ОП. О1. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП. О1. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

2012 г.

Одобрено Составлена в соответствии

цикловой комиссией с Государственными требованиями

общемедицинских к минимуму содержания и

дисциплин уровню подготовки выпускника по

«___» _______ 2011г. специальности «Сестринское дело»

Председательуглубленной подготовки

_________________

Исмагилова А.А. Заместитель директора по учебной работе

_______________________________

Галиуллина А.Ф.

Рецензенты:

Абдрахманова О.Р.- методист ГАОУ СПО РБ Туймазинский медицинский колледж высшей квалификационной категории

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) «Сестринское дело» углубленной подготовки по специальности 060501 Медицинская сестра

Организация-разработчик: ГАОУ СПО РБ Туймазинский медицинский колледж

Разработчик:

Аскарова Т.Х.-преподаватель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр.

1. ПаСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.О1.Основы латинского языка с медицинской терминологией

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060501 Сестринское дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам (ОП.01).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские

(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному

образцу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- 500 лексических единиц;

- глоссарий по специальности.

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 53 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов (теория - 18 часов, практические занятия - 18 часов); самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:  
Самотестирование
самоподготовка
индивидуальные творческие задания
доклады/рефераты/эссе
Итоговая аттестация в форме Зачёт

Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП. О1. Основы латинского языка с медицинской терминологией

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Фонетика.    
Тема 1.1. Латинский алфавит. Правила чтения. Произношение гласных, согласных и буквосочетаний Содержание учебного материала   1.2.
Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение.
Написание терминов на латинском языке.  
Чтение терминов на латинском языке.
Самостоятельная работа обучающихся  
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам: - «Латынь Эпохи Возрождения»; - «История развития латинского языка»; - «Non est medicina sine lingua latina» – «Нет медицины без латинского языка»; - «Латинская терминология как зеркало истории медицинской науки»; - «Медицина в поэзии греков и римлян». 4. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями.
Тема 1.2. Фонетика. Правила постановки ударения. Глагол. Грамматические категории . Содержание учебного материала 2.
Чтение латинских терминов, используя правило постановки ударения.  
Определение основы и спряжения глагола.
Образование повелительного и сослагательного наклонений глаголов.
Грамотное использование глаголов в рецептуре.
Практические занятия  
Правила постановки ударения. Глагол. Грамматические категории. Применение в рецептуре.
Самостоятельная работа обучающихся    
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам: - «Латинский язык в лексике современного медицинского образования»; - «Латынь и современность». 4. Подготовка эссе: -«Клятва Гиппократа в континууме профессиональной деятельности специалиста-медика». 5. Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме. 6. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений. 7. Лекарственные растения: мифы и реальность. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
Раздел 2. Анатомическая и фармацевтическая терминология.    
Тема 2.1. Имя существительное. Обзор пяти склонений Содержание учебного материала    
Изучение грамматических категорий имени существительного.  
Определение рода существительных.  
Определение склонения существительных.  
Выполнение перевода словосочетаний с несогласованными определениями.
Практические занятия  
Существительные 1-го и 2-го склонения. Использование названий лекарственных препаратов, химических элементов, оксидов в рецептуре.
Самостоятельная работа обучающихся    
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Составление тематических кроссвордов. 4. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам: - «Развитие анатомической терминологии»; -«Развитие фармацевтической терминологии». 5. Подготовка эссе «Гимн «Gaudeamus» в студенческом мире». 6.Составление тематических кроссвордов. 7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
Тема 2.2. Краткие сведения о рецептуре. Латинская часть рецепта. Рецептурные сокращения. Содержание учебного материала  
Структура рецепта Латинская часть рецепта.  
Выполнение переводов латинской части рецепта на разные лекарственные формы с сокращением и без сокращения.
Овладение чтением и грамотным оформлением рецепта.
Практические занятия  
Выполнение переводов рецептов с существительными 3-го склонения и названиями солей.
Выполнение переводов анатомических и фармацевтических терминов, содержащих существительные 4-го и 5-го склонений. Выписывание рецептов.
Самостоятельная работа обучающихся    
1.Перевод и оформление рецептов. 2. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 3. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 4. Подготовка докладов по теме «Синонимы в фармацевтической терминологии» 5. Подготовка сообщения «Разные лекарственные формы». 6. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений. 7. Составление тематических кроссвордов. 8. Подготовка таблицы падежных окончаний. 9. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
Тема 2.3. Имя прилагательноеГрамматические категории. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение.   Содержание учебного материала      
Имя прилагательное 1-ой и 2-ой группы. Грамматические категории.  
Определение группы прилагательных по словарной форме.  
Выполнение согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Составление и перевод анатомических и фармацевтических терминов с согласованными определениями.  
Практические занятия  
Выполнение перевода рецептов с согласованными определениями.  
Название групп лекарственных средств по их фармакологическомудействию.Выполнение вычленения частотных отрезков в названиях лекарственных веществ и препаратов. Выписывание рецептов с использованием названий кислот.
Самостоятельная работа обучающихся  
1.Перевод и оформление рецептов. 2.Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 3. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 4. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Синонимы в анатомической терминологии». 5. Составление тематических кроссвордов. 6. Подготовка таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными». 7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
Раздел 3. Клиническая терминология.    
Тема 3.1. Терминологическое словообразование. Состав слова. Важнейшие приставки. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Греко-латинские дублеты. Содержание учебного материала     1.2.
Информирование об общих понятиях терминологического словообразования.  
Выполнение анализа сложных слов по терминоэлементам.  
Конструирование терминов при помощи приставок, решая задачи на словообразование.    
Самостоятельная работа обучающихся    
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам: -«Развитие клинической терминологии»; - «Медицинская терминология в континууме «от античных времен до современности». 4. Составление тематических кроссвордов. 5. Поиск необходимой информации в сети Интернет. 6. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
Тема 3.2. Терминологическое словообразование. Греческие корни. Греко-латинские дублеты. Содержание учебного материала    
Знание принципов образования клинических терминов.  
Определение значения ТЭ и конструирование по заданному образцу.
Использование греческих ТЭ в образовании клинических терминов.  
Анализирование клинических терминов по ТЭ.  
Практические занятия  
Образование клинических терминов с использованием греческих корней и греко-латинских дублетов.
Самостоятельная работа обучающихся    
1.Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам: -«Структура клинических терминов»; - «Древние о мудрости здоровой жизни». 4 Составление тематических кроссвордов. 5. Поиск необходимой информации в сети Интернет. 7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
Тема 3.3. Терминологическое словообразование Суффиксация. Греко-латинские дублеты. Содержание учебного материала     1.2.
    Вычленение знакомых ТЭ и конструирование терминов по заданному образцу.
Составление терминов обозначающих заболевания и патологические состояния, используя суффиксы -oma, -itis-, -iasis-, -osis-,-ismus.
Информирование о названиях медико-биологических наук, специальностей и разделов медицины.
Самостоятельная работа обучающихся  
    1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам: -«Медицинская терминология в названиях специальностей и разделов клинической медицины»; 4. Составление тематических кроссвордов. 5. Подготовка к конкурсу «Знатоки латыни». 6. Поиск необходимой информации в сети Интернет. 7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
Тема 3.4. Терминологическое словообразование. Название методов обследования, лечения, хирургических вмешательств. Греко-латинские дублеты. Профессиональные медицинские выражения. Содержание учебного материала    
    Анализирование клинических терминов по знакомым терминоэлементам.    
Образование названий методов обследования, лечения, хирургических вмешательств.    
      Конструирование терминов по заданному образцу.  
    Умение употреблять профессиональные выражения в медицинской терминологии.  
Практические занятия    
Анализ, конструирование терминов по заданному образцу. Подготовка к зачету.  
Самостоятельная работа обучающихся      
1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме - «Медицинская терминология в названиях методов обследования, лечения, патологических процессов и состояний, хирургических операциях». 4. Составление тематических кроссвордов. 5. Подготовка к олимпиаде. 6. Поиск необходимой информации в сети Интернет. 7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).      
  Зачет    
    Всего: в том числе практические занятия самостоятельная работа обучающихся  
                   

Наши рекомендации