Патологическая анатомия. Местные изменения.Макроскопически желудок и тонкая кишка в первые дни болезни
Местные изменения.Макроскопически желудок и тонкая кишка в первые дни болезни переполнены жидким содержимым с белесоватыми и зеленоватыми хлопьями. В толстой кишке изменения минимальные, иногда встречаются точечные кровоизлияния в слизистую оболочку. Иногда образуются изъязвления слизистой оболочки тонкой кишки вдоль прикрепления брыжейки. Язвы овальные, размерами 0,2- 2,0 см. Иногда в кишке возникает пневматоз как результат газообразующей способности кишечной палочки. Микроскопически в желудке картина катарального гастрита. В тонкой кишке (тощем и подвздошном отделах) отмечается десквамация дистрофически и некробиотически изменённого эпителия ворсин слизистой оболочки с круглоклеточной воспалительной инфильтрацией собственной пластинки.
Общие измененияпри коли-инфекции возникают как проявления токсикоза и эксикоза (обезвоживание). Кожа ребёнка сухая, морщинистая. В печени наблюдается жировая дистрофия, в почках и миокарде – белковая дистрофия, в головном мозге – расстройство кровообращения и отёк.
Осложнения.Возможноразвитие вирусно-бактериальной или бактериально-бактериальной бронхопневмонии, сепсиса с метастатическим гнойным менингитом. Возможны осложнения характерные для дизентерии.
Причины смертимогут быть токсикоз и эксикоз, а также осложнения.
ГЛОССАРИЙ ТЕМЫ
Diphtheria – острая инфекционная болезнь преимущественно детского возраста.
Mesopharingitis diphtherica – дифтерийный мезофарингит- дифтерия зева.
Angina diphtherica – дифтерийная ангина, протекает с отторжением фибриновых плёнок и образованием язв на миндаликах.
Laryngitis-membranacea (crup vera), laryngitis diphtherica cruposa – истинный круп, фибринозный ларингит.
Vulneris diphtherica – дифтерия раны, редкая инфекция.
Scarlatina – скарлатина – острая инфекционная болезнь, преимущественно детского возраста.
Angina necrotica – некротическая ангина как проявление скарлатины.
Pseudocrup – ложгый круп – отек и рефлекторный спазм гортани с приступообразным течением.
Meningitis cerebro-spinalis epidemica – эпидемический цереброспинальный менингит, менингококковая инфекция.
Leptomeningitis cerebralis purulenta – гнойное воспаление мягкой мозговой оболочки.
Encephalitis purulenta acuta (abscessus cerebri) – острый гнойный эцефалит проявляется в виде абсцессов как осложнение менингококкового менингита, так и других гнойных инфекций.
Hydrocephalus – водянка головного мозга.
Enteritis coli-bacillaris- коли-бациллярная инфекция, чаще поражает ранний детский возраст, тяжелые формы болезни напоминают холеру, поэтому в давние времена её называли cholera infantum.
Тестовый самоконтроль
выберите один правильный ответ.
001. Характеристика язв при коли-бациллярной инфекции:
1) локализуются в прямой кишке и сигмовидной кишке, неправильной формы и разной глубины
2) локализуются в нижнем отделе тонкого кишечника, расположены по длиннику кишки, края ровные, закругленные, дно образовано мышечно-серозным слоем
3) локализуются в толстом кишечнике, неправильной формы, разной глубины, дно образовано мышечным или серозным слоем
4) локализуются в тонком кишечнике, округлые, расположены по линии прикрепления брыжейки, дно чистое
002. Изменение, возникающее при дифтерии в сердце:
1) фибринозный перикардит
2) гнойный миокардит
3) септический эндокардит
4) токсический миокардит
5) возвратно - бородавчатый эндокардит
003. Форма менингококковой инфекции:
1) токсическая
2) аллергическая
3) назофарингит
4) паралитическая
5) геморрагическая
004. Вид воспаления при менингококковом менингите:
1) гнойное
2) продуктивное
3) катаральное
4) гранулематозное
005. Осложнения менингококкового менингита:
1) киста головного мозга
2) геморрагический инфаркт мозга
3) опухоль мозга
4) гидроцефалия
5) набухание мозга
006. Скарлатина - острое инфекционное заболевание, характеризующееся фибринозным воспалением в области входных ворот и общей интоксикацией.
1) верно
2) не верно
007. Местные изменения при дифтерии зева – развитие в области входных ворот
1) дифтеритического воспаления
2) катарального воспаления
3) крупозного воспаления
4) гнойного воспаления
5) серозного воспаления
008. Истинный круп при дифтерии - это:
1) отек и некроз слизистой гортани
2) попадание инородного тела в гортань и рефлекторный спазм
3) отслоение фибриновых пленок и рефлекторный спазм гортани
4) распространение воспаления на трахею и бронхи
009. Типичная локализация местных изменений при скарлатине:
1) кожа
2) зев
3) трахея
4) кишечник
010. Характер изменений региональных лимфатических узлов при скарлатине:
1) некроз, нагноегие
2) гемосидероз
3) атрофия, гипоплазия
4) склероз, малокровие
Эталоны ответов: 001-4, 002-4, 003-3, 004-1, 005-4, 006-2, 007-1, 008-3, 009-2, 010-1
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Патологическая анатомия дифтерии и её форм.
2. Осложнения дифтерии.
3. Патологическая анатомия скарлатины, местные и общие проявления первого периода.
4. Морфологические проявления второго периода скарлатины.
5. Осложнения скарлатины.
6. Истинный и ложный крупы.
7. Эпидемический менингококковый менингит, патологическая анатомия, формы, осложнения и исходы.
8. Кишечная колибациллярная инфекция, патологическая анатомия, осложнения, исходы.
ТЕМА 15. СЕПСИС
Мотивационная характеристика темы. Знание материалов темы необходимо для успешного усвоения сепсиса на клинических кафедрах. В практической работе врача знание морфологического проявления сепсиса необходимо для клинико-анатомического анализа секционных наблюдений.
Общая цель занятия.Научиться различать по морфологическим проявлениям разные формы сепсиса от проявлений других инфекций; уметь диагностировать и дифференцировать сепсис как осложнение или форму других инфекционных болезней.
Конкретные цели занятия.
Студент должен знать:
· определение понятия «сепсис»;
· отличия сепсиса от других инфекций;
· клинико-анатомическую классификацию сепсиса;
· причины, механизмы развития, патологическую анатомию разных клинико-анатомических форм сепсиса;
· причины, механизмы развития, патологическую анатомию пупочного сепсиса;
· причины, механизмы развития и патологическую анатомию одонтогенного сепсиса.
Студент должен уметь:
· по макроскопическим и микроскопическим признакам диагностировать и дифференцировать разные клинико-анатомические формы сепсиса;
· оценивать роль сепсиса для организма как отдельной нозологической формы (сепсис новорожденного), и в качестве осложнения других болезней.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, 1993.- с 517-525.
2. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, Т.1.2001 – с 277-278.
3. Серов В.В., Пальцев М.А., Ганзен Т.Н. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 1998. – с 462-477.
4. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. М.: Медицина, 2002. – с 507-523.
5. Серов В.В, Пальцев М.А. Патологическая анатомия. Курс лекций, учебное пособие. – М.: Медицина, 1998. – с 562-573.
Дополнительная
1. Кудачков Ю.А. Терминологический справочник - Ярославль, 1991. - 208 с