Наркомания в подростково-юношеском возрасте
Знакомство с наркотиками происходит, как и у взрослых, в группе сверстников. Но эта группа более широка и случайна. Источником знаний о наркотиках оказываются более старшие, опытные подростки, которые в свою очередь что-то слышали с чужих слов. Это хвалебные рассказы, но у подростков не возникает сомнений и потребности их проверить. Инстинктивная осторожность легко подавляется бравадой. Если взрослые пытаются найти объективные сведения о наркотических веществах, знакомятся со специальной (химической, фармакологической) литературой, то знания детей оказываются предельно искаженными, иногда фантастическими, поэтому риск тяжелых отравлений со смертельным исходом здесь крайне высок.
Отличия наркотизации мы видим с самого начала злоупотребления прежде всего в мотивах обращения к наркотику. Практически во всех возрастных группах встречаются объяснения типа «любопытство», «все принимали», «угостили», но в более зрелой возрастной группе за этими объяснениями скрывается чувственное побуждение, поиск эйфории. У детей и подростков этот мотив крайне нечеток, отражает незрелость чувственной сферы. Разумеется, это не исключает значимость приятных ощущений. Однако часто больший вес имеет любопытство в прямом значении этого слова. Подтверждение мы находим и в специальном психологическом тестировании, и в
спонтанном рассказе о переживаниях при опьянении. В связи с этим не случайно распространение в младших возрастных группах психоделических препаратов (летучих наркотически действующих веществ), вызывающих продуктивную психопатологическую симптоматику. Смотреть «мультики», «глюки» (галлюцинации) захватывающе интересно.
В связи с этим нужно отметить еще одну особенность подростково-юношеского наркотизма. Малая доступность дорогостоящих чистых наркотиков определяет выбор тяжелодействующих, злокачественных дешевых одурманивающих средств, что отражается на течении наркомании и на характере последствий хронической интоксикации. Но в ряду таких средств (холинолитические, антигистаминовые, снотворные препараты) избираются скорее не те, что дают телесные ощущения (например, циклодол), а именно галлюциногены — летучие наркотически действующие вещества (ЛНДВ). Чем старше подростки, тем больше в их группах распространяются циклодол, транквилизаторы, снотворные.
У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив — следование образу действий группы, подчинение моде. Группа по существу диктует, что и в каком количестве должно принять. Уклонение от наркотизации, как и уклонение от других требований и правил группы, карается. При этом изгнание — не самая большая жестокость, хотя тяжело переживается подростком. Из страха, который, конечно, скрывается показной отвагой, подросток принимает и индивидуально непереносимые им препараты, преодолевая, не показывая токсические реакции. В этих случаях последствия злоупотребления бывают еще более тяжелыми. Нередко на этом этапе нерегулярной наркотизации оказывается необходимой госпитализация в токсикологические пункты. Известны случаи, когда товарищи, боясь ответственности, бросали умирающего подростка.
Малая роль эйфорического эффекта, служащего первым звеном в развитии привыкания, слабая возможность «прочувствовать» эйфорию замедляют становление влечения. Достаточно долго поэтому наркотизация происходит под давлением группы сверстников, как форма времяпрепровождения, а самостоятельный поиск опьяняющего вещества, одиночное потребление отставлены.
Столь же несходно с наркоманией взрослых формирование предпочтения определенного наркотика — второго звена в развитии привыкания. Групповая наркотизация, недостаточная возрастная способность к любому выбору, а не только в Рассматриваемом случае, еще более ограничиваемая диктатом группы, хаотические пробы разных веществ — все это оттягивает возможность выбора. Как правило, подростки и алкого-лизируются. Как мы увидим в части III, алкоголизация замед-
ляет привыкание к некоторым наркотическим веществам. Не менее часто подростки продолжают длительное время совмещать различные наркотики и предпочитаемость какого-либо одного не образуется. Такая изначальная полинаркотизация формирует и особое влечение — направленное не на определенные ощущения, а на недифференцированное состояние оглушения, «балдение».
Третье звено в развитии привыкания — регулярность приема выбранного препарата — также не выражено с достаточной ясностью. Отсутствие собственных средств, зависимость от группы (а деньги обычно добываются группой) не дают возможности регулярно принимать наркотики, даже если установилось предпочтение к определенному веществу и желание повторить опьянение. Регулярность приема появляется часто с запозданием, когда для этого складывается «благоприятная» ситуация, а не тогда, когда возникает влечение. Это влечение подросток утоляет любыми, без выбора, веществами, лишь бы «забалдеть».
Четвертое звено в развитии привыкания — угасание первоначального эффекта — оценить у подростков сложно. Прежде всего потому, что употребляемые ими одурманивающие вещества с трудом измеримы количественно. Особенно это относится к летучим наркотически действующим веществам. Кроме того, подростки обычно и не измеряют препараты, принимают, сообразуясь лишь с тем, сколько дадут, и с субъективными ощущениями, поэтому самое большее, что они могут назвать, — количество, принятое всей компанией. Но в группе равного распределения никогда не бывает: больше получают вожак и его приближенные, остальные — по усмотрению главных. В зависимости от настроения лидера и отношений внутри группы в данный момент количество препарата постоянно колеблется.
Таким образом, те опорные для датировки начала болезни моменты в наркотизации взрослых — поиск эйфории как движителя процесса, предпочтение определенного опьяняющего средства, регулярности приема, угасание первичного эффекта — у детей и подростков, как правило, или неопределимы, или смещены во времени относительно друг друга, последовательность их нарушена.
Столь же трудно определение стадийности развития наркоманическои зависимости. Это в свою очередь проистекает из нечеткости наркоманических синдромов. Аналогичное наблюдается и при алкоголизме подростков [Пятницкая И. Н., 1988]. Синдромальная нечеткость соответствует тому, что мы видим у подростков и при любых, в том числе психических, болезнях, хронических эндогенных психозах. Лишь некоторые из подростковых психопатологических синдромов, например гебоидный, достаточно определенны и считаются специфическими для этого возраста1. Чаще же присутствуют смазанные симптомы различных регистров: истинный галлюциноз и психический автоматизм, параноидность и философическая интоксикация, паранойяльность и кататонические знаки и т. п. Незрелость мозга, психики делает невозможным синдромаль-ную четкость в пубертатном возрасте.
Ñèíäðîì èçìåíåííîé ðåàêòèâíîñòè.Толерантность в течение долгого времени колеблется. Больные могут какое-то время принимать высокие дозы, а затем крайне незначительные без желания их увеличить. Стабилизируется толерантность не раньше, а позже того, как появится влечение к опьянению. Колебания толерантности при алкоголизме подростков впервые описаны П. И. Сидоровым. При тех формах наркомании, при которых количество препарата можно измерить, обнаруживается, что в том периоде, когда можно говорить о стабилизации толерантности, дозы в 2—3 раза ниже, чем у взрослых. Форма употребления достаточно постоянна, но зависит от внешних факторов. Обычно трудно найти подходящее место, и компания использует пустые во время работы взрослых квартиры, подъезды, пустыри, заброшенные дома.
Ïîäðîñòêè ïðåäïî÷èòàþò íàðêîòèçèðîâàòüñÿ äíåì, ïðîãóëèâàÿ ó÷åáó, ÷òîáû ê âå÷åðó èõ îáëèê íå âûçûâàë ïîäîçðåíèÿ ó ñòàðøèõ. Åñëè ïðîïóñòèòü çàíÿòèÿ íåëüçÿ, òî ñîáèðàþòñÿ âå÷åðîì, íî ýòî âîçìîæíî òîëüêî ïðè áåçíàäçîðíîñòè, êîãäà íè âðåìÿïðåïðîâîæäåíèåì, íè ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà, íè åãî äðóçüÿìè ðîäèòåëè íå èíòåðåñóþòñÿ. Ëèøü êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ ïîñòîÿííîå è áåçîïàñíîå óáåæèùå, êóäà ìîæíî ïðèéòè â óäîáíîå âðåìÿ, îñòàòüñÿ íî÷åâàòü, òîãäà íàðêîòèçàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ñèñòåìàòè÷åñêîé. Ýòî ìîãóò áûòü ïîäâàëû, ÷åðäàêè, êîòîðûå ïîäðîñòêè îáîðóäóþò ïî ñâîåìó âêóñó; âçðîñëûå ñêëîííû âèäåòü â ýòèõ óáåæèùàõ íå áîëüøåå, ÷åì ìóçûêàëüíûé êëóá. Îäíàêî è íà÷àâøååñÿ â ïîäõîäÿùèõ óñëîâèÿõ ñèñòåìàòè÷åñêîå óïîòðåáëåíèå âûðàæàåò ÷àñòî òîëüêî ñòðåìëåíèå ê îáúåäèíÿþùåé ïðîöåäóðå, æåëàíèå áûòü îäîáðåííûìè, ïîîùðåííûìè ãðóïïîé — è çäåñü ìû ñíîâà âèäèì çíà÷èìûì íå ñòîëüêî èíäèâèäóàëüíûé, ñêîëüêî ãðóïïîâîé ìîòèâ.
Таким образом, систематичность злоупотребления определяется не развитием процесса наркоманическои зависимости, а внешними, случайными факторами, поэтому такую систематичность нельзя считать симптомом болезни. Систематичность употребления как симптом появляется позже, чем у взрослых, после того, как сформируется влечение. Защитные реакции на передозировку длятся дольше, чем у взрослых, и, исчезнув, могут возобновиться спустя некоторое время.
1Но и это весьма условно — сходный синдром у взрослых квалифицируется как «мория», «лобный», «дурашливость».
Îáúÿñíÿåòñÿ ýòî è íåóìåíèåì ïîäðîñòêîâ ñîèçìåðÿòü äîçó îäóðìàíèâàþùåãî ïðåïàðàòà ñî ñâîåé âûíîñëèâîñòüþ, è êîëåáàíèÿìè ýòèõ äîç, çàâèñÿùèìè íå îò ñàìîãî ïîäðîñòêà, à îò ãðóïïû, è õàîòè÷íîñòüþ ïðèåìà ðàçëè÷íûõ íàðêîòè÷åñêè äåéñòâóþùèõ âåùåñòâ.
Характерна повторная, через 2—3 ч рвота, впервые отмеченная Н. Г. Найденовой в случаях алкоголизации подростков. Это может быть показателем каких-то неспецифических расширенных возможностей защиты растущего организма; кроме того, рвотные реакции в детском и подростковом возрасте вообще гиперергичны.
Форма опьянения, если препарат не вызывает обездвиженности, как, например, в начале опьянения летучими наркотически действующими веществами, всегда двигательно избыточна. Опьяневшие шумят, поют, танцуют, у них выражено речевое возбуждение. Легко возникают агрессивные реакции — драка в группе, насилие, избиение случайных прохожих. Взаимоиндукция в группе вообще высокая, при опьянении практически абсолютна; исключение составляет только опьянение с глубоким помрачением сознания. Той закономерности изменения опьянения, которая свойственна особенно злоупотреблению седативными веществами (смена состояния седации в течение болезни состоянием стимуляции), при наркоманиях у подростков не наблюдается. И седативные, и психодислептические препараты с самого начала злоупотребления дают состояние возбуждения во второй фазе опьянения; первая фаза опьянения соответствует известному эффекту конкретного вещества.
Синдром психической зависимости.Появление влечения у подростков датируется с трудом. Наркотизация под давлением сверстников, ее частота и дозы, также определяемые ситуацией, затрудненность выбора предпочитаемого наркотика из-за скудных материальных возможностей — все это маскирует начало влечения. Казалось бы, наглядно влечение при постоянной систематической наркотизации с преодолением препятствий, конфликтами в семье, пренебрежением к учебе. Однако если компания в силу каких-то обстоятельств распадается, если подросток сменит место жительства, то наркотизация может прекратиться. Другими словами, массивная наркотизация имела своей причиной компанию, но не влечение. Затрудняет оценку влечения и долго отсутствующий выбор предпочитаемого наркотика из-за изначальной полинаркотизации. Подросток ищет любое одурманивание, а не определенное вещество. Бесспорным стремление к опьянению становится, когда подросток начинает сам активно искать определенное вещество и наркотизироваться один. Прием наркотика в одиночестве свидетельствует о возникшей значимости эйфории, переживать, ощущать которую внешние раздражители мешают. Доказывают влечение и дисфорические состояния, возникающие в период вынужденного воздержания, поэтому его нельзя квалифицировать как обсессивное. Однако, как мы уже отмечали в связи с подростковым алкоголизмом, незрелой личности, испытывающей интоксикационную нагрузку, сомнения, борьба мотивов не свойственны.
Ïîäðîñòêè íåêðèòè÷íû íå òîëüêî ê ñîáñòâåííîìó âëå÷åíèþ, íî è ê áîëåå íàãëÿäíîé íàðêîëîãè÷åñêîé ñèìïòîìàòèêå ó äðóãèõ. Íåóïðàâëÿåìîñòü âëå÷åíèÿ îáúÿñíÿåòñÿ è òåì, ÷òî ïîäðîñòêè âîîáùå ïëîõî íå òîëüêî îöåíèâàþò, íî è êîíòðîëèðóþò ñâîè ÷óâñòâà è ïîáóæäåíèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì âïå÷àòëåíèå, ÷òî ó ïîäðîñòêîâ áûñòðî âîçíèêàåò âëå÷åíèå ê íàðêîòèêó è ñðàçó â êîìïóëüñèâíîé ôîðìå, ñëåäóåò ñ÷èòàòü îøèáî÷íûì. Ñïîñîáíîñòü ê ïñèõè÷åñêîìó êîìôîðòó â èíòîêñèêàöèè òàê æå, êàê è âëå÷åíèå, ñîìíèòåëüíî îòíîñèòü ê êàêîìó-ëèáî ýòàïó çëîóïîòðåáëåíèÿ. Ïñèõè÷åñêèé êîìôîðò ïðèñóòñòâóåò ñ ïåðâûõ ãðóïïîâûõ ïðèåìîâ îïüÿíÿþùèõ ïðåïàðàòîâ — îí ñîçäàåòñÿ åäèíåíèåì ãðóïïû, ÷óâñòâîì áëèçîñòè, ìóçûêîé, êîòîðóþ ïîäðîñòêè ëþáÿò ñëóøàòü â îäóðìàíåííîì ñîñòîÿíèè. Êà÷åñòâî îáùåíèÿ ñ äðóçüÿìè êàæåòñÿ íåîáû÷àéíî ãëóáîêèì, óäîâëåòâîðÿþùèì. Åñëè ïñèõè÷åñêèé êîìôîðò âçðîñëîãî — ñóãóáî ñóáúåêòèâíîå ñîñòîÿíèå, ñàìîäîñòàòî÷íîå, òî êîìôîðò ïîäðîñòêà âêëþ÷àåò âíåøíþþ ñîñòàâëÿþùóþ. Îïüÿíåíèå äîëãî íå ïðèîáðåòàåò èñêëþ÷èòåëüíóþ öåííîñòü. Ñëîæíî îïðåäåëèòü, ÷åì â áîëüøåé ìåðå äîðîæèò ïîäðîñòîê — ïðåáûâàíèåì â ãðóïïå èëè òåì, ÷òî â ýòîé ãðóïïå îí äîñòàåò îïüÿíÿþùåå âåùåñòâî.
Синдром физической зависимости.Компульсивное влечение в длиннике заболевания появляется практически одновременно с абстинентным синдромом. Его истинность доказывается вегетативной стигматизацией: бледность, расширение зрачков, тремор. У подростков компульсивное влечение выражается психопатической симптоматикой: аффективными несоразмерными по силе и длительности реакциями злобы и раздражения, психомоторным возбуждением. Соматические жалобы, парестезии, обычные для взрослых наркоманов, испытывающих компульсивное влечение, не характерны. Эти черты: избыточность психопатологической симптоматики и незначительность соматоневрологических жалоб и расстройств — присущи и абстинентному синдрому у подростков-наркоманов. При госпитализации абстинентный синдром развивается отставленно, к исходу 1-х суток воздержания, и производит впечатление внезапно начавшейся протестной реакции. Больные начинают требовать немедленной выписки, кричат, бранятся, злобно швыряют вещи, стучат в двери, отказываются от разговора и назначенного лечения, стереотипно утверждая, что здоровы. Иногда началом абстинентного состояния случается драка в палате. Психомоторное возбуждение может выражаться вольерными движениями; выкрики олигофазичны, повторяющиеся, сознание аффективно сужено. Это состояние снимается приемом малой дозы привычного наркотического вещества легче и быстрее, чем нейролептическими средствами.
Àáñòèíåíòíûé ñèíäðîì ó ïîäðîñòêîâ îòëè÷àåòñÿ ïðåîáëàäàþùèì íå ñèìïàòîòîíè÷åñêèì, êàê ó âçðîñëûõ, à âàãîòîíè-÷åñêèì âîçáóæäåíèåì, ÷åì íàïîìèíàåò ïîñòèíòîêñèêàöèîííîå ñîñòîÿíèå. Áîëüíûå áëåäíû, ñ òåìíûìè êðóãàìè ïîä çàïàâøèìè ãëàçàìè; ãèïåðãèäðîç, òðåìîð íåçíà÷èòåëüíû; òàõèêàðäèÿ, ñîñóäèñòàÿ è ìûøå÷íàÿ ãèïåðòåíçèÿ ïîÿâëÿþòñÿ ëèøü íà âûñîòå ïñèõîìîòîðíîãî âîçáóæäåíèÿ. Åäèíñòâåííàÿ ïîñòîÿííàÿ æàëîáà ïðè âñåõ ôîðìàõ íàðêîìàíèè — íà ãîëîâíóþ áîëü. Îòñóòñòâèå àïïåòèòà, ïëîõîé ñîí, ìûøå÷íûå áîëè, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â æåëóäêå, êèøå÷íèêå ïðèçíàþòñÿ ïðè ïðÿìûõ âîïðîñàõ íå âñåãäà. Ðàññòðîéñòâà íàñòðîåíèÿ, äóøåâíîãî ñàìî÷óâñòâèÿ îòðèöàþòñÿ èëè ñâÿçûâàþòñÿ ñ êàêèìè-ëèáî ñòîðîííèìè ìîìåíòàìè, ñ ôàêòîì ãîñïèòàëèçàöèè, êîíôëèêòîì. Àíîçîãíîçèÿ ó ïîäðîñòêîâ âûðàæåíà â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ó âçðîñëûõ. Îäíàêî ñëåäóåò ïðèíÿòü âî âíèìàíèå íå òîëüêî íåêðèòè÷íîñòü ê çëîóïîòðåáëåíèþ, íî è âîçðàñòíóþ íåäîñòàòî÷íîñòü ñàìîîöåíêè, ñàìîàíàëèçà.
Длительность абстинентного синдрома короче, чем при той же форме наркомании у взрослых, но последующее состояние неустойчивого равновесия затягивается до 1—2 мес. Преобладающие синдромы — астенический и астенодепрессивный. Если у взрослых наиболее затяжными остаются обсессивное влечение, расстройства сна и настроения в форме депрессии или временами появляющейся тревоги, то у подростков — расстройство настроения в форме дисфорических приступов и реже — обострения влечения компульсивного характера. Сон у подростков восстанавливается быстро.
Наркологическая симптоматика, позволяющая предполагать III стадию наркоманической зависимости (падение толерантности, нормализующее действие наркотика, трансформация абстинентного синдрома), у подростков нами не наблюдалась — к этому времени подростки переходили в другую возрастную группу.
Синдром последствий хронической интоксикации в отличие от того, что мы видим при наркотизме взрослых, появляется быстро, опережая развитие собственно наркологической симптоматики. Уже на этапе систематического потребления, причину которого определить еще трудно (давление группы? влечение?), мы видим остановку в психическом развитии. Это проявляется в изменении сферы интересов, сосредоточении их на наркоманическом образе жизни, исчезновении побуждений к прежним занятиям, безразличии к новым впечатлениям. Пропуск даже небольшого периода, нескольких месяцев, в непрерывном развитии подростка в последующем проявляется наглядно. Однако даже короткий катамнез заставляет обратить внимание на другую сторону этой проблемы.
Плохой прогноз раннего злоупотребления для жизни определяется тем, что утраченные за время интоксикации возможности развития впоследствии не компенсируются — пропускаются этапы импринтинга важных качеств и способностей. Дефицитарные симптомы онтогенеза не восполняются. Дети, выросшие в изоляции от человеческого общества, с животными (Амала и Камала), впоследствии не научаются речи, навыкам еды, уходу за собой, предпочитают квадрипетальное хождение и пр.
В исследованиях подросткового алкоголизма обычно отмечаются лишь два психопатологических следствия — психопатизация и слабоумие. Отмечена десоциализация пьянствующих подростков. Но такая картина далеко не полная.
Методология исследования психических нарушений у подростков, как это следует из изложенного в настоящей главе материала, не может повторять методологию исследования и оценок наркомании взрослых. Иной подход и иные методы диктуются тем, что результат действия токсического фактора определяется не только качеством этого фактора, но и особым объектом воздействия. Результат зависит от того, на каком этапе развития ребенка произошло действие вредного фактора. Остановка развития, его искажение каждый раз оказываются различными.
При исключительно редкой алкоголизации 4—5-летних детей спустя 1—2 года мы видим картину имбецильности: неразвитая речь, моторная неловкость, неспособность самообслуживания, отсутствие гигиенических навыков1.
Äåéñòâèå òîêñè÷åñêîãî ôàêòîðà â âîçðàñòå 6—7 ëåò, íà ýòàïå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ðåáåíîê ïðîäîëæàåò íàõîäèòüñÿ íà ýòîì óðîâíå ðàçâèòèÿ, íå äîñòèãàÿ ñëåäóþùåãî. Îí ïðåäñòàâëÿåòñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä àêòèâíûì, íî ýòà äåÿòåëüíîñòü íåïðîäóêòèâíà, íå èìååò öåëè, íåñåò ñèþìèíóòíûé ñìûñë.  äàëüíåéøåì ìîëîäîé ÷åëîâåê, ïðåäîñòàâëåííûé ñàì ñåáå, íå îáíàðóæèâàåò ñïîñîáíîñòè ê öåëåïîëàãàíèþ, åãî äåÿòåëüíîñòü õàîòè÷íà è ïî ñóùåñòâó îñòàåòñÿ èãðîâîé, äëÿ êîòîðîé âàæåí ïðîöåññ, à íå ðåçóëüòàò. Àêòèâíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîèñêàõ ðàçâëå÷åíèé, ïîñêîëüêó æèâà ïîòðåáíîñòü â ñìåíå âïå÷àòëåíèé, äåëà íå çàâåðøàþòñÿ. Êàê âñÿêàÿ èãðà, ýòà àêòèâíîñòü íå ñâÿçàíà ñ êîíêðåòíîé ðåàëüíîñòüþ, çà÷àñòóþ ïðîòèâîðå÷èò òðåáîâàíèÿì ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà, óðîâíþ ìèêðîñðåäû.
1В этих тяжких случаях обязательно пьянство в семье, поэтому генез состояния сложен: здесь и отягощенная наследственность, и внутриутробная, перинатальная вредность, нарушение вскармливания, социальная депривация.
Çàäåðæêà ñîçðåâàíèÿ ëè÷íîñòè ìîæåò âûãëÿäåòü âíåøíå è êàê âïîëíå áëàãîïîëó÷íîå ñîñòîÿíèå. Òàê, ñâîáîäíîå, ïîñòîÿííîå, ïîâòîðÿþùååñÿ âûïîëíåíèå êàêîé-ëèáî ðó÷íîé ôóíêöèè ñîçäàåò âïå÷àòëåíèå âèðòóîçíîñòè. Ýòî óìåíèå èç òåõ, êîòîðûå ñîõðàíÿþòñÿ è ïîääåðæèâàþòñÿ âñþ æèçíü áåç æåëàíèÿ ñëåäóþùåãî øàãà â ìàñòåðñòâå.
Застывание на этапе собирательства выглядит как хозяйственность подростка, который постоянно приносит в дом «нужные» вещи, разыскивая их на свалке или воруя. Подросток может иметь репутацию одержимого коллекционера, что производит хорошее впечатление как выражение устойчивых интересов и последовательной целевой деятельности. Однако и здесь обращают на себя внимание стереотипии, отсутствие развития увлечения, что позволяет оценить эти случаи как результат остановки развития, как задержку перехода от собирательской деятельности на более высокий уровень функциональной интеграции. Будучи взрослым, такой человек не обнаруживает потребности в новых представлениях, занятиях; в течение жизни сохраняется «оригинальное» коллекционирование (о котором нередко сообщается в прессе), по существу нелепое, не связанное ни с познавательными, ни с эстетическими, ни с меркантильными целями.
С возраста 8—10 лет ребенок приобретает способность ставить перед собой задачи, не имеющие отношения к имеющейся ситуации. Постепенно эти задачи отдаляются от сенсорного опыта, приобретают идейный смысл — возникают цели идеального, социального, внечувственного смысла, значимости. Токсическое воздействие на протяжении этого периода, очень важного для формирования человека как социального существа, способствует появлению личности социально нестабильной. Такой человек не может выбрать специальность, позиция его в жизни случайна, он ею не удовлетворен, меняет места работы, не зная, чего бы он хотел. Эта неопределенность усугубляется и неспособностью овладеть высокой квалификацией в каком-либо деле. В ряде случаев затруднена даже несложная профессиональная подготовка таких лиц, поскольку они малоспособны к сосредоточению и кооперации для продуктивных целей.
Возраст 7—11 лет —период аффективного развития (по Г. К. Ушакову). Нарушения этого развития проявляются в последующем быстротой эмоциональных срывов, неустойчивостью, легкостью возникновения грубых аффектов, неспособностью к эмоциональному резонансу — сердечности, сочувствию. В сочетании с пропущенным периодом импринтинга формирования системы отношений это создает достаточно значимую социальную проблему. Проблема просматривается даже в семейных отношениях, которые строятся, особенно в семье кровной, инстинктивно, не требуя умения, научения.
Индивидуальные взаимоотношения — постоянство и полнота в дружбе, любви — обычно не складываются. Предпочтение отдается необязательным связям, брачные отношения непрочны, что сказывается на количестве и качестве следующего поколения. Но в полном объеме затруднения межперсональных отношений видны при остановке развития на этапе группового взаимодействия. Ситуацией момента могут оказаться группа асоциальных подростков, неблагополучная микросреда, которую, казалось бы, следует разрушить, изменить, в том числе методом индивидуальной психотерапии. В дальнейшем, однако, обнаруживается, что групповое существование — теперь единственная возможность для индивидуума, прошедшего период наркотизации. Ватага сменяется столь же случайной компанией с особыми представлениями о жизненных ценностях, но любое групповое существование ориентировано на более низкий, нежели общественный, идеал, отражая более низкий индивидуальный уровень развития его членов.
Ранний подростковый период — время формирования духовных интересов. Токсическая нагрузка в этом возрасте, упущение соответствующего периода импринтинга в дальнейшем обусловливают развитие духовно обедненной личности, не способной к высоким запросам. Искажается период идеаторного, интеллектуального развития (12—14 лет, по Г. К. Ушакову), что в последующем проявляется непродуктивностью мышления, невозможностью решения интеллектуальных задач даже при усвоенных профессиональных знаниях, пустым рассуждательством. Так, если нарушается эта фаза пубертата, когда особо часто начинается злоупотребление, искажается социализация — постановка целей в образовании, выборе профессии.
Искажение развития в 16—17 лет или пропуск этого периода, когда формируются индивидуальное самосознание (по Г. К. Ушакову) и способность соотносить себя с индивидуальным миром другого человека, когда формируются ролевые возможности, оставляет на последующую жизнь неадекватную самооценку, несообразный уровень притязаний, прямолинейность, категоричность, застывший стереотип поведения, что также нарушает межперсональную адаптацию.
Общей чертой психики для описанных здесь случаев являются слабость спонтанного развития, замедление и скорая остановка. В какой-то степени это отражает общее правило: чем выше уровень психического развития, тем дольше, иногда до старости, сохраняется способность дальнейшего духовного роста, обогащения новыми представлениями, знаниями, интересами. Но в рассматриваемых случаях, даже при учете невысокого преморбидного уровня, роль перенесенной хронической интоксикации исключить невозможно.
Таким образом, злоупотребление подростков нарушает закономерность психического и социального созревания, перехода в последующие возрастные категории. Расстройство механизмов развития психики, механизма усвоения социальной действительности по существу означает обрыв в усвоении опыта предыдущих поколений.
Известная демографическая ситуация, с одной стороны, и поставленные перед нашим обществом высокие политические и экономические цели — с другой, заставляют с особой серьезностью отнестись к тому, что часть молодежи может оказаться неспособной осознать социальные обязанности, жизненные задачи, неспособной к достаточной рабочей производительности и полноценному воспроизводству.
Миновав пубертатный возраст, молодые люди, перенесшие хроническую интоксикацию, оказываются вне поля зрения специалистов. Исключение составляют случаи возобновления наркотизации, пьянства или криминального поведения. Здесь и обнаруживаются описанные выше дефекты онтогенеза. Оценка этих расстройств онтогенеза — остановки, выпадения, искаженного последующего развития — нуждается в специальных психологических исследованиях, в частности исследованиях социальных психологов. Их целью должна стать выработка государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения, которая будет распространяться не только на указанных выше лиц, но и на другие социально неблагополучные контингента, которые нередко склонны к политической активности, опасной своей чрезмерностью.
Продолжение злоупотребления вызывает явственные, а иногда и очень грубые психические расстройства. У взрослых наркоманов этапом ослабоумливающего процесса служит психопатизация четырех типов: астенического, истерического, эксплозивного и апатического. Исключения — формы наркомании, при которых используются особо злокачественные вещества (например, барбитураты, ЛНДВ) и психопатизация не успевает полностью развиться из-за быстрого наступления деменции. У подростков, даже употребляющих менее злокачественные наркотики (опиаты), этап психопатизации короток и слабоумие возникает скоро. Определенную роль в этом, хотя и не исключительную, играет то обстоятельство, что подростки злоупотребляют одновременно многими наркотическими веществами, часть из которых очень злокачественна (см. Часть III). У подростков-наркоманов, как и у подростков-алкоголиков, удалось выявить два типа изменения личности: аффективно-неустойчивый и апатоабулический. Аффективно-неустойчивый предшествует деменции, апатоабулический развивается на фоне слабоумия. Можно полагать, что эти состояния — аффективно-неустойчивая психопатизация и апатоабулическая деменция — выражение быстро развивающегося психоорганического синдрома.
Как и при подростковом алкоголизме, психопатология подростковой наркотизации обеднена. Это прежде всего относится к закономерности развития хронических «ослабоумливающих» процессов, видимых при алкоголизме взрослых (где этап снижения личности сменяется этапом психопатизации, после чего наступает деменция). Нам не удалось в процессе злоупотребления алкоголем выявить этап снижения личности, что естественно, учитывая изначальный уровень личности пьянствующего подростка. При апатоабулическом типе развития уже выражено заметное интеллектуальное снижение, степень которого позволяет ставить диагноз деменции (на практике чаще олигофрении). Патологическое развитие не только ограничено числом типов, но и скудно симптоматически, что также следует связать с преморбидными особенностями личности.
Аффективные реакции лишены разнообразия и оттенков, стереотипны. У взрослого больного широкая система отношений, включающая лиц, разных по субъективной ценности, приятности, опасности и т. д. Его аффективные реакции, даже при общем высоком уровне эксплозивности, нюансированы, различны по амплитуде, он долгое время сохраняет способность переноса. Эксплозивная психопатизация подростка проявляется клишированными аффективными реакциями на неодинаковой силы раздражители разного источника (родители, приятели, учителя, работники милиции, медицинский персонал).
Обеднена также картина апатоабулического синдрома. Взрослый больной при этом способен поддерживать беседу, выполнять некие поручения, ходить на работу, если этому не помешает острое состояние (опьянение, абстиненция). Лишенный желаний и инициативы, он может сохранять внешний рисунок поведения. Подросток с апатоабулическими изменениями личности проводит дни в изоляции и неподвижности, слушает музыку, часами лежит в постели. В беседе не заинтересован, отвечает односложно, ни на одну тему не удается вызвать спонтанных высказываний. Молчалив и пассивен в компании сверстников, опьянев, после некоторого оживления, остается на месте, когда «друзья» уходят. Такие подростки часто оказываются в медицинских вытрезвителях (чаще, чем начинающие пьянство, которые в коматозном состоянии попадают в токсикологические пункты).
Деменция при наркотизации детей и подростков производит впечатление олигофренической ввиду бедности психического содержания (словарный запас, фразеология, запас знаний). Только установление в анамнезе периода более успешного психического функционирования (удовлетворительное обучение в каких-то классах школы), что не соответствует картине настоящего, позволяет убедиться в снижении интеллекта. Подросток утрачивает способность осмысления несложных тестов, простых ситуаций, если они непривычны. Он пассивен, не заинтересован и испытывает отвращение к интеллектуальным задачам.
Можно отметить два типа деменции — торпидный и эретический, что соответствует вариантам деменции взрослых. Торпидный тип наблюдается при апатоабулической психопатизации, эретический — при эксплозивной. Если при наркотизации взрослых, несмотря на растянутость сроков слежения, связи типов психопатизации (их взаимотрансформация) с типом деменции до сих пор неясны, то здесь динамика психопатологии наглядна.
Даже такой дефицитарный синдром, как синдром деменции, у подростков обеднен. Так, например, эретическая деменция: мы не встречали псевдо паралитической ее формы; эретическая деменция подростков лишена таких симптомов, как истощаемость, приподнятость настроения; подростки остаются активными, особенно моторно, и не обнаруживают скорого утомления. Для эретической деменции характерна дисфория. Чаще подростки злобны, агрессивны, проявляя садистские склонности. Настроение поднимается при удовлетворении этих чувствований. Таким образом, соотношение фона настроения и колебания на этом фоне у взрослых с псевдопаралитическим синдромом и у подростков с эретической деменцией полярно различно (преобладающее благодушие со вспышками гневливости и преобладающая злобность с приливами хорошего настроения).
Состояние деменции у подростка и в торпидном, и в эретическом варианте при поверхностной оценке производит впечатление шизофрении (простая и гебефренная формы).
Соматическая патология также соответствует наблюдаемой и у подростков-алкоголиков. Самое яркое впечатление оставляет внешний вид больных. Он не соответствует возрасту: или подростки выглядят на 3—4 года моложе, или в их облике обращает на себя внимание нечто старческое. Всегда снижена масса тела, наблюдаются поблекший цвет глаз и волос, бледная, серая кожа, плохой тургор, причем не только из-за потери аппетита, скудной еды (нерегулярно, от случая к случаю) — внешность их свидетельствует и о гормональных нарушениях. Недостаточности соматотропного гормона соответствуют недостаточность и половых гормонов, поскольку вторичные половые признаки обычно не развиты, а также возникает и недостаточность гормонов надпочечников. Acnae vulgaris, характерные для возраста, не выражены. Зато нередко обнаруживаются пиодермия, вялые застарелые гнойные подкожные уплотнения. Вне интоксикации (в стационаре) у них отмечаются затяжные астенические состояния, слабость, утомляемость при физической работе. Эта энергетическая недостаточность столь же глубока, как наблюдаемая у взрослых больных.
Èññëåäîâàíèÿ ýíäîêðèííîé ñèñòåìû ïðè ðàííèõ íàðêîìàíèÿõ íå ïðîâîäèëèñü, à ìåæäó òåì îöåíêà ïîëèãëàíäóëÿðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, âîçìîæíî, îêàæåòñÿ ïîëåçíîé äëÿ ïîñëåäóþùåãî ëå÷åíèÿ òàêèõ áîëüíûõ.
Органная патология при наркологическом обследовании не выявляется. Симптомы раздражения (возбудимость сердечнососудистой системы, печеночные знаки и функциональные пробы) проходят в течение 4—5 нед. За этот период мы наблюдаем колебания сердечного ритма, минутного объема, уровней артериального давления, акроцианоз, мраморность кожи, временами — гипергидроз, легко возникающий тремор, высокие сухожильные рефлексы — все то, что может считаться и функциональным состоянием пубертата, несколько утяжеленным. Наркоманической специфичности установить не удается. Хроническая интоксикация, недостаточность нутри-ционных факторов из-за недоедания, частые охлаждения вследствие образа жизни оказываются недостаточными для невропатий у подростков. Невритические симптомы не определяются и при глубокой пальпации.
Нельзя не обратить внимание, что последствия хронической наркотической интоксикации проявляются в функциональных системах наиболее активного роста — психической и эндокринной.
Только одна форма наркомании — злоупотребление стимуляторами — вызывает столь быструю социальную декомпенсацию у взрослых, аналогичную социальной декомпенсации у детей и подростков, наркотизирующихся любыми препаратами.
Как и при раннем алкоголизме, столь же тяжки социальные последствия раннего злоупотребления. Злоупотребление начинается в подавляющем числе случаев на фоне недостаточной социализации — усвоения норм и ценностей общественной жизни. Это проявляется и в отсутствии самоконтроля за поведением, незнании этических норм, отсутствии общественных идеалов, жизненных целей, стремления к образованию, профессиональным знаниям, семейной жизни и пр. Но на этом уровне дети достаточно упорядочены и в узком диапазоне соблюдают необходимые требования: посещают занятия, хотя прогулы были часты, готовят уроки, хотя и неприлежно, помогают в домашних делах, опекают младших братьев и сестер.
С началом систематического употребления очень быстро наступает утрата и такой непрочной социальной позиции: постоянные прогулы, незнание уроков, длительные отлучки из дома, неизвестные старшим времяпрепровождение и занятия. Когда они все же приходят в учебное заведение (нередко в состоянии опьянения), то отнимают деньги у младших, воруют в гардеробе вещи, неприязненны к соученикам и преподавателям. Отношения со взрослыми становятся остро конфликтными, особенно в семье. Вскоре обе стороны проявляют ожесточенность: родители при возможности сопровождают детей в школу и встречают после уроков, запирают в доме, прячут одежду, избивают. Дети проявляют изворотливость, лживость, дерзость, вступают с родителями в драку. Поскольку учение продолжать невозможно, их пытаются устроить на работу в надежде на более серьезные дисциплинарные требования и «влияние трудового коллектива». Однако спустя несколько дней они перестают являться и на работу. На этом этапе родители нередко обращаются к психиатру (обычно по совету со стороны). Вследствие правопреступных действий (кражи, в том числе спиртного, из магазинов, вещей из своей и чужих квартир, хулиганство) подростки привлекаются к административной или уголовной ответственности, берутся под строгий контроль правоохранительных органов. Этот контроль, особенно если он сочетается с изоляцией, оказывается более эффективным, нежели медицинская помощь.
Особо значимо криминальное поведение как показатель психического снижения для девочек.
В последние годы растет не только общая смертность, но и число самоубийств подростков. Ранее аутоагрессия ограничивалась поверхностными самоповреждениями, нередко демонстративными. Смерть наступала вследствие случайных передозировок, неумелого пользования наркотическими средствами (например, от удушья в пластиковом пакете при вдыхании летучих наркотически действующих средств), вследствие несчастных случаев в психозе, при сведении счетов со сверстниками. Теперь при возрастающей смертности подростков самоубийства оказываются впечатляющей составляющей. Можно объяснить это не только быстро наступающей депрессией. Субъективное отношение к депрессии у подростка иное, чем у взрослого. Еще раньше, в самом начале наркотизации, подросток не осознает ни своего злоупотребления, ни социальных утрат. В какой-то мере это отсутствие критики — преморбидная черта тех подростков, которые склонны к наркотизации (см. главу 10). Следует принять во внимание эмоциональное уплощение, защищающее от реакции на стрессовые жизненные обстоятельства. Депрессия у подростка нередко выглядит как дисфория.
В генезе самоубийств подростков, помимо аффективных расстройств, обращает на себя внимание еще одно обстоятельство. Нередки совместные самоубийства и самоубийства, распространяющиеся в каком-то микросоциуме (в одной школе, одном жилом массиве и т. п.). Это указывает на неразвитость самосознания, своей индивидуальности, своего «Я», на недостаточность воли и осмысления ситуации — те характеристики, которые были преморбидно или (применительно к нашей теме) приобретены как дефект в процессе наркотизации (см. главу 10).
Обычно недиагностируемыми, точнее, ошибочно диагностируемыми как следствие нейроинфекций оказываются острые токсические энцефалопатии подростков как причины смертности. Они возникают при передозировке наркотически действующих веществ или от «обычной» для подростков дозы при индивидуальной непереносимости.
По существу и у взрослых любое тяжелое отравление наркотическими веществами в степени сопора и тем более комы есть острый мозговой синдром. Выход всегда сопровождается расстройствами памяти не только в форме ретроградной и антероградной амнезий. Мы видим слабость запечатления и удержания — слабовыраженный корсаковский синдром. Расстройства сознания (исключая функциональные, например истерические) — показатель глубины поражения мозга. У взрослых это отмечали внимательные клиницисты неоднократно: даже после делирия, состояния с меньшей степенью помрачения сознания, остается интеллектуальное снижение. Этому давались различные объяснения вплоть до того, что делирий — «пожар витаминов в нервной ткани».
Однако мы должны видеть токсический фактор, прямое отравление и метаболический вторичный токсикоз, падение активного обмена, в частности редокса. Тем более все эти механизмы действенны при внезапной разовой перегрузке у детей и подростков.
Традиционный психиатрический взгляд мешает оценить эти случаи как невропатологическое состояние. Подросток малоподвижен, не меняет позы, мышцы расслаблены, выражение лица растерянное, окружающее им не воспринимается. Вопросы нужно повторять неоднократно, в простой форме, с дополнительным раздражением, дотрагиваясь, легко потряхивая больного. Отвечает он не на каждый вопрос, с задержкой, односложно. Крайне бедны ответные, в частности эмоциональные, реакции. Длительность острого состояния — от нескольких часов до нескольких дней при условии правильного лечения, дезинтоксикационного, а не нейролептического. На выходе, если подросток выживает, наблюдаются транзиторные синдромы, описанные Н. Wieck (1965), М. В. Семеновой-Тянь-Шанской (1970), Б. С. Фроловым (1971) при других экзогенных поражениях мозга: корсаковский, галлюцинаторно-параноидный и др. В дальнейшем мы видим затяжные астено-депрессивные, апатоабулические состояния с периодическими дисфориями. При стабилизации, спустя 3—6 мес, у подростков формируются картина деменции (нередко принимаемая за олигофрению) и психопатоподобное поведение.