Тема 4. «рак пищевода»
1. Продолжительность: 20 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики рака пищевода, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития рака пищевода, предраковые заболевания, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака пищевода.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных предраковыми заболеваниями и раком пищевода.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака пищевода.
Мотивация темы занятия. Поздняя диагностика рака пищевода, отсутствие скрининговых мероприятий, неудовлетворительные результаты лечения диктуют необходимость знания и внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология и факторы риска, фоновые и предраковые заболевания, современные классификации, клинические проявления ранних и распространенных форм опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).
Контрольные вопросы:
- Физиологические сужения пищевода и частота их поражения?
- Каковы эпидемиологические особенности рака пищевода?
- Охарактеризуйте предраковые заболевания пищевода
- Назовите основные формы роста рака пищевода
- Каковы особенности гистологической структуры рака пищевода?
- Перечислите принципы деления рака пищевода на стадии
- Каковы клинические симптомы рака пищевода?
- Охарактеризуйте методы диагностики рака пищевода
- Клинический минимум обследования больных с подозрением на рак пищевода.
- В чем заключаются рентгенологические признаки злокачественного поражения пищевода?
- По каким критериям проводится дифференциальная диагностика рака пищевода?
- Охарактеризуйте основные методы лечения рака пищевода
- Перечислите показания и противопоказания к лучевой терапии рака пищевода
- Назовите принципы радикального лечения.
- Перечислите принципы паллиативного лечения.
- Что влияет на отдаленные результаты лечения рака пищевода?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Предраковые заболевания пищевода, диагностика, лечение
- Анатомические области и части пищевода
- Формы рака пищевода
- Классификации рака пищевода (клинико-анатомическая, гистологическая, TNM-классификация). Группировка рака пищевода по стадиям
- Клиническая картина рака пищевода в зависимости от распространенности опухолевого процесса
- Дифференциальная диагностика рака пищевода
- Основные принципы лечения рака пищевода. Показания и противопоказания к хирургическому лечению.
- Особенности лучевой терапии рака пищевода. Сочетанная лучевая терапия.
- Профилактика рака пищевода и прогноз у больных раком пищевода.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных в абдоминальном кабинете поликлиники, в отделении радиологии. Работа в рентгенологическом (чтение рентгенограмм, томограмм) и эндоскопическом кабинете.
Обучение методике сбора анамнеза, первичной и уточняющей диагностики.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое и гистологическое исследования.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
- Анализ диагностических ошибок и причин поздней диагностики при злокачественных опухолях плевр.
РАЗДЕЛ IV. «ОПУХОЛИ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ
И ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА»
ТЕМА 1. РАК ЖЕЛУДКА
1. Продолжительность: 16 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики рака желудка, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития рака желудка, предраковые заболевания, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака желудка.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных предраковыми заболеваниями и раком желудка.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака желудка.
Мотивация темы занятия. Необходимость получения знаний по предопухолевой патологии и вариантам клинического течения рака желудка для внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология и факторы риска, фоновые и предраковые заболевания, современные классификации, клинические проявления в зависимости от клинико-анатомической формы роста опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения, медицинская и социальная реабилитация больных раком желудка, врачебно-трудовая экспертиза).
Контрольные вопросы:
- Какие заболевания желудка следует отнести к предраковым состояниям?
- Что означает понятие «ранний рак желудка»?
- Назовите основные формы роста рака желудка
- Какие существуют гистологические формы рака желудка?
- Перечислите пути метастазирования рака желудка.
- Охарактеризуйте клинику декомпенсированного стеноза выходного отдела желудка
- Для какой локализации рака желудка характерен «синдром малых признаков рака» ?
- Какие виды типичных стандартных операций выполняются при раке желудка?
- Охарактеризуйте основные методы лечения рака желудка
- Назовите принципы радикального лечения.
- Перечислите принципы паллиативного лечения.
- Что влияет на отдаленные результаты лечения рака желудка?
- Как часто наблюдаются больные раком желудка после радикального лечения в ближайшие и отдаленные сроки и где?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Предраковые заболевания желудка
- Эпителиальные и неэпителиальные доброкачественные опухоли желудка, принципы лечения
- Классификации рака желудка (клинико-анатомическая, гистологическая, TNM-классификация). Группировка рака желудка по стадиям
- Формы рака желудка (булемическая, фибрильная, метастатическая, отечная, кардиологическая форма).
- Дифференциальная диагностика между язвой и язвенными формами рака желудка.
- Ранний рак желудка.
- Алгоритм диспансерного обследования пациента с желудочной патологией.
- Варианты хирургических вмешательств при раке желудка.
- Комбинированное лечение рака желудка
- Профилактика рака желудка
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных в абдоминальном кабинете поликлиники, в отделении радиологии. Работа в рентгенологическом (чтение рентгенограмм, томограмм) и эндоскопическом кабинете.
Обучение методике сбора анамнеза, первичной и уточняющей диагностики.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое и гистологическое исследования.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
- Анализ диагностических ошибок и причин поздней диагностики при раке желудка.