Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива
Управленческий цикл – процесс управления, начинающийся и заканчивающийся сбором информации об управляемом объекте (но уже в новом состоянии системы после управленческого воздействия), носящий замкнутый циклический характер и имеющий поступательное движение по спирали.
I этап – получение информации об исходном состоянии управляемой системы, ее обработка и анализ, что позволяет оценить настоящее состояние системы, разработать перспективу, спрогнозировать дальнейшее развитие системы.
II этап – разработка и принятие управленческого решения, включает:
- определение главной цели, которая должна быть конкретизирована во всех аспектах ее выполнения
- выбор наиболее важных приоритетных проблем, которые необходимо решить для достижения основной цели
- определение оптимальной последовательности решения этих проблем
Основные виды управленческих решений:
а) социальные – подбор, расстановка кадров, работа с резервом, повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала
б) медицинские – организация лечебно-диагностического процесса, перепрофилирование коек, повышение качества медицинской помощи, внедрение достижений медицинской науки, новых методов диагностики и лечения
в) организационные – регламентация работы отдельных подразделений, служб, разработка должностных инструкций, информационное обеспечение, определение вопросов для обсуждения на различных уровнях
г) ресурсные – лекарственное обеспечение, обновление материально-технической базы и др.
д) административно-хозяйственные – организация ремонта, строительство
е) решение по контролю за исполнением
III этап – реализация управленческого решения, организация работы коллектива, обеспечение согласованности действий исполнителей, регламентация выполнения управленческого решения.
Оптимальная реализация управленческого решения во многом определяется научной организацией труда (НОТ) – организацией труда, основанной на систематическом внедрении достижений передового опыта, что позволяет наиболее эффективно организовать производственный процесс, обеспечить повышение производительности труда, сохраняя при этом здоровье работающих.
Основные принципы НОТ:
- экономичность (получение наибольшего эффекта при наименьших затратах сил и средств – именно на этом должна базироваться правильная организация труда каждого коллектива)
- кооперация и специализация труда
- научно обоснованная система подбора и расстановки кадров
- нормирование трудовых операций
- внедрение в работу медицинских учреждений современных технических средств
- организация рабочего места
Основа НОТ – решение кадровых вопросов (правильный подбор и расстановка кадров с учетом квалификации профессиональной подготовки, личных качеств каждого работника, регламентация деятельности учреждений, их подразделений и каждого работника).
Регламентация деятельности учреждения определяется соответствующим нормативным документом – типовым положением об областном, городском отделе ЗО, ЦРБ и др. На их основе разрабатываются положения о структурных подразделениях этих учреждений. Деятельность сотрудников определяется должностными инструкциями, которые составляются с учетом конкретных условий работы, квалификации, стажа и опыта работы исполнителя.
IV этап – контроль за реализацией управленческого решения: получение информации, анализ и оценка результатов деятельности коллектива.
Для анализа управления используют: данные отчетности и текущего учета; директивную документацию (приказы органов управления ЗО, протоколы коллегий и медицинских советов и др.); специальные исследования с использованием методов хронометрии, инвентаризации, экспертных оценок.
На эффективность работы в коллективе влияет ряд факторов:
- морально-психологический - создание в исполнителях убежденности в важности своей работы, ее значимости
- общественный - исполнительная дисциплина
- экономический – материальное поощрение, оплата труда с учетом личного вклада и качества труда
- контроль – система мер, направленных на обеспечение выполнения управленческого решения, должен быть постоянным, его ведущая форма – учет
- профессиональная подготовка исполнителей
- взаимоотношения между руководителем и подчиненными
Руководитель оказывает значительное влияние на эффективность работы коллектива, он должен обладать следующими качествами: способность к лидерству, настойчивость, широкое образование, ум и талант, организаторские способности, стремление к власти, профессиональные знания, решительность, твердый характер, инициатитва, чувство нового, дальновидность, оригинальность.
5 обязательных качества руководителя (в ранговом порядке): 1. принципиальность; 2. справедливость; 3. компетентность; 4. требовательность; 5. организаторские способности
Данные качества являются составляющими авторитета(меры общественного признания, выражающей насколько коллектив считается с руководителем, его мнением, советами).
Стили руководства – совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных:
а) авторитарный (директивный) – стремление централизовать власть, единоличное решение вопросов; руководитель не терпит возражений, резко реагирует на критику; в контроле опускается до мелочей; между сотрудниками и руководителем возникает психологический барьер
б) демократический (коллегиальный)– забота о создании оптимального психологического климата, к разработке решений привлекаются все члены коллектива, поощряется инициатива сотрудников, контроль проводится по основным позициям, в коллективе преобладает отношение сотрудничества.
в) либеральный (исполнительный)– минимальное вмешательство руководителя в деятельность коллектива, неумение распределить функции, в работе отсутствует системность, выполнение дел отстает.