Дисальфа-липопротеинемии
Гиперальфа-липопротеинемия (гиперальфа-холестеролемия)
Генетические механизмы, являющиеся причиной данного типа ДЛП, пока не выяснены. Возможно, что её развитие может быть обусловлено усиленным образованием ЛПВП, последнее, вероятно, связано со стимуляцией продукции апопротеинов А-I и А-II (табл. 6) в печени и в кишечнике, а также ускорением деградации богатых ТАГ липопротеинов из-за повышенной активности ЛПЛ плазмы крови у этой категории больных.
В целом данный тип ДЛП рассматривается как неатерогенный. Механизмы подобного влияния избыточных концентраций ЛПВП связаны как с их участием в «обратном» транспорте ХС в токе крови, так и с активацией процессов липопротеин-липолиза. У пациентов уменьшено количество случаев ишемической болезни сердца и других проявлений атеросклероза.
Диагностические лабораторные критерии:
1. Плазма крови прозрачная.
2. Цифры ХС ЛПВП превышают верхние границы нормы (больше 0,8-2,2 ммоль/л).
3. Уровень общего ХС либо в физиологических пределах, либо умеренно увеличен; содержание ТАГ в плазме крови чаще понижено, но может быть и нормальным.
4. При электрофорезе фракции α-ЛП усилена, β-ЛП - обычной интен-сивности, преβ-ЛП ослаблена.
5. Аналитическое ультрацентрифугирование фиксирует рост концентраций ЛПВП, колебание значений ЛПНП и ЛПОНП либо в объёме нормы, либо снижены.
Терапия до настоящего момента не разработана.
Гипоальфа-липопротеинемия (гипоальфа-холестеролемия)
Ведущее клинико-лабораторное изменение – понижение уровня ЛПВП. Локализация генетического дефекта пока точно не установлена. Считают, что происходит дестабилизация этих частиц и их ускоренный катаболизм, но с другой стороны, возможен недостаточный синтез апопротеинов А-I и А-II (табл. 6) в печени и кишечнике.
Клинические проявления практически не изучены. Ряд исследователей придерживается концепции об «атерогенной» роли уменьшенной концентрации ЛПВП. По всей вероятности, справедлива позиция тех авторов, которые рассматривают в качестве фактора «атерогенности» сочетание сниженного количества ЛПВП и высоких цифр ЛПНП и ЛПОНП. Встречается в популяции от 3 до 8%.
Диагностические лабораторные критерии:
1. Плазма крови прозрачная.
2. Содержание ХС ЛПВП меньше нижней границы нормы (0,8 – 2,2 ммоль/л).
3. Величины общего ХС и ТАГ плазмы крови варьируют, не превышая нормальных значений.
4. При электрофорезе интенсивность фракции α-ЛП снижена; полосы β- и преβ-ЛП обычно нормальной окраски.
5. Аналитическое ультрацентрифугирование регистрирует малую концен-
трацию ЛПВП, вклад остальных фракций в пределах нормы.
Терапия не разработана.
Анальфа-липопротеинемия (Танжерская болезнь, morbus Tangier) встречается редко; впервые описана в семье, жившей на острове Танжер. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу. В популяции данная патология среди ДЛП встречается крайне редко.
Основной биохимический признак – в крови не регистрируются ЛПВП нормального состава, которые опосредованно влияют на процессы липолиза ЛП и способствуют удалению ХМ и ЛПОНП из крови. При их отсутствии происходит накопление ремнантов, обогащённых эфирами ХС (ЭХС), элиминация которых из крови осуществляется клетками РЭС. В связи с этим содержание ЭХС в миндалинах, селезёнке, лимфатических узлах у данной группы пациентов может возрастать в 25-150 раз по сравнению с нормой. Указанные органы увеличиваются в размерах. В крови выявляются гиперхолестеринемия, гипертриацилглицеролемия, резко снижается уровень ЛПВП, повышается активность ЛП-липазы, а количество свободного ХС увеличивается незначительно.
Механизмы резкого падения доли ЛПВП в плазме крови связаны с укорочением времени их катаболизма и распада апопротеинов А-I и А-II. У гетерозигот скорость деградации увеличивается в 2 раза, а у гомозигот – в 20 раз. Кроме этого, если в норме и у гетерозигот протеолиз указанных веществ протекает с одинаковой интенсивностью, то у гомозигот значительно быстрее разрушается апопротеин А-I. Часть его мицелл может поглощаться клетками РЭС в составе крупных ремнантов.
Характерным клиническим признаком заболевания, которое регистрируется в возрасте 5-6 лет, является наличие больших, ярко окрашенных (жёлто-оранжевого цвета) миндалин. Наблюдаются спленомегалия, лимфоаденопатия, неврологические расстройства, мышечная слабость, появление пенистых клеток в костном мозге. У гетерозигот недуг протекает мягче, со стёртой симптоматикой. Эти пациенты могут попадать в группу лиц с гипоальфа-липопротеинемией.
Диагностические лабораторные критерии:
1. Плазма крови прозрачная или слегка мутная.
2. Содержание ХС ЛПВП резко уменьшено (0,025 – 1,0 ммоль/л).
3. Величина общего ХС в плазме низкая; цифры ТАГ повышены.
4. При электрофорезе не обнаруживаются фракции α-ЛП; полоса β-ЛП шире и нередко выявляется полоса, расположенная между β- и преβ-ЛП, свидетельствующая о наличии патологических ЛПОНП, как и при III типе ГЛП.
5. Аналитическое ультрацентрифугирование не обнаруживает или реги-
стрирует ЛПВП в следовых количествах.