Множественные ранения-

a. слепые;

b. слепые и сквозные;

c. слепые ,сквозные и касательные;

d. слепые и касательные.

Одиночные-

a. повреждения от одной дроби или картечи

b. слепое;

c. сквозное;

d. касательное ранение.[5].

4.3.Характер повреждений, наносимых дробовыми или картечными снарядами

Среди многих компонентов выстрела, принимающих участие в формировании повреждений, самым частым и главным является огнестрельный снаряд, получивший в момент выстрела большую начальную скорость и обладающий в следствие этого большой кинетической энергией. Характер повреждений зависит от устройства этих снарядов. Повреждения, причиняемые дробью, в большинстве случаев довольно часто отличаются от пулевых повреждений. Эти отличия обуславливаются, прежде всего, тем, что дробовой снаряд состоит из множественных мелких снарядов (дроби, картечи), которые в процессе полета в воздухе и, особенно при проникновении в тело подвергаются сильному рассеиванию.

При выстреле из охотничьего оружия вначале дробь лежит как единый компактный снаряд. Попадая в тело, этот снаряд образует одно входное (сплошное или компактное действие дроби). На некотором расстоянии под влиянием сопротивления воздуха снаряд дроби начинает рассыпаться, растягивается в длину и ширину. Периферические дробинки отклоняются в стороны и отстают от центральных. Пыжи так же отстают от дроби и отклоняются в сторону. В центре снаряда дробинки лежат еще достаточно кучно. Вследствие этого при попадании в тело образуется большое центральное отверстие, окруженное мелкими отверстиями от периферических дробинок (относительно сплошное или относительно компактное действие дроби). В дальнейшем с увеличением расстояния выстрела происходит рассыпание и центральных дробинок, и каждая дробинка дает самостоятельное входное отверстие (дробовая осыпь).[1].

Дробь, попадая в тело, продолжает (причем очень усиленно) рассеиваются, образуя множественные каналы. В зависимости от сопротивления встречаемых тканей дробинки останавливаются на различной глубине. Можно согласиться с мнением Бриана (1860) и Э. Бухнера (1870) о том, что центральные дробинки проникают в тело глубже, чем периферические.

Иногда значительного рассыпания дробового снаряда в теле не происходит, и вся дробь застревает относительно компактной массой. Это наблюдается главным образом в тех случаях, когда весь снаряд сперва проделывает короткий раневой канал в мягких тканях, а затем встречает прочную кость, преодолеть сопротивление которой он не в состоянии. Пробивная способность дробового снаряда зависит от скорости, с которой вылетает снаряд из канала ствола и составляет 375-495 м/сек. Исследования В.И. Беляева (1951), что пробивная способность дробового снаряда находится в зависимости от качества и количества пороха, вида оружия и гильзы, от дистанции выстрела и от свойств мишени. Заряд бездымного пороха усиливает пробивную способность снаряда, что является более существенным при дальних дистанциях.

При попадании компактного дробового снаряда под очень острым углом к поверхности, наряду с деформацией и рассыпанием его по мере продвижения в тканях, происходит еще рикошетирование всего снаряда или части его. Образующиеся при этом повреждения внешне похожи на касательные, но в большинстве случаев по ходу их, особенно у выходного конца, обнаруживаются застрявшие в тканях дробинки. Некоторые дробинки могут проникать даже в полости тела. Кроме того, у выходного конца нередко образуется лоскут кожи, отвернутый в направлении снаряда. Когда снаряд дроби полностью рассыпался, то каждая дробинка представляет собой отдельный снаряд. Скорость полета и кинетическая энергия распавшихся дробинок меньше, чем у компактного летящего снаряда. Поэтому многие из них способны причинит лишь слепые ранения или небольшие ушибы. В зависимости от ряда условий в тело может попасть различное количество дробинок — от одной до нескольких сотен. Соответственно этому может оказаться и различное количество повреждений. По наблюдениям А.С. Игнатовского (1910) в случаях, когда дробь рассыпалась до входа в тело, мелкие и средние номера ее идут дальше подкожной клетчатки, а крупная дробь и особенно картечь, как отмечает и Н.В. Попов (1940), могут даже на значительных расстояниях (шагов 25-50) проникнуть глубоко в тело и даже поранить внутренние органы.[3],[9].

Одежда, покрывающая часть тела, способна задерживать часть дробового снаряда. Чем более толстая и многослойная одежда, тем больше дроби и пыжей может застрять в ней. Чаще всего в одежде застревают периферические дробинки, отделившиеся от центрального ядра. В связи с этим площадь поражения тела иногда оказывается меньшей, чем площадь поражения одежды. На больших расстояниях выстрела одежда может полностью предохранять тело от поражения дробью. Очень большой способностью задерживать дробь обладает одежда с ватной прокладкой. Давно уже было замечено, что если снаряд дроби попал в часть тела, прикрытую одеждой, то наблюдаются такие же явления, как и при выстреле, произведенном на большом расстоянии. Например, выстрел на расстоянии 16 см в часть тела, покрытую холстом, сложенным в 6 раз, действует так же выстрел в обнаженную часть тела на расстоянии 28-30 см.[4].

Повреждения дробью внутренних органов и костей по своему характеру зависит, прежде всего, от дистанции выстрела. При выстреле в упор и на дистанциях в пределах компактного действия дроби наблюдается резкое разрушающее действие снаряда. На этих расстояниях при попадании снаряда в части тела, имеющие мощный слой мягких тканей, образуется не раневой канал (в принятом его представлении), а полость с разорванными, размозженными и расслоенными мягкими тканями; расслоение может быть обширным, множественным, карманообразным.

Если выстрел произведен в пределах относительно компактного действия дроби, то образуются различные по величине раневые каналы. Когда снаряд попадает в кость, дробь сильно распространяется в стороны и летит по разным направлениям, но и здесь по основному направлению выстрела главный дробовой канал более обособлен, чем боковые.

Наибольшие разрушения наблюдаются при ранениях головы. Вследствие гидродинамического действия снаряд может вызывать множественные трещины черепа и обширные разрывы мягких его покровов, через которые весь мозг, или значительная часть его может быть выброшена наружу. Это явление при выстрелах из охотничьего оружия встречается нередко и даже часто, чем при выстрелах из боевого оружия.

При выстрелах в голову на общем фоне раздробленных костей образуются круглые расширяющиеся отверстия. Однако наиболее часто раздробление костей бывает настолько большим, что представление о самом отверстии может быть получено лишь при сопоставлении костных отломков. Дырчатые переломы иногда образуются и при выстреле вне пределов компактного действия дроби, однако характер их в некоторых случаях зависит от числа совместно или близко действующих дробинок. Дырчатые повреждения костей на противоположной входному отверстию стороне черепа в обычных условиях выстрела образуются довольно редко. С увеличением расстояния выстрела учащается появление наружно-овальных дырчатых переломов с различным количеством отходящих от них трещин. Отложение не сгоревших остатков черного пороха хорошо выражено на костях черепа в области входного отверстия при выстрелах в упор и близких к упору дистанций. Обширные разрушения тканей и органов по ходу раневого канала наблюдаются так же при выстрелах в туловище и конечности с близких дистанций. При повреждении костей, богатых губчатым веществом, нередко образуется входное отверстие звездообразно

-лоскутной формы. Количество кожных лоскутов оказывается различным в зависимости от вида оружия. При выстреле из охотничьего оружия образуется от 7-10 до 15 лоскутов. Переломы костей встречаются при выстрелах в упор и на расстоянии до 2-4 м (реже до 5 м) и зависят от локализации повреждения. При выстрелах на расстоянии 1-3 м образуется преимущественно мелкооскольчатые переломы трубчатых костей без значительного смещения отломков. Костные осколки по ходу раневого канала располагаются беспорядочно, независимо от своей формы, но крупные из них чаще отлагаются в области выхода.

В случаях компактного действия дроби наблюдаются обширные переломы трубчатых костей, которые иногда ошибочно принимаются за действие тупого или тупогранного оружия. Если дробь подвергалась значительному рассеиванию, крупные кости обычно дробью не пробиваются, а на них образуются лишь мелкие не глубокие дефекты костного вещества с внедрением кусочков металла или наложения тонкого слоя свинца. Исследование поврежденных костей является крайне необходимым, так как кость может оказываться единственной тканью в силу своих анатомических особенностей, сохранившей на себе следы выстрела.

Во внутренних органах в зависимости от кинетической энергии снаряда и от структуры органа образуются повреждения различного характера и объема. Входные или выходные отверстия, а так же весь раневой канал во внутренних органах нередко имеет звёздчато-лоскутную форму. Количество и длина лоскутов могут быть различны в зависимости от энергии снаряда (при ранении паренхиматозных органов из охотничьего оружия). Бывает 7- 15-20 лоскутов длиной от 5 до 10 см и обычно это бывает при выстрелах на расстоянии до 1-5м.

На характер и размеры повреждений во внутренних органах существенное влияние оказывают их анатомические строения, функциональное состояние, кровенаполнение, наличие жидкого или газового содержимого.[1],[8].

Наши рекомендации