Методы оценки здоровья детей и подростков
Одним из важнейших звеньев охраны здоровья детей служит раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья с целью эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий.
Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возраста выявляют при обязательных медицинских осмотрах, а также при плановых профилактических обследованиях врачами-специалистами.
Повышение эффективности массовых медицинских осмотров достигают путем внедрения в практику детского здравоохранения диагностических тестов «просева» или скрининг-тестов. Использование их обеспечивает предварительное выделение в детских коллективах лиц, у которых наличие определенного отклонения наиболее вероятно. Окончательный диагноз устанавливают педиатр или узкие специалисты после дополнительных специальных обследований.
Контроль за состоянием здоровья на основе массовых скрининг-тестов предусматривает новый принцип организации углубленных осмотров — этапность обследования.
• I этап — обследование всех детей по скрининг-программе, которое
проводит в основном средний медицинский персонал школы.
• II этап — обследование детей, выделенных с помощью скрининг-
тестов, врачом общеобразовательного учреждения.
• III этап — обследование школьников узкими специалистами по
ликлиники.
Перед проведением медицинских осмотров медицинские сестры должны проверить медицинские карты, провести скрининговое обследование детей по диагностическим тестам.
Скрининг-программу подразделяют на базовую и расширенную, которые представлены в медицинской карте ребенка для общеобразовательного учреждения (форма 26/у-2000).
Базовую скрининг-программу доврачебного медицинского обследования используют для мониторинга здоровья детей, она содержит тот набор тестов, который обязательно выполняют при проведении медицинских осмотров детей, как в условиях города, так и в сельской местности.
• Анкетный тест.
• Индивидуальная оценка физического развития.
• Измерение АД с проведением нагрузочной пробы.
• Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью
комбинированного визуально-инструментального исследования.
• Исследование остроты зрения.
• Определение предмиопии (склонность к близорукости) с помощью
теста Малиновского.
• Выявление нарушений бинокулярного зрения.
• Диагностика нарушений слуха с помощью шепотной речи.
• Оценка уровня физической подготовленности, проведение дина
мометрии.
• Лабораторные скрининг-тесты: анализ мочи на протеинурию и
глюкозурию.
Расширенная скрининг-программа дополняет базовую и включает следующие исследования.
• Оценка резистентности.
• Выявление невротических расстройств (анкета).
• Оценка нервно-психического развития (эмоционально-вегетативная
сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие).
• Оценка вторичных половых признаков.
• Нарушение репродуктивного здоровья (анкета).