Самостоятельная работа на практическом занятии
Занятие 8
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ
Учебное время: 4 часа
Цель занятия: Изучить методики отбора проб, исследования основных химических показателей и гигиенической оценки качества питьевой воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении.
Задачи занятия:
1. Уяснить основные гигиенические требования к качеству воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении.
2. Приобрести навык отбора проб и исследования воды, формулирования санитарно-эпидемиологического заключения о ее качестве и возможности использования.
3. Изучить алгоритм деятельности врача воинской части по организации медицинского контроля качества воды.
ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1, 2, 3.
Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.
Вопросы для самоконтроля:
1.Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.
Взаимосвязь водопотребления с условиями труда и быта.
2.Факторы, определяющие качество природной воды. Классификация. Принципы их гигиенического нормирования.
3.Классификация и принципы гигиенического нормирования химических веществ, содержащихся в природной воде.
4.Микрофлора и микрофауна воды. Инфекции с водным путем передачи. Бактериологические показатели качества воды. Косвенные показатели возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами.
5.Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Официальные документы.
Самостоятельная работа на практическом занятии
Задание
Используя имеющиеся образцы и приведенные ниже характеристики водоисточников выполните исследование качества воды из разных источников и сделайте заключение о возможности их использования для хозяйственно – питьевых целей.
Характеристика источников воды
Для водоснабжения воинской части
Источник 1 – река Д, вода из которой подается на очистные сооружения водопроводной станции. В 5 км от водозабора выше по течению расположена свиноводческая ферма. Жилые дома сотрудников фермы неканализованы.
Источник 2 – резервуар обработанной воды на водопроводной станции (перед подачей в разводящую сеть).
Источник 3 – вода из разводящей сети водопровода военного городка. По данным предыдущего обследования до 50% трубопроводов нуждается в замене.
Источник 4 – буровая скважина. Используется в качестве резервного источника водоснабжения военного городка.
Источник 5 – шахтный колодец в районе артиллерийского полигона, используемый для децентрализованного водоснабжения личного состава полигона. В 40 м от колодца - неорганизованная свалка мусора и пищевых отходов.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
« »__________200 __ г.
Наименование водоисточника _
Место взятия пробы и ее объем________________________________
Дата и время взятия пробы____
Время доставки пробы________
Температура воды в источнике_
1.Прозрачность по шрифту____
2.Цветность по стандартной шкале_____________________________
3.Запах_____________________
4.Вкус (привкус)_____________
5.Водородный показатель (рН) с универсальным индикатором «АВ»
________________________________
6.Азот аммиака:
-приближенно количественно с реактивом Несслера в пробирке
________________________________
7.Азот нитритов:
-приближенно количественно с реактивом Грисса в пробирке
________________________________
8.Азот нитратов
-количественно с салициловой кислотой (по стандартной шкале)
_______________________________
9.Окисляемость:
-приближенно количественно с марганцевокислым калием в пробирке ________________________
-количественно с марганцевокислым калием в кислой среде
________________________________
10.Хлор-ион – количественно с азотнокислым серебром при индикаторе хромовокислом калии___
11.Общая жесткость – количественно с трилоном «Б» при индикаторе хромогене черном (синем)_______________________________
12.Сульфат – ион – приближенно количественно с хлористым барием (в пробирке с крестом на дне)_______
________________________________
13.Ион железа – приближенно количественно с роданистым аммонием в пробирке______________
14.Общее количество бактерий в 1 мл (ОМЧ)____________________
15.Индекс ГКБ (глюкозоположительных колиформных бактерий)
Количество ГКБ в 300 мл __________
Заключение: соответствие показателей качества воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-04. и СанПиН 2.1.4.1175-02, пригодность воды для питьевых целей, возможное влияние на здоровье, рекомендуемые виды и методы ее обработки (улучшения качества)
________________________________
Исследование проводил__________________________
Подпись преподавателя__________________________
Занятие 9
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА УЛУЧШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ВОДЫ
Учебное время: 4 часа
Цель занятия: Изучить задачи и методы улучшения качества воды, контроля эффективности осветления и обеззараживания воды.
Задачи занятия:
1. Изучить гигиенические требования к способам и средствам улучшения качества воды.
2. Изучить методы контроля эффективности осветления и обеззараживания воды.
3. Освоить алгоритм деятельности врача воинской части по организации и проведению медицинского контроля улучшения качества воды.
ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1, 2, 3.
Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.
Вопросы для самоконтроля:
1. Задачи улучшения качества воды. Современные методы УКВ, их гигиеническая характеристика.
2. Осветление воды: задачи, способы, применяемые реагенты.
3. Факторы, влияющие на эффективность коагулирования воды. Влияние жесткости и щелочности воды.
4. Классификация и сравнительная гигиеническая характеристика современных методов обеззараживания воды.
5. Неблагоприятные следствия хлорирования воды и их предотвращение. Преимущество хлорирования перед другими методами обеззараживания воды.
6. Свободный, связанный остаточный хлор в воде. Понятие, значение и методы определения.
7. Способы хлорирования воды, их достоинства и недостатки. Преимущества хлорирования с преаммонизацией.
8. Сравнительная гигиеническая характеристика современных физических методов обеззараживания воды.
9. Обеззараживание воды, зараженной споровыми формами патогенных микроорганизмов.
Самостоятельная работа на практическом занятии
Задание
Выполните пробное коагулирование воды и выберите оптимальные дозы реагентов. Оцените результаты.
Проведите хлорирование воды нормальными дозами. Определите хлорпотребность воды, остаточный (свободный и связанный) хлор в обработанной воде и в воде из водопроводной сети.