Тема 4. «рак пищевода»

1. Продолжительность: 20 академических часов (1академический час - 45 мин).

2. Место проведения: онкологический диспансер.

3. Цель занятия:

· Обучить ординаторов основам диагностики рака пищевода, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития рака пищевода, предраковые заболевания, принципы обследования и лечение больных.

Для этого необходимо:

3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака пищевода.

3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.

Место онкологии в системе противоопухолевой службы.

Диспансеризация больных предраковыми заболеваниями и раком пищевода.

3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.

3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.

3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.

3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака пищевода.

Мотивация темы занятия. Поздняя диагностика рака пищевода, отсутствие скрининговых мероприятий, неудовлетворительные результаты лечения диктуют необходимость знания и внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания.

План занятия.

1. Контрольные тестовые задания.

2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология и факторы риска, фоновые и предраковые заболевания, современные классификации, клинические проявления ранних и распространенных форм опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).

Контрольные вопросы:

- Физиологические сужения пищевода и частота их поражения?

- Каковы эпидемиологические особенности рака пищевода?

- Охарактеризуйте предраковые заболевания пищевода

- Назовите основные формы роста рака пищевода

- Каковы особенности гистологической структуры рака пищевода?

- Перечислите принципы деления рака пищевода на стадии

- Каковы клинические симптомы рака пищевода?

- Охарактеризуйте методы диагностики рака пищевода

- Клинический минимум обследования больных с подозрением на рак пищевода.

- В чем заключаются рентгенологические признаки злокачественного поражения пищевода?

- По каким критериям проводится дифференциальная диагностика рака пищевода?

- Охарактеризуйте основные методы лечения рака пищевода

- Перечислите показания и противопоказания к лучевой терапии рака пищевода

- Назовите принципы радикального лечения.

- Перечислите принципы паллиативного лечения.

- Что влияет на отдаленные результаты лечения рака пищевода?

3. Заслушивание и обсуждение рефератов:

- Предраковые заболевания пищевода, диагностика, лечение

- Анатомические области и части пищевода

- Формы рака пищевода

- Классификации рака пищевода (клинико-анатомическая, гистологическая, TNM-классификация). Группировка рака пищевода по стадиям

- Клиническая картина рака пищевода в зависимости от распространенности опухолевого процесса

- Дифференциальная диагностика рака пищевода

- Основные принципы лечения рака пищевода. Показания и противопоказания к хирургическому лечению.

- Особенности лучевой терапии рака пищевода. Сочетанная лучевая терапия.

- Профилактика рака пищевода и прогноз у больных раком пищевода.

4. Практическая работа ординаторов:

4.1. Клинический разбор больных в абдоминальном кабинете поликлиники, в отделении радиологии. Работа в рентгенологическом (чтение рентгенограмм, томограмм) и эндоскопическом кабинете.

Обучение методике сбора анамнеза, первичной и уточняющей диагностики.

Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое и гистологическое исследования.

Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.

4.2. Решение ситуационных задач.

- Анализ диагностических ошибок и причин поздней диагностики при злокачественных опухолях плевр.

РАЗДЕЛ IV. «ОПУХОЛИ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ

И ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА»

ТЕМА 1. РАК ЖЕЛУДКА

1. Продолжительность: 16 академических часов (1академический час - 45 мин).

2. Место проведения: онкологический диспансер.

3. Цель занятия:

· Обучить ординаторов основам диагностики рака желудка, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития рака желудка, предраковые заболевания, принципы обследования и лечение больных.

Для этого необходимо:

3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака желудка.

3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.

Место онкологии в системе противоопухолевой службы.

Диспансеризация больных предраковыми заболеваниями и раком желудка.

3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.

3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.

3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.

3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака желудка.

Мотивация темы занятия. Необходимость получения знаний по предопухолевой патологии и вариантам клинического течения рака желудка для внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания.

План занятия.

1. Контрольные тестовые задания.

2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология и факторы риска, фоновые и предраковые заболевания, современные классификации, клинические проявления в зависимости от клинико-анатомической формы роста опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения, медицинская и социальная реабилитация больных раком желудка, врачебно-трудовая экспертиза).

Контрольные вопросы:

- Какие заболевания желудка следует отнести к предраковым состояниям?

- Что означает понятие «ранний рак желудка»?

- Назовите основные формы роста рака желудка

- Какие существуют гистологические формы рака желудка?

- Перечислите пути метастазирования рака желудка.

- Охарактеризуйте клинику декомпенсированного стеноза выходного отдела желудка

- Для какой локализации рака желудка характерен «синдром малых признаков рака» ?

- Какие виды типичных стандартных операций выполняются при раке желудка?

- Охарактеризуйте основные методы лечения рака желудка

- Назовите принципы радикального лечения.

- Перечислите принципы паллиативного лечения.

- Что влияет на отдаленные результаты лечения рака желудка?

- Как часто наблюдаются больные раком желудка после радикального лечения в ближайшие и отдаленные сроки и где?

3. Заслушивание и обсуждение рефератов:

- Предраковые заболевания желудка

- Эпителиальные и неэпителиальные доброкачественные опухоли желудка, принципы лечения

- Классификации рака желудка (клинико-анатомическая, гистологическая, TNM-классификация). Группировка рака желудка по стадиям

- Формы рака желудка (булемическая, фибрильная, метастатическая, отечная, кардиологическая форма).

- Дифференциальная диагностика между язвой и язвенными формами рака желудка.

- Ранний рак желудка.

- Алгоритм диспансерного обследования пациента с желудочной патологией.

- Варианты хирургических вмешательств при раке желудка.

- Комбинированное лечение рака желудка

- Профилактика рака желудка

4. Практическая работа ординаторов:

4.1. Клинический разбор больных в абдоминальном кабинете поликлиники, в отделении радиологии. Работа в рентгенологическом (чтение рентгенограмм, томограмм) и эндоскопическом кабинете.

Обучение методике сбора анамнеза, первичной и уточняющей диагностики.

Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое и гистологическое исследования.

Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.

4.2. Решение ситуационных задач.

- Анализ диагностических ошибок и причин поздней диагностики при раке желудка.

Наши рекомендации