Раздел 6. ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ 22.

Ротовое пищеварение

План занятия

1. Контроль знаний студентов - 15 мин

2. Пояснения преподавателя к выполнению работ - 15 мин

3.Самостоятельная работа студентов:

а) Наблюдение проц. слюноотделения у животных - 10мин

б) Определение ферментативных свойств слюны - 15 мин

в) Определение щелочности и рН слюны - 15 мин

г) Выделение из слюны муцина - 10 мин

4.Проверка выполненных работ - 10 мин

Вопросы для подготовки к занятию

1. Обработка пищи в ротовой полости. Жевание и глотание.

2. Классификация слюнных желез по характеру выделяемого секрета.

3. Количество слюны, выделяемое разными видами жи­вотных в сутки.

Видовые особенности саливации.

4. Состав и физико-химические свойства слюны. Функции слюны.

5. Регуляция процесса слюноотделения.

Библиографический список

Лысов В.Ф., Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. Физиология

и этология животных. М., КолосС. 2012.

Георгиевский В.И. Физиология с.-х. животных. М., Агропромиздат, 1990.

Голиков А.Н., Паршутин Г.В. Физиология с.-х. животных. М., Агропромиздат,

1991,

Лысов В.Ф., Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. Практикум по

физиологии и этологии животных. М., КолосС, 2010.

Георгиевский В.И. Практикум по физиологии с.-х. животных. М.,

Высшая школа, 1976.

Лекционный курс по физиологии животных.

Результаты контроля знаний студента

Оценка_________ Подпись преподавателя_________________

Работа I. Наблюдение секреции слюны у животных.

1. Ознакомьтесь с содержанием опытов.

2. Понаблюдайте за характером слюноотделения у животного (теленка, овцы)

3.Изучите влияние разных кормов на отделение паротидной слюны по схеме:

Вид и количествово потребленного животным корма, г. Количествово выделенной слюны, мл.
   
   
   

Выводы:_________________________________________________________

Работа 2. Определение ферментативных свойств слюны.

1. Ознакомьтесь с содержанием опыта.

2. Определите наличие (или отсутствие) амилолитических ферментов

в слюне собаки, жвачных и человека, согласно описанию.

3.Результаты запишите в таблицу:

№ про бирки Содержимое Условия Наличие
сахара крах- мала
1. Слюна жвачных 1мл + крахмальный клейстер 3мл t° C=38- 40 ° t* = 15,      
2. Слюна человека 1мл + крахмальный клейстер 3мл    
3. Слюна человека (прокипяченная и Охлажденная 1 мл + крахмальный клейстер 3мл    
4. Слюна человека (подкисленная 3 кап. уксусной кислоты) 1 мл + крахмальный клейстер 3 мл    
5. Слюна человека 1 мл + крахмальный клейстер Холод t* = 15,      

Выводы:

Работа З. Определение щелочности и рН слюны

I. Ознакомьтесь с содержанием 1-й части опыта.

2. Определите щелочность околоушной слюны коровы и собаки,

выразив ее в процентах бикарбоната натрия

3. Запишите результаты опыта

Вид животного Кол-во слюны, мл Пошло на титрование серной к-ты, мл Щелочность, %
       
       
       

4. Выводы _______________

5. Ознакомьтесь с 2-й частью опыта .

6. Определите на потенциометре рН слюны собаки (или человека)

и жвачных

7. Результаты запишите:

Вид животного : рН:

______________ _____________

______________ ______________

8. Объясните биологический смысл высокой щелочности и рН слюны жвачных:

Работа 4. Выделение из слюны муцина.

1.Возьмите 2 пробирки. В первую влейте I мл слюны чело­века, во вторую - 1мл паротидной слюны жвачного животного. Добавьте в каждую пробирку по 2 мл воды и 8-10 капель уксусной кислоты. Встряхните пробирки.

2.Осмотрите содержимое пробирок: при наличии в слюне муцина в растворе выпадет, всплываю­щий на поверхность, беловатый осадок.

3. Результаты наблюдений запишите:

Дата выполнения________________ Подпись преподавателя___________

ЗАНЯТИЕ 23

Методы изучения желудочного и кишечного пищеварения

План занятия

1.Контроль знаний студента - 15 мин

2.Пояснения преподавателя к выполнению работ - 15 мин

3.Демонстрационные опыты:

а) Наложение фистулы на желудок по В.А. Басову - 20 мин

б) Методы изучения кишечного химуса и сока - 10 мин

в) Наблюдение перистальтики кишечника - 10 мин

г) Изучение действия гуморальных факторов (адреналина,

ацетилхолина, ионов Са и К) на моторную функцию

кишечника - 10 мин

4.Проверка выполненных работ - 10 мин

Вопросы для подготовки к занятию

1. Морфо-функциональная классификация желудков с.-х. животных.

Моторная функция желудков.

2. Методы наложения фистул животным на желудок и кишечник при

изучении желудочного и кишечного сокоотделения.

3. Частота и виды кишечных сокращений, их роль в пищеварении.

4. Нервно-гуморальная регуляция моторики желудка и кишечника.

Факторы, обусловливающие автоматизм кишечника.

Библиографический список

Лысов В.Ф., Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. Физиология

и этология животных. М., КолосС, 2012.

Георгиевский В.И. Физиология с.-х. животных. М., Агропромиздат, 1990. Голиков А.Н., Паршутин Г.В. Физиология с.-х. животных. М., Агропромиздат, 1991.

Лысов В.Ф., Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. Практикум

по физиологии и этологии животных. М., КолосС, 2010.

Георгиевский В.И. Практикум по физиологии с.-х. жи­вотных. М., Высшая школа, 1876.

Алиев А.А. Экспериментальная хирургия. М., 1998, гл.1, 2

Лекционный курс по физиологии животных.

Наши рекомендации