Исследование потребительских свойств ЛС на основе экспертных оценок
Для исследования потребительских (или функциональных свойств) ЛС применяется социологический метод экспертных оценок, в ходе которого проводится экспертная оценка терапевтической эффективности ЛС. В качестве экспертов приглашаются врачи-специалисты, компетентные в области применения изучаемых ЛС.
На начальном этапе разрабатываются специальные анкеты, состоящие из 2-х частей (анкета 1 и анкета 2), и инструкция по их заполнению.
Анкета № 1. Профессиональные данные эксперта-врача
Медицинская специальность | Стаж работы по специальности | Врачебная категория | Ученая степень |
Исходные показатели профессиональных данных экспертов-врачей переводятся в баллы по следующей системе:
Стаж по специальности:
до 5 лет — 1 балл от 20 до 30 лет — 4 балла
от 5 до 10 лет — 2 балла свыше 30 лет — 5 баллов
от 10 до 20 лет — 3 балла
Наличие врачебной категории, ученой степени.
2 категория — 1 балл Канд. мед. н. — 2 балла 1 категория — 2 балла Докт. мед. н. — 3 балла Высшая категория — 3 балла
После обработки данных анкеты № 1 рассчитывается сумма баллов, характеризующая профессиональную компетентность каждого эксперта — Kj.
Например: врач-терапевт, стаж работы 22 года, имеет высшую категорию:
Kj = 4+3 = 7 баллов
Анкета № 2 носит название «Экспертная оценка лекарственных средств». Она имеет ряд колонок в зависимости от задач исследования.
В колонке 1 указывают порядковый номер ЛС.
В колонке 2 приводится ассортимент ЛС с указанием полного наименования препарата, его лекарственной формы, страны и фирмы производителя. Для идентификации ЛС желательно указать международное непатентованное наименование (если оно есть) иФТГ.
В колонке 3 эксперты проводят оценку терапевтической эффективности ЛС по следующей шкале:
5 баллов — хорошее ЛС (высокоэффективное, имеет большой спрос, рациональную дозировку, фасовку);
3 балла — плохое ЛС (имеет нерациональную дозировку или фасовку, пользуется небольшим спросом);
1 балл — очень плохое ЛС (неэффективное, токсичное, неудобное в применении, не пользуется спросом).
Для оценки терапевтической эффективности ЛС можно применять и другие шкалы оценок, например, 5-4-3-2-1, но в каждом случае необходимо четко указывать критерии качества ЛС по каждой оценке.
Далее в анкете следует выделить колонку 4 для аргументации экспертом своей оценки в том случае, если ЛС оценивается в 3 или 1 балл.
Например: — недостаточная эффективность, — неудобная лекарственная форма,
— нерациональная дозировка или фасовка,
— устаревшее ЛС,
— ярко выражены побочные действия,
— другие причины — на усмотрение эксперта.
В этой колонке эксперт может указать также предложения по улучшению ЛС.
В следующие колонки анкеты можно включить и-другие, интересующие исследователя вопросы.
При подготовке к анкетированию определяют необходимое количество анкет для обеспечения репрезентативности(представительности) выборки.
Для определения минимального объема выборки можно воспользоваться несколькими способами:
1) по формуле минимального объема выборки для бесповторного отбора (форм. 13):
0,2512 х N
п =--------------, (13)
сйМ+0,2512
где: п — минимальный объем выборки,
I — нормализованное отклонение (при Р — 0,95 1 = 2)
с1 — допустимая ошибка (0,05-0,1)
N — объем генеральной совокупности.
Например, если изучается мнение врачей-терапевтов, то объем генеральной совокупности будет равен общему количеству врачей этой специальности в городе, предположим N=150.
0,25 х22х 150 150
п =---------------------------- =--------= 109,09 ~ ПО
0,052x150 +0,25 х22 1,375
Следовательно, необходимо проанкетировать ПО врачей-терапевтов.
2) по формуле минимального количества учреждений для анкетирования (форм.14):
п = —--------, (14)
1+0,0^
где: п — количество ЛПУ, задействованных для экспертной оценки,
N — общее количество ЛПУ в городе. Например, если в городе 45 ЛПУ, то:
п = 45/ (1+0,015 х 45) = 27-30
Количество анкет, которые отправляются для заполнения, должно быть больше рассчитанного, т. к. могут вернуться не все анкеты или могут быть возвращены анкеты непригодные для анализа (без информации, некачественно оформленные и т.д.).
Участие в анкетировании должно быть добровольным и анонимным.
После заполнения анкеты подвергаются статистической обработке.
Для удобства статистической обработки анкет составляются рабочие таблицы по каждому ЛС, в которые заносится вся информация из анкет: оценки, их аргументация и другие.
Например:
Рабочая таблица (условные данные)
Нейтронорм табл. 200 мг ретард N50
№ | Компет. | Оценка | Аргументация | Тенденции | Пред- |
анкеты | эксперта | ЛС | мнения экспертов | спроса | почтен. |
неудобн. лек.форма, побочные действия, устаревшее ЛС | — | — | |||
неэффективное ЛС, | спад | ||||
неудоб.дозировка, неудоб.в применении, побочные действия | Венгрия Индия Болгария | ||||
— | — | — | |||
— | рост | — | |||
— | рост | — | |||
. 6 | — | рост | — | ||
малоэффективное ЛС | — | — | |||
— | стаб. | — | |||
— | рост | — |
Всего 10 экспертов
Далее рассчитывается оценка ЛС с учетом компетентности экспертов (Су) (форм. 15):
СУ = ау * Кь (15)
где: Сц — оценка 1-го препарата]-тым экспертом с учетом компетентности,
ац — оценка 1-го препарата _)-тым экспертом, К) — компетентность .1-го эксперта.
Градуировка ассортимента
Градуировка ассортиментаЛС представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретного учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: Л С «благоприятной» или «неблагоприятной» конъюнктуры, группы «риска» и др. Может осуществляться по результатам статистической обработки анкет экспертной оценки терапевтической эффективности ЛС.
Рассчитанные средневзвешенные оценки ЛС группируются и округляются в следующих границах баллов (условные):
5,0 2,8 — 3,29 — округляется до 3,0
4.7 — 4,99 — округляется до 5,0 2,3 — 2,79 — округляется до 2,5 4,3 — 4,69 — округляется до 4,5 0,1 — 2,29 — округляется до 1,0
3.8 — 4,29 — округляется до 4,0 0,0 3,3 — 3,79 — округляется до 3,5
По результатам группировки средневзвешенных оценок можно провести градуировку исследуемого ассортимента ЛС:
1. Группа ЛС, имеющих «благоприятную» конъюнктуру— это ЛС, получившие средневзвешенные оценки в пределах 4,5 — 5,0 баллов (5,0, 4,7-4,99, 4,3-4,69). Как правило, это высокоэффективные ЛС, имеющие «авторитет» у экспертов. Аптечным учреждениям рекомендуется увеличивать объем закупок данных ЛС с учетом выявленных тенденций спроса.
2. ЛС группы «риска»— это Л С, имеющие оценки в пределах 3,5-4,0 баллов (3,8-4,29; 3,3-3,79). В эту группу входят Л С, получившие примерно треть оценок в 3 балла. Это ЛС, имеющие определенные недостатки. Их продажи имеют тенденции стабилизации или снижения спроса, что требует обоснованных решений по вопросу их закупок. Возможно появление на рынке новых эффективных ЛС, что приведет к риску снижения спроса.
3. ЛС, имеющие «неблагоприятную» конъюнктуру— это ЛС, получившие оценки в пределах 1,0-3,0 баллов (0,1-3,29). Это группа ЛС не пользующихся спросом или имеющих серьезные побочные эффекты. Решение о закупках таких ЛС должно быть отрицательным.
4. Неоцененные ЛС (0,0 баллов). Это ЛС, с которыми данная группа экспертов не знакома. В большинстве случаев в эту группу попадают новые ЛС, которые появились на фармацевтическом рынке России в последние 3-5 лет и которых на данном сегменте рынка еще не было.
Градуировка ассортимента по предлагаемым границам баллов может дополняться мнениями экспертов о перспективах спроса.