Патологическая анатомия. Местные изменения.Макроскопически желудок и тонкая кишка в первые дни болезни

Местные изменения.Макроскопически желудок и тонкая кишка в первые дни болезни переполнены жидким содержимым с белесоватыми и зеленоватыми хлопьями. В толстой кишке изменения минимальные, иногда встречаются точечные кровоизлияния в слизистую оболочку. Иногда образуются изъязвления слизистой оболочки тонкой кишки вдоль прикрепления брыжейки. Язвы овальные, размерами 0,2- 2,0 см. Иногда в кишке возникает пневматоз как результат газообразующей способности кишечной палочки. Микроскопически в желудке картина катарального гастрита. В тонкой кишке (тощем и подвздошном отделах) отмечается десквамация дистрофически и некробиотически изменённого эпителия ворсин слизистой оболочки с круглоклеточной воспалительной инфильтрацией собственной пластинки.

Общие измененияпри коли-инфекции возникают как проявления токсикоза и эксикоза (обезвоживание). Кожа ребёнка сухая, морщинистая. В печени наблюдается жировая дистрофия, в почках и миокарде – белковая дистрофия, в головном мозге – расстройство кровообращения и отёк.

Осложнения.Возможноразвитие вирусно-бактериальной или бактериально-бактериальной бронхопневмонии, сепсиса с метастатическим гнойным менингитом. Возможны осложнения характерные для дизентерии.

Причины смертимогут быть токсикоз и эксикоз, а также осложнения.

ГЛОССАРИЙ ТЕМЫ

Diphtheria – острая инфекционная болезнь преимущественно детского возраста.

Mesopharingitis diphtherica – дифтерийный мезофарингит- дифтерия зева.

Angina diphtherica – дифтерийная ангина, протекает с отторжением фибриновых плёнок и образованием язв на миндаликах.

Laryngitis-membranacea (crup vera), laryngitis diphtherica cruposa – истинный круп, фибринозный ларингит.

Vulneris diphtherica – дифтерия раны, редкая инфекция.

Scarlatina – скарлатина – острая инфекционная болезнь, преимущественно детского возраста.

Angina necrotica – некротическая ангина как проявление скарлатины.

Pseudocrup – ложгый круп – отек и рефлекторный спазм гортани с приступообразным течением.

Meningitis cerebro-spinalis epidemica – эпидемический цереброспинальный менингит, менингококковая инфекция.

Leptomeningitis cerebralis purulenta – гнойное воспаление мягкой мозговой оболочки.

Encephalitis purulenta acuta (abscessus cerebri) – острый гнойный эцефалит проявляется в виде абсцессов как осложнение менингококкового менингита, так и других гнойных инфекций.

Hydrocephalus – водянка головного мозга.

Enteritis coli-bacillaris- коли-бациллярная инфекция, чаще поражает ранний детский возраст, тяжелые формы болезни напоминают холеру, поэтому в давние времена её называли cholera infantum.

Тестовый самоконтроль

выберите один правильный ответ.

001. Характеристика язв при коли-бациллярной инфекции:

1) локализуются в прямой кишке и сигмовидной кишке, неправильной формы и разной глубины

2) локализуются в нижнем отделе тонкого кишечника, расположены по длиннику кишки, края ровные, закругленные, дно образовано мышечно-серозным слоем

3) локализуются в толстом кишечнике, неправильной формы, разной глубины, дно образовано мышечным или серозным слоем

4) локализуются в тонком кишечнике, округлые, расположены по линии прикрепления брыжейки, дно чистое

002. Изменение, возникающее при дифтерии в сердце:

1) фибринозный перикардит

2) гнойный миокардит

3) септический эндокардит

4) токсический миокардит

5) возвратно - бородавчатый эндокардит

003. Форма менингококковой инфекции:

1) токсическая

2) аллергическая

3) назофарингит

4) паралитическая

5) геморрагическая

004. Вид воспаления при менингококковом менингите:

1) гнойное

2) продуктивное

3) катаральное

4) гранулематозное

005. Осложнения менингококкового менингита:

1) киста головного мозга

2) геморрагический инфаркт мозга

3) опухоль мозга

4) гидроцефалия

5) набухание мозга

006. Скарлатина - острое инфекционное заболевание, характеризующееся фибринозным воспалением в области входных ворот и общей интоксикацией.

1) верно

2) не верно

007. Местные изменения при дифтерии зева – развитие в области входных ворот

1) дифтеритического воспаления

2) катарального воспаления

3) крупозного воспаления

4) гнойного воспаления

5) серозного воспаления

008. Истинный круп при дифтерии - это:

1) отек и некроз слизистой гортани

2) попадание инородного тела в гортань и рефлекторный спазм

3) отслоение фибриновых пленок и рефлекторный спазм гортани

4) распространение воспаления на трахею и бронхи

009. Типичная локализация местных изменений при скарлатине:

1) кожа

2) зев

3) трахея

4) кишечник

010. Характер изменений региональных лимфатических узлов при скарлатине:

1) некроз, нагноегие

2) гемосидероз

3) атрофия, гипоплазия

4) склероз, малокровие

Эталоны ответов: 001-4, 002-4, 003-3, 004-1, 005-4, 006-2, 007-1, 008-3, 009-2, 010-1

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Патологическая анатомия дифтерии и её форм.

2. Осложнения дифтерии.

3. Патологическая анатомия скарлатины, местные и общие проявления первого периода.

4. Морфологические проявления второго периода скарлатины.

5. Осложнения скарлатины.

6. Истинный и ложный крупы.

7. Эпидемический менингококковый менингит, патологическая анатомия, формы, осложнения и исходы.

8. Кишечная колибациллярная инфекция, патологическая анатомия, осложнения, исходы.

ТЕМА 15. СЕПСИС

Мотивационная характеристика темы. Знание материалов темы необходимо для успешного усвоения сепсиса на клинических кафедрах. В практической работе врача знание морфологического проявления сепсиса необходимо для клинико-анатомического анализа секционных наблюдений.

Общая цель занятия.Научиться различать по морфологическим проявлениям разные формы сепсиса от проявлений других инфекций; уметь диагностировать и дифференцировать сепсис как осложнение или форму других инфекционных болезней.

Конкретные цели занятия.

Студент должен знать:

· определение понятия «сепсис»;

· отличия сепсиса от других инфекций;

· клинико-анатомическую классификацию сепсиса;

· причины, механизмы развития, патологическую анатомию разных клинико-анатомических форм сепсиса;

· причины, механизмы развития, патологическую анатомию пупочного сепсиса;

· причины, механизмы развития и патологическую анатомию одонтогенного сепсиса.

Студент должен уметь:

· по макроскопическим и микроскопическим признакам диагностировать и дифференцировать разные клинико-анатомические формы сепсиса;

· оценивать роль сепсиса для организма как отдельной нозологической формы (сепсис новорожденного), и в качестве осложнения других болезней.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, 1993.- с 517-525.

2. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, Т.1.2001 – с 277-278.

3. Серов В.В., Пальцев М.А., Ганзен Т.Н. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 1998. – с 462-477.

4. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. М.: Медицина, 2002. – с 507-523.

5. Серов В.В, Пальцев М.А. Патологическая анатомия. Курс лекций, учебное пособие. – М.: Медицина, 1998. – с 562-573.

Дополнительная

1. Кудачков Ю.А. Терминологический справочник - Ярославль, 1991. - 208 с

Наши рекомендации