Систему HLA впервые описал
1. Медавар
2. Доссе
3. Пастер
4. Эрлих
5. Бернет
К антигенам гистосовметимости относятся
1. антигены группы крови
2. эмбриональные антигены
3. антигены, кодируемые HLA-комплексом
4. тканеспецифические антигены
5. групповые HLA лейкоцитарные антигены
3. Реакция трансплантат против «хозяина» (РТЛХ) развивается
1. при введении собственных лимфоцитов
2. при введении чужеродных лимфоцитов
3. при участии дендритных клеток
4. при участии IgE
5. всех факторов
Время отторжения первичного трансплантата (дни)
1. 10
2. 3
3. 5
4. 14
5. 2
Время отторжения вторичного трансплантата
1. 10
2. 14
3. 3
4. 5
5. 2
Развитие реакции трансплантационного иммунитета состоит из этапов
1. 2
2. 1
3. 3
4. 5
5. 4
На первом этапе реакции отторжения происходит распознавание антигенов трансплантата клетками предшественниками кроме
СД-8
2. ТН1
3. ТН2
4. Тучными клетками
5. Все перечисленное
Клетки участвующие в отторжении
1. Т-СД8
2. Макрофаги
3. ТН1
4. ТН2
5. Дендритные клетки
Серологическое HLA-типирование проводят методом
1. РТМЛ
2. МЛЦТ
3. НСТ-тест
4. ПЦР
5. ИФА
Пеpесадка имплантанта возможно пpи совместимости
1. по фактоpу Д pезус-системы
2. по HLA-антигенам
3. по лейкоцитаpным антигенам
4. пpи отpицательной РБТЛ в смешанной культуpе лимфоцитов доноpа и pеципиента
5. по группе крови
1. Тема № 13: Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете. Иммуногенетические аспекты канцерогенеза. Особенности иммунного статуса онкологических больных. Иммунодиагностика, иммунопрофилактика и иммунотерапия рака.
2. Цель: Сформировать и закрепить у студентов научные представления о роли иммунной системы в канцерогенезе и принципы иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей.
3. Задачи обучения:Дать студентам современные представления о функционировании иммунной системы при онкологических заболеваниях. Обучить принципам иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей.
Студент должен знать
· Механизм злокачественной трансформации клеток
· Особенности иммунного ответа против опухолей
· Современные методы иммунодиагностики рака
· Способы иммунотерапии рака
Студент должен уметь
· Использовать полученные знания для понимания - функционирования иммунной системы при онкологических заболеваниях; - иммунологических механизмов, лежащих в основе патогенеза опухолевого роста
· Интерпретировать данные лейкограммы и иммунограммы онкологических больных
· Самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и Интернет-ресурсами для дополнения знаний и критически анализировать информацию
4. Основные вопросы темы:
1. Современный взгляд на этиологию злокачественных опухолей, онкогены.
2. Роль канцерогенов в активации онкогенов и подавлении генов супрессии опухолей.
3. Антигенный состав опухолевых клеток: антигенное усложнение и упрощение.
4. Блокирующие факторы сыворотки крови опухоленосителей (IgG, циркулирующий опухолевый антиген, циркулирующие иммунные комплексы).
5. Клеточные механизмы противоопухолевого иммунитета, роль Т-клеток, макрофагов, натуральных киллеров и К-клеток.
6. Роль цитокинов в противоопухолевом иммунитете (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-12, IFN-α, IFN-γ, TNF-α, β).
7. Современные методы иммунодиагностики и иммунотерапии опухолей
5. Методы обучения и преподавания:
- обучение по технологииTBL + СВL:Представляется клинический случай, который базируется на реальном примере. Ориентация на вопросы, вызывающие интерес.
- работа в малых группах: студенты делятся на группы по 5-6 человек и составляют таблицу по антигенному составу опухолевых клеток и клеточным механизмам противоопухолевого иммунитета. Затем в этих же подгруппах студенты обсуждают эти вопросы, а также современные методы иммунотерапии рака.
- решение ситуационных задач
- просмотр видеофильмов «Лимфоциты и онкоклетки», «Раковая опухоль».
Литература
Основная:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
Дополнительная:
- Иммунология: учебник / А. А. Ярилин . - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 752 с.
- Словарь – справочник по иммунологии/ под ред.С.В. Кожановой Алматы, 2011
- Иммунология: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин , Б. В. Пинегин. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.
- Клиникалық иммунология және аллергология : учебник / Қ. А. Жұманбаев, Ғ. Қ. Жұманбаева, Ә. Ө. Байдүйсенова. - Қарағанды, 2009. - 354 б.
- Оценка и коррекция иммунного статуса : учеб. пособие для мед. вузов / Б. А. Никулин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 375 с.
- Наглядная Иммунология: Пер. с англ.А.В.Караулова / Дж. Х Л. Плейфейер ; ред. А. В. Караулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 118 с.
- Земсков А.М. Клиническая иммунология : учебник / ред. А. М. Земсков. - М. : ГЭОТАР-медиа, 2008. - 320 с.
- ДМ принциптерінде негізделген, Интернет-ресурстар: www.pubmed.gov; www.cochrane.org; www.ovid.com; www.medscape.com; www.medmatrix.org.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки текущего уровня знаний:
1. Какая теория лежит в основе злокачественной трансформации клеток?
2. Назовите гены, участвующие в процессе малигнизации.
3. Охарактеризуйте основные раково-эмбриональные антигены.
4. Какие процессы идут в опухолевых клетках при злокачественной трансформации?
5. Какие антигены играют важную роль в индукции противоопухолевого иммунного ответа?
6. С синтеза какого иммуноглобулина начинается гуморальный иммунный ответ против опухолевых антигенов?
7. Какими методами можно удалить блокирующие факторы сыворотки крови онкологических больных?
8. Какие цитокины выделят Т-клетки, макрофаги, натуральные киллеры?
9. Опишите биологические особенности опухолевых клеток.
10. Какими методами можно диагностировать рак на ранних стадиях?
11. Назовите иммуностимулирующие препараты, которые применяются в комплексном лечении рака.
Ситуационная задача
Задача 1.Больной М. 63 года. Жалуется на боли в правом подреберье, потерю аппетита, желтизну склер и кожи, кожный зуд. Болеет в течение 2–х месяцев. Эпиданамнез на инфекционные заболевания отрицательный. Объективно, пониженного питания, желтушность видимых слизистых и кожных покровов. Печень выступает из под края реберной дуги на 3 пальца, плотной консистенции с шероховатой поверхностью.
1. Что дает эта информация?
2. Ваш предварительный диагноз ?
3. Какие необходимы дополнительные исследования?
Данные исследования:
ОАК: Л-6200, Э-25%, С-52%, М-8%. Л-15%. ОАМ: без особенностей.
Биохимический анализ крови: увеличение общего билирубина за счет прямого билирубина.
Иммунограмма: СД 3- 38%, СД4Тн2- 15%, СД8+12%, СД4Тн1-11%, СД19-25%, ИгМ-2,5 г/л, ИгА-1,0 г/л, Иг G-15,0 г/л
4. Дайте оценку результатам проведенного исследования
5. Что предполагается с учетом эпиданамнеза, клиники, результатов лабораторного обследования?
6. С каким заболеванием нужно проводить дифференциальную диагностику?
7. Возможно ли исключение опухолевого процесса?
Выявлен высокий уровень S –ИЛ-2 R
8. Оцените его значение в прогнозе заболевания
Установлено высокое содержание альфа-фетопротеина. Какое диагностическое значение он имеет?
- Предложите методы иммунотерапии установленного заболевания.
Приложение
Тесты для оценки индивидуального и группового уровня знаний-1 вариант