Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников организаций здравоохранения

Выписка из постановления № 107

ГЛАВА 7

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Работники организаций здравоохранения должны проходить медицинские осмотры и профилактические прививки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Работник организации здравоохранения при поступлении на работу должен предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья. В организации здравоохранения должно быть организовано централизованное хранение медицинских справок о состоянии здоровья.

При поступлении на работу и в дальнейшем не реже одного раза в год каждый работник организации здравоохранения должен проходить инструктаж по соблюдению санитарных норм и правил, гигиенических нормативов на порученном участке работы со сдачей зачета. Порядок инструктажа и принятия зачета утверждается руководителем организации здравоохранения.

Рабочие места работников организаций здравоохранения должны соответствовать требованиям ТНПА.

2. Работники организаций здравоохранения при работе с колющими и режущими изделиями медицинского назначения, биоматериалом должны соблюдать требования, установленные законодательством Республики Беларусь и настоящими Санитарными нормами и правилами.

При работе с изделиями медицинского назначения должны соблюдаться следующие меры предосторожности:

· надевание колпачков на использованные иглы запрещается;

· после медицинского вмешательства медицинские изделия (части изделий) с иглами должны собираться в непрокалываемые контейнеры с последующим обеззараживанием;

· для безопасного отсечения игл должно предусматриваться обеспечение рабочих мест специальными настольными контейнерами с иглоотсекателями, прошедшими регистрацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

3. В организациях здравоохранения должен проводиться учет следующих повреждений у работников (далее – аварийные ситуации):

· порезы и уколы кожных покровов при выполнении медицинских вмешательств;

· порезы и уколы кожных покровов при работе с биоматериалом;

· попадание биоматериала на поврежденную кожу и слизистые оболочки работников.

Учет аварийных ситуаций в организациях здравоохранения должен проводиться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться СО и СИЗ в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Хранение личной и СО работников в организациях здравоохранения должно проводиться раздельно в изолированных секциях индивидуальных двухсекционных шкафов.

На рабочих местах должен создаваться резерв СО, СИЗ.

При выполнении работ в операционных для трансплантации органов и тканей, проведения высокотехнологичных и сложных хирургических операций, в родильных залах перинатальных центров, асептических палатах, медицинские работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться комплектами одноразовой медицинской одежды.

Время использования одноразовой медицинской одежды должно быть в:

· операционных – в течение времени выполнения хирургического медицинского вмешательства;

· родовых палатах и залах – в течение времени приема родов у одной роженицы;

· асептических палатах, в отделениях анестезиологии и реанимации, в других помещениях организаций здравоохранения, требующих высокого уровня асептики – в течение рабочего дня.

СО и СИЗ, используемые в организациях здравоохранения должны соответствовать требованиям, установленным ТНПА к соответствующим категориям изделий.

В организациях здравоохранения должны использоваться СО и сменная обувь, изготовленные из материалов, допускающих дезинфекцию с использованием химических средств дезинфекции.

Дезинфекция и стирка СО работниками организаций здравоохранения в домашних условиях запрещается.

5. Работники организаций здравоохранения должны находиться на рабочих местах в:

· СИЗ при выполнении требований, установленных в пункте 124 настоящих Санитарных норм и правил;

· чистой СО;

· чистой сменной обуви.

6. Работники организаций здравоохранения должны закрывать шапочкой или косынкой волосы:

· при проведении медицинских вмешательств на поврежденных (сопровождающихся повреждением) коже и слизистых оболочках пациентов;

· при оказании стоматологической медицинской помощи пациенту;

· в ЦСО;

· при раздаче лекарственных средств;

· при приготовлении и раздаче пищи, кормлении пациентов;

· в бельевом помещении для грязного белья;

· в иных случаях, предусмотренных требованиями настоящих Санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.

7. При использовании СИЗ работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

· должны использовать СИЗ в соответствии с рекомендациями производителя;

· должны проводить замену СИЗ сразу при их повреждении;

· должны использовать СИЗ органов дыхания:

· при выполнении работ, связанных с риском образования аэрозолей контаминированных микроорганизмами;

· при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических факторов на органы дыхания;

· при работе с пациентами, госпитализируемыми лицами с инфекционными заболеваниями с аэрогенным механизмом передачи;

· по эпидемическим показаниям;

· должны использовать СИЗ глаз:

· при выполнении работ, связанных с риском попадания биоматериала на слизистую оболочку глаз;

· при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на орган зрения.

8. Работники организаций здравоохранения должны использовать защитные перчатки (далее – перчатки):

· при медицинском осмотре слизистых оболочек пациента;

· при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;

· при выполнении медицинских вмешательств на поврежденной коже, поврежденных слизистых оболочках пациента;

· при выполнении медицинских вмешательств с повреждением кожи, слизистых оболочек пациента;

· при медицинском осмотре пациента, госпитализируемого лица с симптомами инфекционного заболевания;

· при выполнении работ, связанных с риском контакта кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом;

· при работе в микробиологических и клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения;

· при осуществлении ухода за пациентом (гигиена полости рта, мытье, стрижка и бритье волос, замена грязного белья);

· при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на кожу рук.

9. Работники организаций здравоохранения не должны использовать одну и ту же пару перчаток:

· при оказании медицинской помощи разным пациентам;

· при осуществлении ухода за разными пациентами.

10. Работники организаций здравоохранения должны использовать стерильные перчатки:

· после выполнения хирургической антисептики кожи рук (далее – хирургическая антисептика рук);

· при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;

· при выполнении медицинских вмешательств на поврежденных (сопровождающихся повреждением, за исключением инъекций) коже, слизистых оболочках пациента.

11. Работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования по гигиене рук:

· должны коротко подстригать ногти на руках;

· не должны в рабочее время носить на руках искусственные ногти, ювелирные украшения;

· должны мыть руки;

· должны проводить гигиеническую антисептику кожи рук (далее – гигиеническая антисептика рук);

· должны проводить хирургическую антисептику рук;

· должны проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов (далее – средства для ухода за кожей рук) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.

12. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться жидким pH-нейтральным мылом, антисептиками и средствами для ухода за кожей рук. Жидкое мыло и антисептики должны быть легкодоступны медицинским работникам на всех этапах лечебно-диагностического процесса.

13. При мытье рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

· должны использовать для мытья рук жидкое мыло;

должны мыть руки в следующих случаях:

· в начале рабочей смены;

· на протяжении рабочей смены в следующих случаях:

· перед гигиенической антисептикой кистей рук, если руки загрязнены, в том числе биоматериалом;

· перед выполнением хирургической антисептики рук;

· после снятия защитных перчаток;

· перед приготовлением, раздачей и приемом пищи;

· перед кормлением пациента;

· после посещения туалета;

· должны вытирать вымытые руки одноразовым полотенцем или многоразовым полотенцем при условии его индивидуального использования с кратностью замены не реже одного раза в рабочую смену.

14. Работники организаций здравоохранения должны выполнять гигиеническую антисептику рук в следующих случаях:

· перед контактом и после контакта с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками пациента, с объектами внешней среды в окружении пациента;

· перед надеванием перчаток и после снятия перчаток при проведении нехирургических медицинских вмешательств;

· после контакта неповрежденной кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом.

При проведении хирургической антисептики рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

· должны проводить хирургическую антисептику рук медицинские работники, являющиеся членами хирургической бригады, перед проведением операции;

· при проведении хирургической антисептики рук должна соблюдаться следующая последовательность действий:

· мытье кожи кистей рук, запястий и предплечий жидким мылом и водой путем двукратного намыливания с последующим высушиванием одноразовым полотенцем или салфеткой;

· обработка антисептиком кожи кистей рук, ногтевых лож, запястий и предплечий. Стерильные перчатки должны быть надеты на руки сразу после полного высыхания антисептика.

15. При применении антисептиков в организациях здравоохранения для проведения гигиенической и хирургической антисептики рук должны соблюдаться следующие требования:

· использоваться антисептики, разрешенные к применению в организациях здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· смена применяемых антисептиков должна осуществляться с учетом результатов мониторинга устойчивости к антисептикам микроорганизмов, циркулирующих в больничной организации здравоохранения, и по эпидемическим показаниям.

Наши рекомендации