ВВЕДЕНИЕ. Предмет – латинский язык и основы терминологии является одним из базовых предметов для овладения профессиональной медицинской терминологией
Предмет – латинский язык и основы терминологии является одним из базовых предметов для овладения профессиональной медицинской терминологией, а следовательно и медициной в целом.
Структура, целевые установки и профессионально-развивающие возможности предмета обеспечат не только базу для изучения специальных дисциплин в вузе, но и дальнейшую профессиональную деятельность медика, а также станут средством совершенствования его личности.
Структура данного курса содержит основы грамматики, словообразования и рецептуры, что даст возможность глубже осознать и усвоить принципы построения терминов в различных номенклатурных подсистемах медицинской терминологии – анатомо-гистологической, химико-фармацевтической, клинической.
Несмотря на ограниченность данного курса по времени, необходимо использовать возможности предмета и в совершенствовании деонтологического образования: заучивая наизусть специальные латинские выражения, которые используются в речи медицинских работников без перевода.
Самостоятельная работа – основной аспект вузовской учебы. Развивать навыки самостоятельной работы необходимо постоянно и последовательно, поскольку эти качества являются профессионально значимыми для медицинского работника.
Цель данного пособия – помочь студентам в рациональной организации самостоятельной работы в процессе изучения основ медицинской терминологии. В него включены поурочные задания для заучивания лексики по соответствующим разделам программы, упражнения для закрепления лексического минимума в процессе построения терминов и перевода рецептов.
Пособие снабжено латинско-русским и русско-латинским словарями по разделам анатомо-гистологической терминологии и фармацевтической терминологии.
Таким образом, систематически занимаясь с данным пособием, студент сможет не только усвоить предлагаемый материал, но и приобрести дополнительные навыки автономности в учебной работе, формируя готовность к дальнейшему обучению, а также к последующей профессиональной деятельности.
Данное пособие завершает комплекс учебно-методических пособий, составляющих методическое обеспечение разработанной системы изучения медицинской терминологии на основе системно-терминологического и личностно-деятельностного подходов, имеющих целью формирование и развитие личности студента-медика
Зав. кафедрой иностранных языков ОрГМА
профессор Т.Л.Бухарина
Часть I |
СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Успех в достижении поставленных целей во много м зависит от умения грамотно организовать свою работу.
Самостоятельная работа в освоении предмета «Латинский язык и основы терминологии» способствует повышению не только профессионального, но и общекультурного уровня, формированию волевых качеств личности и совершенствованию умственных способностей, выработке настойчивости и упорства в овладении знаниями.
В усвоении учебного материала по латинскому языку важную роль играют такие психологические процессы как память, внимание и мышление.
Определите, какой тип памяти наиболее характерен для Вас: наглядная или образная, словесно-логическая, моторная, слуховая, эмоциональная?
Если у Вас зрительный тип памяти, всегда надо
1) читать самому, а не рассчитывать на запоминание услышанного;
2) пользоваться книгами с иллюстрациями, атласами; внимательно изучать таблицы;
3) при работе над книгой и составлении конспектов широко использовать отчеркивание нужных мест, непременно разными цветами.
Если у Вас слуховой тип памяти, то необходимо:
1) читать вслух изучаемый материал;
2) рассказывать вслух прочитанное или пересказывать прослушанное;
3) рассуждать вслух при построении термина, перечисляя ступени граммати- ческой конструкции
Если у Вас моторный тип памяти, Вам лучше
1) работать с карандашом в руках, прописывая необходимые формулы, модели,
графы и т.д. ;
2) прорабатывать материал сразу же в лаборатории;
3) делать все своими руками.
Если у Вас смешанный тип памяти и нет выраженного преобладания одного из описанных способов запоминания, Вам можно использовать все советы.
Необходимо помнить, что память развивается только в деятельности, требующей постоянного ее проявления.
Успешность усвоения материала зависит от ряда условий.
Во-первых, это ИНТЕРЕС. Интерес обеспечивает высокую продуктив-
ность памяти, легкость усвоения При отсутствии интереса учеба становится занятием малопродуктивным. Интерес - это ключ к памяти, поддержанию внимания и логического мышления. .
Во-вторых, это ВНИМАНИЕ, т.е. направленность и сосредоточенность психологической деятельности на одном объекте. Без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную деятельность по усвоению материала. Типичная ошибка студентов – работать вполсилы, отвлекаясь посторонними мыслями, делами, разговорами. Надо помнить, что отвлечение внимания не только ухудшает память, но и расстраивает нервную систему.
В профессиональной деятельности медика хорошо развитое внимание крайне необходимо, т.к. именно оно лежит в основе наблюдательности.
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Приступая к занятию, помните, что
1) необходимо делать записи и пометки - работайте с карандашом в руках;
2) надо мобилизовать все виды памяти: читайте материал вслух и «про себя», разбирайте таблицы и схемы; подчеркивайте ключевые слова;
3) работать надо целеустремленно и сосредоточенно - не отвлекайтесь;
4) нельзя бросать работу, не убедившись, что запланированный Вами раздел выполнен полностью;
5) приступать в выполнению упражнений можно лишь после усвоения теоретического материала.
Возобновляя занятие в следующий раз, начните с повторения пройденного, убедитесь, что материал хорошо усвоен. Лишь после этого начинайте дальнейшую работу.