Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИЯ РФ (от 12 декабря 1993 г.)

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принима­ются меры по развитию государственной, муниципальной, час­тной систем здравоохранения, поощряется деятельность, спо­собствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бе­режно относиться к природным богатствам.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ

ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

ОТ 22 ИЮЛЯ 1993 Г.N 5487-1

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, обще­признанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответ­ственность государства за сохранение и укрепление здоровья граж­дан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию пра­вового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод че­ловека и гражданина в области охраны здоровья,

Верховный Совет Российской Федерации принимает Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граж­дан.

РАЗДЕЛ I

Общие положения

Статья 1.Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политичес­кого, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и проти­воэпидеми-ческого характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого чело­века, поддержание его долголетней активной жизни, предос­тавление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституци­ями и иными законодательными актами республик в составе Рос­сийской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Рос­сийской Федерации.

Статья 2.Основные принципы охраны здоровья граждан

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государствен­ных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоро­вья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 3.Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соот­ветствии с ними других законодательных актов Российской Фе­дерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, кра­ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов государствённой, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охраны здоро­вья, установленные настоящими Основами.

Статья 4.Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности,, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдёния;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

РАЗДЕЛ II

Компетенция в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления

Статья 5. Компетенция Российской Федерации

К ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоро­вья граждан относятся:

1) принятие и изменение федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

3) установление основ федеральной государственной поли­тики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализа­ция федеральных программ по развитию здравоохранения, про­филактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, ме­дицинскому образованию населения и другим вопросам в облас­ти охраны здоровья граждан;

4) установление структуры федеральных органов управления государственной системы здравоохранения, порядка их органи­зации и деятельности;

5) определение доли расходов на здравоохранение при фор­мировании республиканского бюджета Российской Федерации, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;

6) управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

7) природопользование, охрана окружающей природной сре­ды, обеспечение экологической безопасности,

8) организация государственной санитарно-эпидемиологичес­кой службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических норма­тивов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологи­ческого надзора;

9) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации,

10) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситу­ации и принимаемых мерах;

11) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности,

утверждение государственных стандартов Российской Федера­ции, технических условий на продукцию медицинского назна­чения, организация надзора за их соблюдением;

12) сертификация (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, им­мунобиологических препаратов и изделий медицинского назна­чения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, выдача лицензий на их производство, контроль за их производством, оборотом и порядком их исполь­зования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача разре­шений на применение новых медицинских технологий;

13) установление единой федеральной системы статистичес­кого учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

14) разработка единых критериев и федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, оп­ределение номенклатуры специальностей в здравоохранении; установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам;

15) установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение базо­вой программы обязательного медицинского страхования граж­дан Российской Федерации; установление страхового тарифа взно­сов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации; установление льгот отдельным группам населе­ния в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

16) координация деятельности органов государственной вла­сти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов госу­дарственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан, охрана семьи, мате­ринства, отцовства и детства,

17) установление порядка производства медицинской экс­пертизы;

18) установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

19) установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

20) координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан,

21) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Отдельные полномочия в вопросах охраны здоровья граждан, отнесенные к ведению Российской Федерации, могут быть переданы республикам в составе Российской Федерации, автоном­ной области, автономным округам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу в порядке, установленном Федера­тивным договором о разграничении предметов веления и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в сое газе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации

Статья 6.Компетенция республик в составе Российской Федерации

К ведению республик в составе Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся

1) принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за соблюдением федерального законодательства, законода­тельная инициатива в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) осуществление федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан; определение основ государ­ственной политики республик в составе Российской Федерации в области охраны здоровья граждан; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения; разработка и реализа­ция республиканских программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в об­ласти охраны здоровья граждан;

4) установление структуры органов управления государствен­ной системы здравоохранения республик в составе Российской Федерации, порядка их организации и деятельности; развитие сети учреждений государственной системы здравоохранения рес­публик в составе Российской Федерации; материально-техничес­кое обеспечение предприятий, учреждений и организаций госу­дарственной системы здравоохранения, контроль за соблюдени­ем стандартов качества медицинской помощи;

5) определение доли расходов на здравоохранение при фор­мировании республиканского бюджета республик в составе Рос­сийской Федерации, формирование целевых фондов, предназ­наченных для охраны здоровья граждан; утверждение программ обязательного медицинского страхования граждан; установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

6) предоставление льгот по налогам, сборам и иным плате­жам в бюджет в установленном порядке для предприятий, уч­реждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;

7) природопользование, охрана окружающей природной сре­ды, обеспечение экологической безопасности;

8) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

9) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу­чия и условий для осуществления государственного санитар­но-эпидемиологического надзора на территориях республик в составе Российской Федерации; выявление в этих целях фак­торов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, ин­формирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитар­но-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

10) координация деятельности органов государственной вла­сти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов госу­дарственной, муниципальной и частной систем здравоохране­ния в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материн­ства, отцовства и детства, санитарно-гигиеническое образова­ние населения;

11) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информиро­вание населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

12) выдача разрешений на применение на территориях рес­публик в составе Российской Федерации новых методов профи­лактики, диагностики и лечения, новых медицинских техноло­гий;

13) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, установление этим кадрам льгот дополнительно к принятым на федеральном уров­не;

14) лицензирование медицинской и фармацевтической дея­тельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий;

15) координация научных исследований, финансирование республиканских программ научных исследований в области ох­раны здоровья граждан;

16) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

17) международное сотрудничество в области охраны здоровья граждан;

18) другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Органы государственной власти республик в составе Россий­ской Федерации по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в вопросах охраны здоровья граждан.

Статья 7. Компетенция автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга

К ведению автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) принятие правовых актов, контроль за соблюдением федерального законодательства, законодательная инициатива в об­ласти охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

3) осуществление государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья граждан; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения; разработка и реализация региональных программ по развитию здравоохране­ния, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помо­щи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) формирование органов управления государственной системы здравоохранения автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, развитие сети учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также учреждений системы социальной защиты населения; материально-техническое обеспечение предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения; контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи;

5) определение доли расходов на здравоохранение при формировании собственного бюджета, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, финансирование и обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи, других видов медицинской и лекарственной помощи; осуществление мер по медицинскому страхованию граждан; установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

6) предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет в установленном порядке для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;

7) координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;

8) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

9) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;

10) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

11) охрана семьи, материнства, отцовства и детства; санитарно-гигиеническое образование населения;

12) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

13) лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий;

14) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;

15) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

16) международное сотрудничество в области охраны здоровья граждан;

17) другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Органы государственной власти автономной области, авто­номных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государ­ственной власти Российской Федерации могут передавать им осу­ществление части своих полномочий в вопросах охраны здоровья граждан.

Статья 8.Компетенция органов местного самоуправления

К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) контроль за соблюдением законодательства в области ох­раны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) формирование органов управления муниципальной систе­мы здравоохранения; развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их де­ятельности; создание условий для развития частной системы здра­воохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помо­щи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделия­ми медицинского назначения на подведомственной территории;

4) формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;

5) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу­чия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведе­ние мероприятий по их устранению, осуществление профилак­тических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

6) координация и контроль деятельности предприятий, уч­реждений и организаций государственной и муниципальной си­стем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в част­ной системе здравоохранения;

7) формирование целевых фондов, предназначенных для ох­раны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

8) лицензирование медицинской и фармацевтической дея­тельности на подведомственной территории по поручению органа

государственного управления соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации;

9) охрана окружающей природной среды и обеспечение эко­логической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;

10) создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психи­ческими расстройствами, организация их обучения, професси­ональной переподготовки и трудового устройства, создание спе­циализированных предприятий, цехов и иных форм организа­ции производства для этих групп населения, а также специаль­ных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

11) регулярное информирование населения, в том числе че­рез средства массовой информации, о распространенности со­циально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

12) реализация мер по охране семьи, материнства, отцов­ства и детства; санитарно-гигиеническое образование населения.

РАЗДЕЛ III

Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Статья 9.Полномочия высших органов государственной влас­ти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья Граждан

Верховный Совет Российской Федерации определяет основ­ные направления федеральной государственной политики в об­ласти охраны здоровья граждан, принимает законы и утвержда­ет федеральные программы по вопросам охраны здоровья граж­дан; утверждает республиканский бюджет Российской Федера­ции, в том числе в части расходов на здравоохранение, и кон­тролирует его исполнение.

Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, не реже одного раза в год представляет Верхов­ному Совету Российской Федерации доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здо­ровья населения Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет федераль­ную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предус­мотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управ­ления, а также предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от формы собственности.

Статья 10. Финансирование охраны здоровья граждан

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:

1) средства бюджетов всех уровней;

2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

5) доходы от ценных бумаг;

6) кредиты банков и других кредиторов;

7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и по­жертвования;

8) иные источники, не запрещенные законодательством Рос­сийской Федерации.

Статья 11.Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, пред­приятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом дру­гих организационных, правовых и экономических мер в соот­ветствии с санитарным законодательством Российской Федера­ции.

Статья 12.Государственная система здравоохранения

К государственной системе здравоохранения относятся Ми­нистерство здравоохранения Российской Федерации, министер­ства здравоохранения республик в составе Российской Федера­ции, органы управления здравоохранением автономной облас­ти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Го­сударственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в об­ласти здравоохранения и по развитию медицинской науки.

К государственной системе здравоохранения также относят­ся находящиеся в государственной собственности и подчинен­ные органам управления государственной системы здравоохра­нения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-меди­цинской экспертизы, службы материально-технического обес­печения, предприятия по производству медицинских препара­тов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечеб­но-профилактические учреждения, фармацевтические предпри­ятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые мини­стерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, мини­стерств здравоохранения республик в составе Российской Феде­рации.

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной под­чиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, дру­гими актами законодательства Российской Федерации, респуб­лик в составе Российской Федерации, правовыми актами авто­номной области, автономных округов, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Мини­стерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, ав­тономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 13.Муниципальная система здравоохранения

К муниципальной системе здравоохранения относятся муни­ципальные органы управления здравоохранением и находящие­ся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здраво­охранения республик в составе Российской Федерации и орга­нов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование насе­ления, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осу­ществляют контроль за качеством оказания медико-социаль­ной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной сис­тем здравоохранения, а также лицами, занимающимися част­ной медицинской практикой.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуще­ствляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фон­дов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 14.Частная система здравоохранения

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых на­ходится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профи­лактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автоном­ной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министер­ства здравоохранения Российской Федерации, министерств здра­воохранения республик в составе Российской Федерации и орга­нов местного самоуправления.

Статья 15.Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения могут осуще­ствлять свою деятельность только при наличии лицензии на из­бранный вид деятельности.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения получают ли­цензию на основании сертификата соответствия условий их дея­тельности установленным стандартам. В случаях оказания ме­дицинской помощи по нескольким профилям в лицензии указы­вается отдельно каждый вид деятельности.

Выдачу указанных лицензий и сертификатов проводят лицен­зионные комиссии, создаваемые органом государственного уп­равления субъекта Российской Федерации или местной админи­страцией по поручению соответствующего органа государствен­ного управления субъекта Российской Федерации.

В состав лицензионных комиссий входят представители органа государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрации, органов управления здравоохранени­ем, профессиональных медицинских и фармацевтических ассо­циаций. Лицензионные комиссии несут ответственность за обо­снованность принимаемых решений.

При несоответствии условий деятельности предприятий, уч­реждений и организаций государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения установленным стандартам ли­цензия и сертификат не выдаются. При этом лицензионные ко­миссии могут определить допустимые виды деятельности либо установить срок повторного лицензирования.

По инициативе органов управления здравоохранением, ле­чебно-профилактических учреждений, аптечных учреждений, фармацевтических предприятий и организаций, профессиональ­ных медицинских и фармацевтических ассоциаций допускается внеочередное лицензирование.

Лишение лицензий, а также приостановление их действия осуществляется лицензионными комиссиями при несоблюдении предприятиями, учреждениями и организациями требований стандартов качества медицинской помощи. Решение лицензи­онной комиссии может быть обжаловано в суд должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреж­дениям и организациям государственной, муниципальной и ча­стной систем здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 16.Комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан

При органах государственной власти и управления, на пред­приятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения могут создаваться ко­митеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоро­вья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области, для участия в разработке норм меди­цинской этики и решении вопросов, связанных с их нарушени­ем, в подготовке рекомендаций по приоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности, для решения иных вопросов в области охраны здоровья граждан.

В состав комитетов (комиссий) по вопросам этики в обла­сти охраны здоровья граждан входят лица, представляющие интересы общественности, включая специалистов по медицинс­кой этике, юристов, деятелей науки и искусства, представи­телей духовенства, профессиональных медицинских ассоциа­ций, профессиональных союзов и других общественных объе­динений

РАЗДЕЛ IV

Наши рекомендации