Медицина и фармация в Византии и странах Востока.
Феодальный строй Франции, Германии, Англии прошел три стадии. Первая стадия феодализма (с V по X – XI в.) – ранее средневековье – следовала непосредственно за падением рабовладельческого строя в Риме в результате восстания рабов и вторжения «варваров».
Прогрессивные черты феодального строя сказались не скоро. Новые общественные жизни складывались медленно. Кельтские и германские племена, победившие рабовладельческие государства, принесли с собой пережитки родового строя с его экономическими и культурными чертами, прежде всего с натуральными формами хозяйства. Переход от античного мира к средневековью в Западной Европе был связан на первых порах с глубоким экономическим и культурным упадок. В раннем средневековье преобладало натуральное хозяйство. В странах Западной Европы в течении ряда веков отмечался упадок науки.
Во второй стадии феодализма в Западной Европе (приблизительно с XI по XV век) – в развитом средневековье – с ростом производительных сил росли города – центры ремесла и торговли. Ремесленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с натуральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно – денежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри страны и между странами.
Вся духовная культура средневековья находилась под гнетом церковной идеологии, утверждавшей божественную неизменяемость существующего классового порядка и угнетения. Официальная церковь боролась против ересей – попыток критически относится к священному писанию и церковным авторитетом. В этих ересях находил отражение социальный протест крестьян и горожан. Для подавления ересей в конце этого периода в католических странах Западной Европы был создан особый орган инквизиция. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления.
Юриспруденция, естествознания, философия – все содержание этих наук приводилась в соответствии с учением церкви. В эпоху средневековья науку считали служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы установленные верой.
В период средневековья большое влияние на развитие лекарствоведения имели магия, астрологиями в особенности алхимия, сменившиеся впоследствии точными науками: физикой, астрономией и химией. Распространению алхимии способствовало развитие товарообмена между странами, резкое усиление потребностей господствующих классов в предметах роскоши, вооружение стран и т.д. Повысилось значение денег, потребность в увеличении их источников. Алхимия охватывает период от середины IV века до середины XIV века. Под алхимией принято понимать искусство превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью “философского камня” (иначе “красный камень”, “великий эликсир”, “панацея”), которому приписывались и другие чудодейственные свойства, например способность излечивать все болезни, возвращать молодость и т.д. В поисках этого камня состояло главная цель деятельности алхимиков. Особое место алхимики отводили сере и ртути. Ртуть называлось ими “матерью” металлов, а сера – “отцом”. Сера и ртуть в представлении алхимиков проживают любой металл. Ртуть, как известно, способна давать амальгамы (сплавы), при нагревании которых образуется чистый металл, а сама ртуть умучивается. С другой стороны, те же металлы легко соединяются с серой, образуя землеподобные вещества, а при накаливании освобождают чистый металл. Несмотря на свои ошибочные представления, алхимики практической работой способствовали развитию химии и фармации. Благодаря алхимикам увеличилось число веществ, получаемых лабораторным путем. Алхимики развили и усовершенствовали методы перегонки, осаждения, фильтрации, кристаллизации и др. Важнейшим изобретениям средних веков было открытие метода дистилляции и конструирование перегонных аппаратов, в результате чего были получены дистиллированная вода, необходимая для приготовления лекарств, алкоголь, ряд эфирных масел и скипидар, соляная, азотная кислоты и др. От перегонки жидких веществ перешли к сублимации твердых веществ, в результате чего были получены бензойная кислота из росного ладана, сулема и некоторые другие препараты. С целью получения более концентрированных отгонов прибегали к повторной троекратной и пятикратной перегонке. Отгоны назывались эссенциями.
Работы алхимиков связывают исследования с производством, развивают металлургию, горное дело, производство пороха, бумаги, солеварение и др. Наряду с этими практическими успехами алхимия оказала отрицательное влияние на фармацию. Так, идея о панацеях, эликсирах долгой жизни и т.п. направила искания лекарственных средств по неправильному пути.
Характерной чертой официальной “научной” медицины средних веков были сложные лекарственные прописи. Число разных ингредиентов в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и более составных частей. Основной составной частью териака было змеиное мясо. Териак также считался средством против всех внутренних болезней, в том числе “моровых” лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц.
Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерно. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В западной Европе университеты представляли сначала частные объединение учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Саперской медицинской школы близ Неаполя в XII – XIII веках появились университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке – в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присягу священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершено отброшен его метод исследования, опыты, вскрытия что являлось его главной заслугой. Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина писались не экспериментами, а изучением текстов – Галена и Гиппократа. Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, Ибн-Сины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цитатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведенной на память. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Средние века характеризуются крупными эпидемиями острозаразных болезней, не зафиксированными в таких размерах в период рабовладельческого строя. Возникновение эпидемий зависело от многих факторов: великое передвижение народов с востока на запад и с севера на юг в IV – VII веках, захватнические крестовые походы западноевропейских феодалов под фальшивым лозунгом католической церкви об освобождении христианских святынь в Палестине из под власти мусульман (восемь походов с 1096 по 1270г.) антигигиенические условия жизни в средневековых городах, аскетизм и пренебрежение чистотой тела, культивировавшиеся церковью и т.д.
Эпидемии, превращавшиеся в пандемии, поражали население огромных районов. Например, пандемия чумы, или «черной смерти», занесенной в 1347г. в Северную Италию из Северной Африки командой торгового судна, в течение 3-4 лет охватила всю Европу. В отдельных местностях она поражала от 1/2 до 9/10 населения. Опустошительные эпидемии побудили власти к принятию мер против их распространения. При входе в западноевропейский средневековой город, особенно в период эпидемии, необходимо было пройти осмотр. Прокаженные изгонялись из населенных мест и должны были иметь рог, трещотку или колокольчик, чтобы сигнализировать о своем приближении. С древних времен принимались меры изоляции прокаженных. В IV веке Армянский церковный сбор в целях «пресечения распространение заразных болезней» принял решение о сооружении лепрозориев для прокаженных. Были открыты изоляционные дома – убежища (Цезарея). Важное значение для выработки мер по борьбе с заразными болезнями имея труд Мхитара Гераци «Утешение при лихорадках» (XII в.). В 583г. в Европе Лионский сбор создая предписание об ограничении свободного передвижения прокаженных. К концу XIV века во Франции и Германии число изоляторов для этих больных достигло почти 10000.
Во время общеевропейской пандемии чумы в XIV веке, помимо ранее осуществлявшихся мероприятий, были предприняты также борьба с крысами, наблюдение за мелким рогатым скотом, очистка городов. В 1348г. изданы первые санитарные регламенты в Лондоне, Париже, Нюрнберге и других городах, в которых были разработаны меры против заноса и распространения “повальных” эпидемических болезней. В крупных портовых городах (Венеция, Генуя и др.) был введен карантин (diaranta – по итальянский сорок) – сорокадневная изоляция и наблюдение за составом экипажей прибывающих судов. За выполнением карантинных предписаний следили особые, портовые надзиратели – “попечители здоровья” (не медики). Позднее в ряде крупных городов была введена должность врача (штадт - физик), выполнявшего преимущественно противоэпидемические функции.
В эпоху феодализма создавались больницы и аптеки. В отличие от военных госпиталей (валету динариев) в Древнем Риме, убежищ для калек и рожениц в Древнем Египте, небольших частных ятрей в Древней Греции и Древнем Риме, средневековые больницы являлись крупными учреждениями для гражданского населения.
Одной из первых была больница, основанная в Ivв. В Кейсарии (Цезарея), населенной преимущественно армянами. Она представляла собой комплекс зданий («целый город») для размещения больных, располагало транспортными средствами. В этой больнице имелись врачи. Порядок лечения больных регламентировался специальным уставом. После образования Византийской империи это начинание получило развитие и в ее центре – Константинополе. В больнице были устроены отделения для хирургических больных и больных с лихорадкой. Больничное дело получило развитие также в Арабских халифатах. Крупные больницы были открыты в Багдаде, Дамаске, Барсе, Кордове и других городах. При некоторых из них были открыты школы для подготовки врачей (Багдаде). В Арабских халифатах были введены специальные должностные лица по наблюдению за врачебным и аптечным делом. Наряду с больницами появились аптечные учреждения с функциями сбора лекарственных средств, приготовления лекарств, регулирования вопросов, связанных с их продажей, формирования отношений между врачами и больными.
Раньше всего аптеки возникли в Византии и Арабских халифатах. В частности, в Арабских халифатах первая аптека основана в 754 году. В Западной Европе впервые профессия аптекаря появилась во Франции в 1178 году, в Англии – в 1180 году. В 1224 году в Священной Римской империи был издан декрет о правах и обязанностях врачей и фармацевтов. Согласно декрету, правила хранения и отпуска ядов. Врачам запрещалось также извлекать прибыль из снабжения лекарствами больных.
В начале XVв. Была установлена аптечная монополия. Разрешение на открытие аптек давалось при условии исключения конкуренции. В это же время впервые организована специальная подготовка фармацевтов. В средние века дальнейшее развитие получило учение о лекарствах, их свойствах, о показаниях к их применению, введены в практику новые лекарственные средства. В Византии крупный вклад в лекарствоведение внесли Орибазий и Александр Трамсский. Последний считал, что задачей врачевания должно быть содействие целебными силами организма. Он советовал тщательно наблюдать за состоянием больного, прибегая вначале к легким, а затем к более сильным средствам, если первые не достигнут цели. Значительный шаг в развитии лекарствоведения был сделан врачами в арабских халифатах. Они ввели в обиход много новых лекарственных средств. Этому способствовало прежде всего развитие химии. Им принадлежит введение в обиход следующих терминов: алкоголь, сироп, нафта, камфара, безоар и т.д. В IX веке они создали первую фармакопею («Карабадин»), внесли вклад в учение о ядах и противоядиях, заложили начала токсикологии. Два тома труда Ибн-Сины «Канон медицины» были посвящены лекарствоведению.
Крупным явлением в области лекарствоведения явилась книга армянского врача Амирдовлата Амасиации «Лекарствоведение» (1481г.), в которой автор подробно описал порядок сбора лекарственных растений, методы приготовления и хранения лекарств, дал рекомендации по применению лекарств, уделив особое внимание сильнодействующим, определив их максимальные суточные дозы. В грузинских карабадинах – книга по естествознанию и медицины – также имелись обширные сведения о лекарствах и их действии.
Развивалось лекарствоведение и в странах Западной Европы. В 410г. Тулузе Марцеллом написана книга «О лекарствах», в которой не только обобщены знания предшественников в этой области, но и описаны средства местной народной медицины. Особое место в развитии лекарствоведения принадлежит Салернской школе. В 1100г. здесь был создан «Антидотарий», в котором давались указания о способах применения лекарств и характере их действия. В середине XII века были сделаны дополнения к «Antidotariam Salernitatum» относительно составления рецептов, приготовления лекарственных вод, масел, сиропов, лекарств для наружного пользования и т.д. Одной из существенных особенностей нового издания «Антидотария» было введение весовых категорий при отпуске лекарственных средств.
Особой ветвью медицинской деятельности в Средние века являлось хирургия. В IV веке в Византии Антилл сделал описание операции аневризмы. Значительное место вопросам хирургии отводилось в трудах Орибазия. В VII веке работал крупнейший хирург раннего средневековья Павел Эгинский. Его шестая (из семи) книга была оригинальным трудом по хирургии, свидетельствовавшим о широкой эрудиции автора и его высоком хирургическом мастерстве. Павел Эгинский особенно тщательно разработал проблемы военной хирургии, травматологии, акушерства, офтальмологии и других разделов. Он ввел маску для лечения косоглазия, описал катаракту.
В трудах крупных врачей Арабских халифатов (Ар-Рази, Ибн-Аббас, Ибн-Сина, Абул-Касым и др.) имеются крупные разделы по хирургии, в которых наряду с обобщением опыта предшественников имеются описания новых инструментов и оперативных вмешательств.
Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен арабских халифатов были в X-XI века. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.
Ар-Рази, известный в Европе под именем Разес (865-925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым, и следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд “Об оспе и кори”. Ар-Рази дал описание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым, содержимого оспенных пустул). Среди детально разработанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.
В странах Востока существовали науные учреждения, занимающиеся вопросами медицины и фармации. Среди ученых стран Востока большое место занимали ученые Хорезма – Ибн-Сина и Аль-Бируни. Выдающийся таджикский философ и ученый, крупнейший врач средневековья Абу Али аль Хусейн Ибн-Абдалл Ибн-Сина хорошо известен в Европе по именем Авиценны (980-1037).
Авиценна родился близ Бухары. Родители его были таджики. В Бухаре Авиценна получил образование. Большое влияние на его образование оказала Бухарская библиотека Саманидов, которой он широко пользовался. Ибн-Сина был членом академии шаха Мамуна в Хорезме. Науной и практической врачебной работой он занимался в Иране (Хамадане, Исфагани идр.).
Ибн-Сина написана много работ на однообразные темя врачебного искусства, лекарствоведения, химии, философии и т.д. Работы его обобщают народную медицину. Он описывает лекарства китайского и индийского происхождения и дополняет их собственным опытом. Авиценной введены в медицинскую практику многочисленные средства, полученные химическим путем. Им дана классификация химических веществ с точки зрения учения о качествах элементов. Мировую известность получил его капитальный труд “Канон медицины”, переведенный на латинский язык. Этот документ издавался более 30 раз и служил настольной книгой для врачей и основным руководством для преподавания в университетах до XVIII века.
«Канон» состоит из пяти книг, охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, диететики. Две книги «канона» посвящены лекарствоведению: вторая – простым лекарственным средствам, а пятая – сложным лекарственным формам.
Вторая книга «Канона» делится на две трактата. Первый трактат включает глава о системе простых лекарств, о признании свойств простых лекарств, рассуждение о действиях простых лекарств, о взгляде на некоторые наружные лекарства и о перечне и их сохранении. Во втором трактате описаны лекарственные растения анис, полынь, акация, можжевельник, ромашка и лук, также другие лекарственные средства сурьма, бобровая струя и др. Авиценна указывал, что с лечебной целью могут быть использованы тысячелистник, тыква, огурцы. Ему принадлежит заслуга широкого введения в медицинскую практику александрийского листа, камфары, ревеня.
В четвертой книге «Канона» уделяется много внимания ядам и противоядиям. Отдельно рассматриваются яды растительные, животные, а также лечение отравлений этими ядами. В пятой книге «Канона» Авиценна описывает различные сложные лекарственные формы, технологию их изготовления и применения. Так, он приводит прописи лепешек 63 видов, порошков, сиропов, пилюль 29 видов. Авиценна описывает пять – шесть видов отваров. Он говорит, что водный отвар из корней укропа, аниса, валерьяны и др. употребляется при затруднениях в мочеиспускании и при болезни печени и желудка. Авиценна рекомендует применять пилюли при простуде, воспалении, нервных спазмах и т.д. Авиценна рекомендует 15 видов мазей семь видов пластырей. Например, мазь из белил употребляется от ожогов, пластыри вытягивают осколки костей, помогают от фурункулезов и т.д. Авиценна перечисляет 32 вида лекарственных масел. Ему были известны наркотические и болеутоляющие свойства лекарств. К обезболивающим средствам он перечисляет белладонну, корицу, мандрагору, опиум, холод. Он применял вино при перевязке ран. Авиценны придавал огромное значение воде все создающей, растворяющей, скрепляющей и разрушающей, считал ее важнейшим медицинским объектом. Ему были знакомы химические превращения в виде брожения, свертывания, растворения, возгонки и т.д. Авиценне были известны лечебные свойства ртути, серебра, сулемы и других минеральных средств. Многие авторы считают, что он подсказал врачам идею применения ртути при сифилисе (XV-XVI в.). Авиценна требовал производить предварительную проверку действия лекарств на больных животных и только после этого – на больном человеке. Фармация Авиценны на много веков определила фармацию Европы. Сочинениями его пользовались более 500 лет.
В средневековье в связи с расширением товарооборота и появлением торгового капитала (XVI в.) меняется направление в исследованиях алхимиков. Хотя алхимия и сохраняет свое название, тем не менее в ней большое значение приобретает практическое направление, связь с ремесленном производством.
На смену алхимии приходит новое направление (в химии и медицине) – лечебная химия, или иатрохимия (ятрохимия), создателем и ярким представителем которой явился Парацельс (1493-1541).
Парацельс родился в семье врача Вильгельма Гогенгейма в городе Эйзендельне (Швейцария). Парацельс получил образование в Северной Италии (Ферраре). Под влиянием просветительного движения своего времени Парацельс стремился порвать со старыми традициями, выступал против мертвой схоластики, средневековых авторитетов и т.п. Он использовал богатый опыт химических экспериментов, накопленных алхимиками. Парацельс, пренебрегая традициями ученого мира пользовался лишь латинским языком, широко использовал немецкий язык.
Самая существенная часть учения Парацельса заключается в том, что он для объяснения жизненных явлений выдвинул идею о химических превращениях. Животный организм, по мнению Парацельса, представляет сочетание определенных химических веществ.
Болезни возникают в результате отклонения состава организма от своей нормы, т.е. нарушения равновесия. Для восстановления равновесия следует действовать химическими средствами и способами. Значительна роль Парацельса в развитии лекарствоведения. «Не добыванию золота, а защите здоровья должна служить химия», - провозглашает Парацельс и этим кладет начало иатрохимии. Препараты, изготовлявшиеся по методу Парацельса, получили название medicamenta spagirica (от Spao – тяну и ageiro - собираю) в отличие от medicamenta galenica. Аптеки времен иатрохимии представляли собой научно-исследовательские лаборатории, где было положено начало широкому изучению, изготовлению и исследованию лекарственных средств и многих других химических препаратов.
Парацельс уделял особое внимание аптеке и ставил вопрос об улучшении ее работы перед правительством. В послании к магистрату г. Базеля Парацельс раскрывал недостатки в постановке работы в аптеке, намечал пути перестройки, требовал принятия мер по повышению квалификации работников аптек. Он разоблачал недобросовестность врачей и аптековладельцев.
Парацельс развил новое для своего времени учение о дозировке лекарств. Он считал, что «все есть яд и ничто не лишено ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Он верил в целительные свойства минеральных источников. Лекарство, по мнению, Парацельса, должно отрубить болезнь подобно топору, отрубающему дерево от пня.
Парацельс утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней; он призывал широко использовать наблюдения Народной медицины.
- иллюстративный материал:слайды по-15 шт
- Литература
ОСНОВНАЯ:
1. В.Ф. Семенченко. История фармации. Учебные пособия –М НКЦ «Март», 2003 -640 с
2. Т.С. Сорокина История медицины. – М. 1994 г.
3. П.Е. Заблудовский История медицины. – М. 1981 г.
4. М.П. Мультиновский История медицины – М. 1961 г., М. 1961 г.
5. Т.И. Тольцман. Учебник организации фармацевтического дела – М. 1961 г.
6. Ф.Р. Бородулин. История медицины – М. 1961 г.
7. С. Шалхаров, Ю. Арзуметов. История восточной медицины. – Алматы. 1998 г.
8. С.Х. Субханбердин. История аптечного дела и лекарственной помощи в Казахстане. Алма-Ата 2004-456 с
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Хрестоматия по истории медицины по ред. П.Е. Заблудовского. М. 1968 г.
2. Закон РК «Об охране здоровья народа РК».
3. Указ Президента РК. «О лекарственных средствах».
4. К.А. Абдуллин, Л.Т. Сатаева «История формирования аптечной службы в Казахстане». Каз. фарм. вестник №24 за декабрь 200 г.
5. Т.М. Агеева «Анализ состояния фарм. сектора и основные направления его развития». Фармация в Казахстане №3 инь 2001 г.
6. Указ Президента РК «Государственная программа о развитии фармацевтической и медицинской промышленности РК».
6.Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Охарактеризуйте феодальный строй Франции, Германии и Англии.
2. Как влияла церковь на духовную культуру средневековья и развитие медицины и фармации.
3. Как повлияла астрология и алхимия на развитие лекарствоведения.
4. Что такое «териак»?
5. Что явилось прототипом западноевропейских университетов? Какими были средневековые университеты?
6. Что собой представляет средневековое исследование?
7. Эпидемии, пандемии в средневековье.
8. Введение карантина в крупных портовых городах.
9. Создание больниц и аптек в эпоху феодализма.
10. Где была основана первая аптека?
11. Что такое карабадины?
12. Величайшие представители народов Востока (Ар-Рази и Ибн-Сина).
13. Что такое иатрохимия?
14. Кто явился создателям и представителям иатрохимии?
1. Тема: № 9-10 «Фармация на рубеже XVIII –XIX веков»
- ЦЕЛЬ
- Об утверждении в XVIII –IX века диалектического взгляда на природу, о естественнонаучных открытиях конца XVIII, начала X IX века.
- тезисы лекции
Капиталистический способ производства более передовой по сравнению с феодальным, ранее всего развивали в странах западной Европы, где и совершались первые буржуазские революции в Англии (1640-1649) Франции 1789-1794.
Капиталистическое производство ощущало насущную необходимость в развитии естественно-научных знаний (механики, физики, химии).
Определяющее значение дал развития медицины в целом имени великие открытия конце ХVIII- первой половины ХIХ в. среди которых важнейшие значение имеют три основных: теория клеточного строения живых организмов, закон сохранения и превращения энергии и эволюционные учения – «три великих открытия», которые объяснили все основные процессы в природе естественными причинами.
Огромное влияние на формирование эволюционных идей ученых нескольких поколений оказали причины систематики органического мира, которые заложил Шведский врач и натуралист Карл Линней (1707-1778). В его знаменитом труде «Система природы» были впервые предложены основы классификации «трех царств природы» (растений, животных, минералов). Каждое из царств он разделил на классы, отряды, роды и виды. Линней впервые отнес человека к классу млекопитающих (отряду приматов), что в то время требовало от ученого большой гражданской смелости. Первая теория эволюционного развития живых существ была сформулирована французским естествоиспытателем Жаном Ламарком (1744-1829). Ламарк утверждал, что между видами животных нет резких граней, виды не являются постоянными – они изменяются, приобретая новые свойства под влиянием окружающей среды и наследуют эти признаки. Его учения продолжил один из величайших биологов мира, основоположник эволюционного учения – Чарльз Дарвин (1809-1882)
Ч. Дарвин оставил огромное наследие которое насчитывает более 8000 страниц. Его основополагающий труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» вышел в свет в 1859 г. В дальнейших трудах «Происхождение человека и половой отбор» эволюционное учения получило свое дальнейшее развитие. В своих трудах он утверждал, что существующие на земле животные и растения произошли от ранее распространенных видов в результате эволюции. Главными факторами эволюции Ч. Дарвин считал изменчивость, наследственность и естественный отбор в условиях борьбы за существование.
В этот период наряду с биологией зарождались учения о тканях и микроскопическом строении организмов.
Термин микроскоп появился в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гука (1635-1703). Он опубликовал свой труд «Микрография, или физиологическое описание мельчайших тел, исследованных с помощью увеличительных стекол», в котором впервые описал растительные клетки, обнаруженные при помощи микроскопа собственной конструкции с увеличением в 30 раз.
Одним из крупнейших обобщенных естествознания этого периода является клеточная теория строения организма, сформулированная в трудах немецких ученых – ботаника Матиаса Шлейдена 1804-1881 и зоолога Теодора Шванна. М. Шлейден, в своей статье «Материалы к фитогенезу» показал, что каждая растительная клетка имеет ядро, и определены его роль в развитии и делении клеток.
В 1839 г. опубликован основополагающий труд Т. Шванне «Микроскопическое исследование о соответствии строения и росте животных и растений», в котором он определил клетку как универсальную структурную единицу растительного и животного мира. Автор показал что растительные и животные клетки гомологичный по своей структуре, аналогичны по функции и дал основные характеристики их образования, роста развития. Клеточная теория дала ключ к изучению законов строения и развития различных органов и тканей. На этой основе в ХIХ в. была создана микроскопическая анатомия, основы цитологии, гистологии.
Создание первых оптических приборов открыло новую эру в развитии микробиологии.
Важной вехой стали работы российского врача Д.С. Самойловича, который в первые высказал идею о специфичности чумы. Будучи убежденным, что чума вызывается «особым и совсем отменным существом» он пришел к идее предупреждения этой болезни посредством введения в организм ослабленного заразного начала.
Оспопрививание. Впервые английский врач Эдвард Дженнерр, заметил что у крестьянок доивших коров, больных оспой, на руках образуются пузырьки, напоминающих оспенные пустулы. Через несколько дней они нагнаиваются, подсыхают и рубцуются, после чего эти крестьянки никогда не заболевают натуральной оспой. После чего он 1796 г публично провел эксперимент, привил восьмилетнему мальчику содержимое пустулы с руки крестьянки, заразившейся коровьей оспой. Полтора месяца спустя Дженнерр ввел мальчику содержимое пустулы больного натуральной оспой. Мальчик не заболел. Повторная попытка заразить мальчика натуральной оспой спустя пять месяцев не дала никаких результатов.
После этого случае была введена в британской армий вакцинация . Смертность от оспы снизилось более чем в 3 раза. В 1808 г оспопрививание стало государственным мероприятием. Э. Джейнерр был избран Почетным членом почти всех научных обществ Европы. «Ланцет Дженнера - писал Дж Симпсон – спас гораздо больше человеческих жизней, чем погубила шпага Наполеона».