интересам не развиты.
Эмоции обедненной гаммы, легко возникают архаические аффекты (гнев, злоба) с двигательным выражением, агрессией или (при невозможности последней) аутоагрессией. Очень часты следы самопорезов на руках и груди — множественные, поверхностные. Иногда аффекты выражаются истерическими защитными реакциями. Такие глубинные архаические аффекты, как страх, тревога, возникают не как проявление расстройства эмоциональной сферы, а реактивно, ситуационно и, разумеется, не сопряжены с депрессией. Примечательна незначительность поводов для провокации этих аффектов. Привязанности, как и нравственные чувствования, распространяются на ближайших кровных родственников, эмоционального сосредоточения на сверстниках не происходит. Об этом же свидетельствуют непостоянные, без выбора сексуальные связи. Раннее начало половой жизни говорит о слабом чувственном контроле. Неразвитости эмоциональной сферы соответствует недостаточная дифференциация сексуальных влечений (гомосексуализм нередок). Нельзя исключить, как мы уже говорили, биологически определяемый высокий порог чувственного восприятия, объясняющий склонность и способность переносить в больших количествах шумовые, световые раздражители, любовь к ярким расцветкам, высоким скоростям. В связи с этим может быть не случайной потребность в искусственной стимуляции одурманивающими средствами.
В целом такую личность характеризуют слабая, пользуясь выражением А. Н. Леонтьева, «чувственная ткань сознания», а также недостаточное чувство реальности, сознания «я».
Слабость контроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняют употребление одурманивающих средств — способ без усилий получить удовольствие опьянения, полнее слиться с группой. Эти же качества в сочетании с особенностями аффективной сферы и с уровнем развития нравственности объясняют другие (наряду с наркотизацией) формы девиантного поведения.
Низкому уровню психического развития может быть дано несколько объяснений. Существует точка зрения, согласно которой некая часть любой популяции представлена умственно отсталыми, тогда как другая — выдающимися умами. Слишком большое, по мнению некоторых специалистов, количество девиантных лиц может быть ошибкой наблюдения и результатом возросшей регистрации. Нельзя исключить, что еще недавно девиантное поведение не проявлялось под прессом нужды и заботы о первоочередных жизненных потребностях. Но оценки требуют предположения и о том, что рост числа девиантных лиц — результат биологического ухудшения вследствие ухудшения экологической обстановки. Аналогию, хотя и не строгую, можно увидеть в снижении физических, психических, в том числе нравственно-этических, характеристик мигрантов из деревни в города. Эта миграция, кроме того, сопровождается ростом пьянства и преступности. Некоторые наследственные, а не только средовые факторы обращают на себя внимание, например, пьянство не в одном, а двух-трех поколениях, хотя на первый взгляд наследственно обусловленные черты заслонены тем, что традиционно считается нажитым, воспитанным, ситуационным (социальным).
Достаточно часто эти дети происходят из семей дезорганизованных, низкого уровня культуры. Для таких семей характерны трудовая нестабильность, трудовая миграция, малый образовательный ценз, случайные и незаконные источники материального обеспечения, материальная недостаточность, многодетность, непостоянство брачных отношений, правопре-ступное поведение, алкоголизм, венерические заболевания, частое обращение за медицинской помощью. Последнее в форме госпитализации может служить показателем социальной неустроенности. Поскольку дети здесь безнадзорны, а воздействие семьи отрицательно, нельзя исключить, что указанный тип личности злоупотребляющего подростка формируется средовыми влияниями, социальными (см. раздел 1.2.1).
Сейчас выделяется так называемая элитарная группа1золотой молодежи, начинающая употреблять наркотики в своих компаниях, в «элитарных» ночных клубах. По своим личност-
1Понятие «элита» в нашем обществе неадекватно. Здесь имеется в виду лишь избыток материальных средств.
443 ным характеристикам они не отличаются от тех молодых людей, о которых шла речь выше. Даже поверхностное отличие — пристойная манера поведения — легко отбрасывается, обнажая эмоциональную недостаточность, например холодность, в том числе к родителям, высокий порог чувственного восприятия, отсутствие эмпатии, сверхценное и некритичное отношение в своему поведению, недостаточные осмысление ситуации и способность к прогнозу. И здесь мы видим узкий круг интересов, ограниченные знания и понимание окружающего мира. Мотив приобщения к наркотикам — также групповой и нескрываемо гедонистический. Развитие привыкания не отклоняется от обычных закономерностей. Такие больные крайне трудны для лечения, ибо у них извращено понимание взаимоотношений «врач — больной». То же можно сказать еще об одной самозванной «элите» — представителях богемы, шоу-бизнеса и тех, чьи материальные возможности превышают вложение труда и ответственность. Этот новый слой в нашем обществе требует специального психологического, психопатологического и социологического изучения.
Вместе с тем во многих случаях нельзя не обратить внимание на определенную психическую недостаточность родителей. В доказательство можно привести характер эмоциональных отношений. Родители (мать) ничего не могут рассказать о своем ребенке (склонности, привязанности, вкусы, времяпрепровождение); обычные ответы на вопросы врача — «как все», «хороший». Эмоциональная глухота взаимна; дети не знают зачастую характера работы родителей и даже их возраста. Выражено архаическое по своей сути чувство защиты младших, агрессивное, без попытки понять вину, без рассуждения, что бывает наглядным при расследовании многих уголовных дел подростков. Эта родительская защита в свою очередь формирует у детей агрессивное отношение к внешнему миру. Обращает на себя внимание быстрое угасание привязанностей. Как известно, у разных видов млекопитающих длительность связи «мать — дитя» имеет большой разброс; наиболее длительна она у человека. В таких же семьях детей легко отдают на пятидневное содержание в детских садах, оставляют на продленный день в школе, даже если в доме есть старшие. В последующем — интернаты, общежития, ПТУ. Охлаждение родителей обычно опережает привязанность ребенка. Этот временной разрыв содержит психотравмирующий ребенка фактор. В позднем подростковом периоде отчуждение взаимно, часто отношения неприязненные, скандальные, агрессивные, с быстрым уходом из дома.
Наиболее значимыми в структуре описанной выше деви-антной личности нам кажутся не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности. Эти качества встречаются также у индивидуумов достаточного интеллекта, без види-
мых криминальных тенденций, с хорошей социальной адаптацией.
Сочетание эмоциональной уплощенности (холодность, слабость и узость круга привязанностей, поверхностность, недлительность чувств), измененных инстинктивных побуждений, сопряженных с эмоциональностью (гомосексуализм, недостаточное чадолюбие), высокого порога психофизической реактивности (комфортное восприятие сильных, длительных раздражителей) представляет некий особый, не столько психический, сколько биологический тип.
Не менее убедительными должны быть и измененные психофизиологические параметры. Разумеется, высказанное предположение нуждается в более весомых доводах: измененные биохимические, иммунологические характеристики, прочие биологические, антропологические критерии.
В заключение нельзя не сказать о некоторых социальных факторах, которые формируют или способствуют формированию психологических и психопатологических черт личности. Мы привыкли рассматривать те социальные факторы, которые способствуют развитию, воспитанию положительных качеств. Наблюдения последних лет, к сожалению, вызывают тревогу, поскольку особенности нашей социальной жизни могут оказывать пагубное действие на молодежь. Для начала здесь необходимо остановиться не на тех факторах, которые способствуют интеллектуальному развитию, а на тех, которые ему препятствуют.
Простейшим примером являются счетные машинки, предназначенные для обработки массива цифрового материала, которые сейчас используются с первых классов школы. Результатом оказывается неспособность детей к устному счету, удерживанию цифр и оперированию «в уме». Ослаблению, неразвитости памяти служит и практическое исключение из учебных материалов заучивания стихов, правил и т. п., что сейчас принято презрительно называть «зазубриванием». Механическое расширение школьных программ с последующим вынужденным сокращением ввело в педагогический обиход критерий «нужное» (для жизни и профессии) и «ненужное». Педагогика отходит от принципа «учить учиться», от учения как тренировки ума, выработки интеллектуальных навыков, аналогичных мышечным тренировкам и моторным навыкам у спортсменов. Интеллектуальные возможности при нетренированности ослабевают так же, как мышцы у лежачих больных. Разумеется, есть школы учителей-энтузиастов, но здесь мы имеем в виду школы массовые, где ребенок должен обладать высокими интеллектуальными качествами от природы, чтобы преодолеть оглупляющее влияние школьного обучения.
Внешкольные впечатления также снижают интеллектуальные качества детей.
445 Европейский ум воспитан на законах аристотелевой логики: каждое явление имеет причину, начало, развитие и исход. Без специальных усилий, автоматически, опытом поколений человек отмечает этот порядок в окружающем мире. Но сейчас ребенок, подросток погружается в интеллектуальный хаос, глядя на так называемые клипы1— нечто, не имеющее начала, конца и связей между составляющими его мелькающими картинками. Такое насильственное вмешательство в образование интеллекта приводит к неспособности упорядочивать, систематизировать осмысление. Надо добавить, что в будущем эта неспособность проявится даже и в механическом труде, если принять справедливость утверждения, что «грамотный выроет канаву лучше, чем неграмотный».
Психическое обеднение усиливается олигофазией. Чтение, общение, расширяющие не только запас слов, но и представлений, обозначаемых словами, заменяются зрительными впечатлениями. Любые современные зрелища, адресованные молодежи, удивляют лексической бедностью, вульгаризмами и даже заменой слов междометиями и не свойственными родному языку выкриками. Сопутствующие жизни детей ритмы, как большинство ритмов поп-музыки, создают монотонность электроактивности мозга, не способствующую индивидуальной интеллектуальной деятельности.
Подростковый возраст — годы повышенного интереса к людям, межличностным отношениям. Но стремление понять другого человека, понять, как устанавливаются отношения, выражается симпатия или антипатия, развить в себе способность эмпатии путем собственных проб и ошибок — все это заменяется таким клишированием, как гороскопы, астрологические упражнения, гадания и привороты со 100 % (чтобы не возникло сомнений и размышлений) гарантией.
Дабы не углубляться в критику современных социальных способов воспитания детей и подростков, упомянем еще лишь один уродующий психику фактор. «Бери от жизни все», «уступи соблазну разнообразия», «лови момент», «сейчас и больше никогда», «вся наша жизнь — прикол, давайте веселиться» многократно повторяется в повелительном наклонении на экранах, по радио, на уличных стендах.
Психолингвистическое программирование аморальности противоречит общечеловеческим нравственным ценностям любого общества, любой религиозной конфессии. В России поговорка «однова живем» всегда несла ироничный смысл, а «жить одним днем» — смысл осуждения. Но, учитывая недостаточное нравственное воспитание в семье, отсутствие обще-
1Clip (англ.) — стрижка, настриг шерсти (овец), глагол — отсекать, нарезать, обрывать, глотать слова.
ственно-политического и религиозного воспитания, внушаемость в детстве и пубертате, не следует удивляться уровню психического развития и поведению подростков.
В том возрасте, когда начинается самовоспитание, когда ищут примеры-модели для себя самого, когда выбирают дорогу, ребенок может преодолевать в некоторой степени отрицательное воздействие семьи, полученного неправильного воспитания, но и тут он оказывается подавленным отрицательным социальным воздействием. Какой образец для подражания предлагает ему современное общество? Какие поступки? Современному подростку навязывается выбор «героев» массовой культуры.
Формируется личность интеллектуально неразвитая, эгоистичная, с упрощенными устремлениями и поведением, неспособная противостоять настойчиво предлагаемым соблазнам и непрерывным развлечениям.
Стремление к подражательным действиям (и суждениям), конформизм свойственны 70—80 % взрослых. Такая распространенная черта личности не может быть ни хорошей, ни плохой. Она просто есть, заложена в природу человека. Важно, в чем она проявляется и для какой цели. Благодаря конформизму нас охватывают не только мода на одежду, виды искусства, спорт, профессии, но становится возможным также общественное, социальное бытие человека. Конформизм, подражательность, внушаемость особенно выражены у психически незрелых подростков. При этом авторитетными, как мы уже говорили, для них являются сверстники и существующий сейчас наркотический климат в молодежной субкультуре.
Таким образом, и стремление к удовольствию, и конформизм в молодежной среде — нормальные человеческие свойства — в подростковом периоде с учетом внешнесредовых влияний оказываются патогенными. Они обрекают подростков на приобщение к наркотизации, а общество не использует эти две важные характеристики личности в целях разумного воспитания, формирования здоровых жизненных целей и идеалов. Молодой человек сейчас воспитывается обществом без героя, а при самовоспитании юноши видят перед собой в качестве героя нечто... Здесь мы останавливаем себя, боясь, что необходимая психопатологическая оценка этих фигур — «героев» может перейти в публицистику и морализирование.