Фз от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»
Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)
В статье 4 Конституции указывается, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Р.Ф. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своих территорий. Согласно статье определяет, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. А статья 87 определяет, что: Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Р.Ф.; в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Р.Ф., вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение; режим военного положения определяется фкз.
Фкз от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».
В законе дается формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ, Президентом РФ, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. Цель - создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Основаниями для введения военного положения является агрессия против России или непосредственная угроза агрессии. Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ. Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, оккупация, аннексия территории РФ
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства или применение любого оружия
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства
4) нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы Российской Федерации
5) действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против Российской Федерации; 6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
Фкз от 30мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В законе дается определение чрезвычайного положения как вводимого на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений. Особый правовой режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Цель - устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Обстоятельства-предшественники:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований. межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации
Фз от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Фз от 26 февраля 1997г №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».
Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.