Причины возникновения чрезвычайных ситуаций
На любой объект экономики (включающий в себя комплекс зданий, сооружений, технологических, энергетических и транспортных коммуникаций), помимо стихийных бедствий, постоянно действуют и другие природные и производственные факторы, недоучет и недооценка которых, а также отсутствие необходимых профилактических мероприятий могут привести к катастрофическим последствиям.
Катастрофы возникают в результате:
* стихийных бедствий, вызываемых катаклизмами природы (землетрясение, ураганы, горные обвалы, наводнения, лесные пожары, снегозаносы и т, а);
* эпидемий, эпизоотии и массового размножения вредителей лесного и сельского хозяйства (саранча, сибирский шелкопряд, колорадский жук и т. п.);
* воздействия внешних природных факторов, приводящих к старению или коррозии материалов, конструкций, сооружений и снижению их физико-механических свойств;
* проектно-производственных дефектов сооружений и конструкций при изыскании и проектировании, низкокачественное выполнение строительных работ, плохого качества строительных материалов и конструкций, нарушения правил техники безопасности при ведении строительных и монтажных работ;
* воздействия технологических процессов промышленного производства на материалы сооружений (нагрузки, превышающие допустимые, высокие температуры, вибрации, действие окислителей, парогазовой и жидкой агрессивных сред, минеральных масел, эмульсий и дисперсии);
* нарушения правил эксплуатации сооружений и технологических процессов производства (вызывающие взрывы котлов, химических веществ, угольной пыли и метана в шахтах, пыли на элеваторах, муки на мельничных комбинатах, сахарной пудры на сахарных заводах, древесной пыли на деревообрабатывающих предприятиях и т. п.).
3. Принципы организации и задачи службы медицины катастроф.
Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечивающими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
Она является функциональной подсистемой РСЧС.
В основе деятельности СМК РФ лежат принципы:
* СМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается постановлениями Правительства, указами Президента, приказами МЗ. Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП).
* СМК организуется по территориально- производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной.
* Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием централизованного и децентрализованного управления.
* Двухэтапная система организации ЭМП.
* Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания ЭМП в ЧС.
* Эшелонирование и маневр силами и средствами ЭМП.
* Взаимодействие СМК с мед. силами других министерств и ведомств, службами РСЧС.
* Своевременность, непрерывность и эффективность оказания ЭМП.
* Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС, т. е. единолично в пределах своей компетенции принимать решение в соответствии с предложениями подчиненных.
* Принцип универсальности.
* Разумная достаточность сил и средств СМК и экономическая целесообразность.
* Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность специалистов службы.
* Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
Задачи службы медицины катастроф:
* проведение мероприятий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию медико-санитарных последствий возможных катастроф
* организация, подготовка и поддержание в высокой степени готовности
органов управления, учреждений, формирований и личного состава службы к работе по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС
* своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности
* проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастрофы на население и быстрейшую его реабилитацию
* обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и прилегающих территориях
* сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений
* проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно-медицинского освидетельствования пораженных с целью определения степени тяжести поражения и прогнозирования трудоспособности.
Решение задач, стоящих перед СМК, может быть обеспечено проведением следующих мероприятий:
* создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы, разработка и внедрение в практику здравоохранения теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС
* накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы в ЧС
* подготовка медицинского состава к работе в ЧС и обучение всего населения оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных катастрофах
* оперативное управление силами СМК, маневр ими, взаимодействие.