Тема 2.2 Изучение видов медицинского страхования
страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Можно предложить следующую классификацию основных видов страхования:
• по объекту страхования: личное, имущественное, страхование ответственности;
• по форме проведения: обязательное, добровольное;
• по способу образования и использования страховых резервов: рисковое, накопительное;
• по количеству застрахованных (в одном договоре): индивидуальное, коллективное.
Социальное страхование — это система, защищающая граждан от факторов социального риска, к которым относятся: болезнь, несчастный случай, потеря трудоспособности, безработица, старость, потеря кормильца, смерть и др.
Обязательное медицинское страхование
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования, поэтому принципы, на которых строится организационно-правовая и финансовая основа ОМС, носят ярко выраженный социальный характер.
Основными принципами медицинского страхования являются:
• всеобщий и обязательный характер: все граждане Российской Федерации независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в базовую и территориальные программы ОМС;
• государственный характер обязательного медицинского страхования: средства ОМС находятся в государственной собственности. Для реализации государственной финансовой политики созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные организации;
• общественная солидарность и социальная справедливость: страховые взносы и платежи перечисляются за всех граждан, но расходование этих средств осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью (принцип "здоровый платит за больного"); граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковые права на получение бесплатной медицинской помощи (принцип "богатый платит за бедного"); несмотря на то что расходы на оказание медицинской помощи гражданам в старших возрастах больше, чем в молодом возрасте, страховые взносы и платежи перечисляются в одинаковом размере за всех граждан, независимо от возраста (принцип "молодой платит за старого").
В системе ОМС объектом страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. При этом страховой риск — это предполагаемое событие, а страховой случай — совершившееся событие, предусмотренное договором страхования. В обязательном медицинском страховании страховыми случаями являются заболевания, травмы, беременность, роды, проблемы, связанные со здоровьем.
В качестве субъектов обязательного медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, фонды обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор обязательного медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис, который должен иметь силу на всей территории Российской Федерации.
В обязательном медицинском страховании граждан могут участвовать страховые медицинские организации с любой формой собственности, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Государственная лицензия на право заниматься медицинским страхованием выдается Министерством финансов РФ (Департаментом по надзору за страховой деятельностью). Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских компаний.
В системе обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация имеет право:
• свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
• участвовать в аккредитации медицинских учреждений;
• принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
• предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению и(или) медицинскому работнику на материальное возмещение физического и(или) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Страховая медицинская организация не только наделена правами, но и имеет широкий круг обязанностей:
• осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе;
• заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
• с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы;
• контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора;
• защищать интересы застрахованных.
Медицинские учреждения финансируются страховыми медицинскими организациями на основании предъявляемых счетов.
Оплата счетов осуществляется по тарифам или финансовым нормативам, выполняющим функции тарифов. Наиболее распространенным способом финансирования в настоящее время стало финансирование по подушевому нормативу, который рассчитывается с учетом половозрастной структуры застрахованного населения, проживающего в определенной административной территории субъекта РФ (город, район).
Перечислим основные формы оплаты медицинской помощи в системе ОМС:
• оплата по смете расходов;
• оплата по количеству проведенных койко-дней;
• оплата по клинико-статистическим группам;
• оплата по количеству пролеченных больных (законченному случаю медицинской помощи);
• оплата по подушевому нормативу.
Как правило, при оплате медицинских услуг в субъектах РФ используются различные сочетания форм оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Наиболее распространенными являются следующие четыре варианта оплаты медицинских услуг в системе ОМС:
Первый: амбулаторно-поликлиническая помощь оплачивается по посещениям, законченным случаям или за отдельные услуги, а стационарная — по законченному случаю за пролеченного больного.
Второй: стационарная помощь оплачивается по количеству фактически проведенных пациентами койко-дней, а амбулаторно-поликлиническая помощь — по реестрам за законченные случаи, посещения или отдельные услуги.
Третий: стационарная помощь оплачивается по законченному случаю, а амбулаторно-поликлиническая — по подушевому нормативу.
Четвертый: предусматривает оплату стационарной помощи по законченному случаю, а амбулаторно-поликлинической — по смете расходов.
При всем многообразии вариантов, предпочтительной может быть следующая система оплаты медицинских услуг:
• амбулаторно-поликлиническая помощь оплачивается на основе подушевого норматива за комплексную амбулаторную услугу (с включением в подушевой норматив затрат на весь объем внебольничной помощи);
• стационарная помощь оплачивается за согласованный плановый объем (по методу "глобального бюджета").
К субъектам медицинского страхования в системе ОМС также относятся Федеральный и территориальные фонды ОМС — самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования.
На сегодняшний день можно назвать четыре модели организации ОМС в различных субъектах РФ.
Первая модель, в основном, соответствует законодательной базе и наиболее полно учитывает основные принципы реализации государственной политики в области ОМС. Средства от страхователей (предприятий и органов исполнительной власти) поступают на счет территориального фонда ОМС. Фонд аккумулирует финансовые средства и по договорам со страховой медицинской организацией осуществляет их перевод для финансирования деятельности организаций здравоохранения. Страховая медицинская организация заключают договора непосредственно с медицинскими организациями и со страхователями. По такому варианту работают 28 субъектов РФ с охватом более 30 % населения (города Москва, Санкт-Петербург, Вологодская, Калининградская, Кемеровская, Московская, Новгородская, Новосибирская области, Ставропольский край и некоторые другие).
Вторая модель представляет комбинированную систему ОМС. Это означает, что страхованием граждан (выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений) занимаются не только страховые медицинские организации, но и филиалы территориального фонда ОМС. Это наиболее распространенная схема организации ОМС, которая охватывает 36 субъектов РФ, или 45 % населения.
Третья модель характеризуется отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организаций. Их функции взяли на себя территориальные фонды ОМС и их филиалы. Такая система ОМС функционирует в 17 субъектах Российской Федерации и охватывает 15 % населения. Выполнение территориальными фондами ОМС всех функций в системе ОМС предлагается специалистами в качестве основного пути реформирования ОМС. Четвертая модель характеризуется отсутствием в регионах системы ОМС как таковой. В этих субъектах РФ Закон РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" выполняется только в части сбора страховых взносов за работающее население. Этими средствами распоряжаются местные органы управления здравоохранением, финансируя напрямую медицинские учреждения. Такое положение сложилось в 17 регионах с охватом 10 % населения страны (республики Северного Кавказа, Восточно-Сибирский регион, Смоленская, Кировская, Нижегородская области и др.).
Одним из новых условий участия граждан в медицинском страховании должно стать предоставление возможности добровольного отказа от участия в системе ОМС и решение вопроса оплаты медицинской помощи через систему добровольного медицинского страхования (ДМС).
Гражданам, сделавшим выбор в пользу ДМС, должен предоставляться налоговый вычет из единого социального налога или подоходного налога. При этом программа ДМС по объемам и видам медицинской помощи не должна быть ниже базовой программы ОМС, а за гражданином, вышедшим из системы ОМС, должно быть сохранено право восстановления в ней в любой момент. Существенным моментом при этом должно быть сохранение финансовой стабильности системы ОМС независимо от количества застрахованных, перешедших в негосударственную систему ДМС.
Добровольное медицинское страхование
В отличие от обязательного медицинского страхования как части системы социального страхования, финансируемой за счет целевого налогообложения и платежей из бюджета, добровольное медицинское страхование является важным видом финансово-коммерческой деятельности, которая регулируется Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации”, принятым в 1992 г.
Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить дополнительно к обязательному медицинскому страхованию и системе государственного и муниципального здравоохранения более высокий уровень оказания медицинской помощи. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов непосредственно от граждан за счет их собственных средств или средств работодателя, страхующего своих работников.
027. Источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются
а) государственный бюджет
б) средства медицинского страхования
в) доходы от платных услуг населения
г) все вышеперечисленное
028 Точка нулевой прибыли характеризует
а) момент самоокупаемости издержек ЛПУ по оказанию платных медицинских услуг и начало получения прибыли от платных медицинских услуг
б) это точка движения на графике движения объема медицинских услуг, показывающая работу ЛПУ с прибылью