Заполните таблицу дифференциальной диагностики бронхиальной астмы с другими заболеваниями
Заболевание Критерий | Бронхиальная астма | Хронический бронхит | Пневмония | Бронхиолит |
Возраст больного | ||||
Начало | ||||
Течение | ||||
Основные клинические проявления: | ||||
Температура | ||||
Наличие одышки, ее характер | ||||
Вынужденное положение | ||||
Состояние грудной клетки | ||||
Перкуторно | ||||
Пальпаторно | ||||
Аускультативно | ||||
Картина крови | ||||
Микроскопия мокроты | ||||
Рентген-ая картина |
8. Составьте алгоритм неотложной терапии при приступе бронхиальной астмы***.
9. Заполните таблицу ступенчатой терапии бронхиальной астмы.
Течение: | Ступень 1 | Ступень 2 | Ступень 3 |
Легкое | Среднетяжелое | Тяжелое | |
Базисная терапия (направлена на предотвращение приступа) | |||
Противовоспали-тельная | |||
Бронходилята-торы длительного применения |
10. Перечислите меры первичной и вторичной профилактики бронхиальной астмы.
Первичная профилактика:
Вторичная профилактика:
11. Выпишите рецепты:
А) сальбутамол
Б) интал
В) эуфиллин в растворе для в/в введения
Г) беродуал
12. Решите тесты для самопроверки знаний:
1. Какой тип аллергической реакции характерен для атопической формы бронхиальной астмы:
а) I тип (немедленный)
б) II тип (цитотоксический)
в) IV тип (замедленный)
2. При раздражении β2-адренорецепторов бронхов:
а) расширяются
б) сужаются
в) не изменяются
3. Приступный период бронхиальной астмы характеризуется:
а) раздражительностью
б) свистящими хрипами
в) зудом в носу
г) вынужденным положением тела
д) экспираторной одышкой
е) слезотечением
ж) чувством страха
з) мучительным сухим кашлем
и) откашливанием мокроты
4. В послеприступном периоде бронхиальной астмы в комплексном лечении назначают:
а) гипоаллергенную диету
б) закаливание
в) эуфиллин
г) массаж грудной клетки
д) витамин В6
е) витамин Е
ж) специфическую гипосенсибилизацию
з) ЛФК
5. Возбуждающее влияние на тонус бронхиального дерева оказывают системы: –
а) холинергическая,
б) β-адренергическая
в) α-адренергическая
6.Наиболее высокая реактивность бронхов наблюдается:
а) в 4-6 часов утра
б) в 10-12 часов
в) в 16-18 часов
г) в 22-24 часа
7. Возможные осложнения во время приступа бронхиальной астмы это:
а) деформация грудной клетки
б) ателектаз легких
в) пневмосклероз
г) подкожная эмфизема
д) хроническое легочное сердце
е) острая сердечная недостаточность
ж) асфиктический синдром
8. Для стадии декомпенсации астматическго состояния характерны:
а) потеря сознания
б) большое количество сухих и влажных хрипов
в) отсутствие дыхательных шумов в отдельных сегментах
г) повышение АД
д) понижение АД
е) острая сердечная недостаточность
ж) страх удушья
з) диффузный цианоз кожи и слизистых
9. Для снятия приступа бронхиальной астмы применяют:
а) супрастин
б) эуфиллин
в) интал
г) сальбутамол
д) кетотифен
10. Астматическое состояние - это приступ бронхиальной астмы, длящийся более________ часов.
Эталоны ответов:
1. - а | 2. - а | 3. – б, г, д, ж, з | 4. –а, б, г,ж, з | 5. –а, в |
6 -а | 7- б,г,е,ж | 8- б,д,е,ж | 9-б,г | 10 - 6 |
Тема:
"Острая ревматическая лихорадка у детей".
Базовые знания:
1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
2. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.
3. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата у детей.
4. Основные патоморфологические изменения при ревматизме.
5. Диагностические критерии степеней недостаточности кровообращения.
Студент должен знать: | Рекомендуемая литература. |
ü основные вопросы этиологии и патогенеза ревматизма, предрасполагающие факторы, ведущие к нарушению иммуногенеза; ü морфологические изменения соединительной ткани при ревматизме; ü особенности течения ревматизма у детей; ü клинические, лабораторные и инструментально-графические диагностические критерии ревматизма; ü классификацию ревматизма; ü основные принципы лечения и профилактики ревматизма у детей; | 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Лекции по педиатрии. Пособие для студентов медицинских вузов п/ред. М.В.Эрман. СПб «Фолиант» 2001г. 4. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 5. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. – Киев.: Здоров'я, 1984. 6. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 7. Методические рекомендации для студентов по теме занятия. 8. Лекции по педиатрии. |
Студент должен уметь: | Рекомендуемая литература. |
ü целенаправленно собрать анамнез и провести объективные обследования ребенка; ü выявить диагностические и дифференциально-диагностические критерии, а также возможные этиологические и патогенетические механизмы заболевания; ü провести дифференциальный диагноз ревматизма с инфекционно-аллергическим миокардитом, септическим эндокардитом, ревматоидным артритом; ü поставить диагноз согласно существующей классификации, установить степень активности и степень недостаточности кровообращения; ü составить план лечебных и профилактических мероприятий (первичных и вторичных); | 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 5. Методические рекомендации для студентов по теме занятия. |
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение: Ревматизм – это_______________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
2. Назовите четыре стадии дезорганизации соединительной ткани при ревматизме:
Мукоидное набухание
?
?
?
3. Закончите фразу: «Для детей на первых двух стадиях морфологически характерно выраженность неспецифического ….…………………….. компонента»
4. Дополните схему патогенеза ревматизма:
5.Приведите еще 2 примера развернутого клинического диагноза ревматизма:
Пример: Ревматизм II ст. Первичный ревмокардит. Полиартрит. Острое течение. НК I.
6. Перечислите 5 больших клинических критериев ревматизма:
1.
2.
3.
4.
5.
7. Перечислите лабораторные критерии ревматизма:
1. В общем анализе крови: ….
2. В биохимическом анализе крови: …
3. На ЭКГ: …
4. При иммунологическом исследовании:…
Заполните таблицу