УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЯМ ПО. 1. Проверка присутствующих студентов на занятии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЯМ ПО
ЧАСТНОЙ НЕВРОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
.
ОБЩЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО.
ПЛАН КУРАЦИИ БОЛЬНЫХ И ВЕДЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ»
1. Проверка присутствующих студентов на занятии. Уточнение расписания занятий, форма одежды.
2. Характеристика предстоящего цикла: освоение важнейших заболеваний нервной системы с элементами нейрохирургии; повторение данных по общей семиотике и топической диагностике. Связь с прочитанными лекциями по частной неврологии. Курация больных в течение цикла. Итоговая проверка знаний на экзамене; «зачет» в зачетную книжку за полный курс отработанных занятий. э
3. Методика обследования неврологического больного – уточнение состояния нервной системы: общемозговые симптомы (уровень сознания, головная боль, рвота, тошнота, головокружение, застойные соски зрительных нервов, менингеальные симптомы...). Функция черепных нервов (дополнение при осмотре окулиста, отиатра); двигательная сфера (объем активных и пассивных движений; сила мышц, трофика, тонус), сухожильные рефлексы, кожные рефлексы; патологические рефлексы, оральные автоматизмы и их характеристика. Координация и статика. Чувствительная сфера. Состояние вегетативной нервной системы (сон – бодрствование, АД, пульс, дермографизм, окраска кожи, потоотделение и прочее). Наличие припадков, гиперкинезов.
Состояние ВИД: интеллект, память, внимание, эмоции, познавательная способность; особенности личности и поведения.
4. Демонстрация схемы неврологического осмотра на больном.
5. Рассмотрение стандартной схемы истории болезни для курации больных.
6. О курации больных в отделении - деонтология, написание учебной истории болезни (одним из пары кураторов) и реферата по данному заболеванию.
7. Распределение больных для курации, раздать схему истории болезни на время цикла - до сдачи истории болезни ассистенту. Время на курацию.
8. Контроль за курацией больных в палатах - знакомство с больными, сбор анамнестических сведений, обследование больных – устранение трудностей, коррекция.
9. Подведение итогов занятия.
10. Домашнее задание: готовить к след. занятию - инфекции нервной системы (энцефалиты, менингиты, миелит, невриты, полиневриты, невралгии) - по лекциям и главам учебника по нервным болезням. Повторение раздела «Чувствительная сфера».
Приложение: «Список заболеваний у больных для курации студентами»:
- опухоль головного мозга;
- травма головного мозга;
- инсульт и хроническая недостаточность кровообращения;
- остеохондроз поясничный и шейный;
- остаточные явления энцефалита, миелита, полиневрита;
- невралгия;
- БАС, рассеянный склероз;
- эпилепсия;
- вегетативная дистония, мигрень;
- наследственные нейро-мышечные заболевания;
- ДЦП, гиперкинезы, паркинсонизм;
- гипертензионный синдром, гидроцефалия.
КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ, НЕЙРОХИРУРГИИ И МЕДГЕНЕТИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЯМ ПО
ЧАСТНОЙ НЕВРОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
«СОСУДИСТАЯ ПАТОЛОГИЯ ЦНС»
1. Проверка присутствующих студентов на занятии.
2. Проверка готовности к занятию по теме "Чувствительная система и ее нарушения". Топическая диагностика чувствительных нарушений на разных уровнях.
3. Время на курацию больных в палате - 30 мин.(с контролем качества осмотра, сбора анамнеза, неврологического исследования) . Представление сведений по дополнительным обследованиям и результатам анализов.
4. Демонстрация больных в клиниках с различными формами сосудистой патологии (изложение анамнеза, течения острого периода или последствий инсульта); исследование студентами нарушения нервной системы – чувствительных, двигательных, моэжечковых расстройств, состояния рефлекторной сферы, сознания и прочее.
5. Опрос студентов по теме «Сосудистая патология нервной системы». Классификация сосудистой патологии; клиника острых НМК: дифференциация ишемических и геморрагических инсультов и их лечения; лечение хронических дисциркуляторных энцефалопатий. Профилактика сосудистых заболеваний.Синдромы поражения различных бассейнов; каротидного (ВСА на шее, СМА, ПМА), вертебро-базилярного (ПА, основная артерия, с-м Валленберга-Захарченко). Роль хирургического лечения. Методы исследования сосудистого снабжения: доплерография, сканирование, РЭГ, ангиография, биохимические исследования.
6. Тестирование знаний студентов при решении клинических задач.
7. Заключение по качеству подготовки студентов.
8. Домашнее задание: повторить раздел «Двигательная система, методы ее оценки, симптомы поражения на различных уровнях». Подготовить: "Инфекции нервной системы": этиология, классификация инфекционных поражений нервной системы; энцефалиты (первичные и вторичные), менингиты. Использовать лекции и учебник по нервным болезням.
Приложение: "Больные с патологией сосудов головного и спинного мозга" - для микрокурации на занятии:
- больные с ПНМК, острыми НМК (ишемический инсульт, геморрагический
инсульт); - разные бассейны;
- больные с дисциркуляторной энцефалопатией 1-2-3 ст.;
- больные с миелоишемией на фоне шейного остеохондроза или грыжи диска, синдромом позвоночной артерии;
- больные с эмболиями сосудов мозга различной этиологии;
- больные с ВСД, мигренью, обмороками;
- больные с последствиями инсульта и органической патологией;
- больные с артериальной гипертонией и кризами;
- больные с субарахноидальными кровоизлияниями (мальформация)
КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ, НЕЙРОХИРУРГИИ И МЕДГЕНЕТИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ЗАНЯТИЯМ ПО