Становление, развитие и дифференциация

Биоэтики. Факторы, формирующие

Биоэтику, биофармацевтическую

И биомедицинскую этику

Истоки биоэтики уходят в глубину истории человечества. Вместе с тем становление биоэтики как концепции морально-нравственных основ защиты человека и здоровья населения в целом, качества его жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства особенно интенсивно происхо­дило только в XX в.

Колыбелью профессиональной фармацевтической этики была медицинская этика, основы которой возникли еще в давние времена. Так, уже в VI—V в. до н.э. в древнеиндийском народном эпосе «Аюр-Веды» («Знание жизни») сформулированы этические требования, предъявляемые к врачам: врач должен обладать высокими моральны­ми и физическими качествами, быть сострадательным, доброжела­тельным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Автором одной из этих книг был крупный хирург того времени Сушрута. Сушрута указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды — огню и мечу. Известный врач древней Греции, знаменитый Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) в своем трактате «О враче» сформулировал основ­ные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто, ... быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности,... знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку».

Моральная основамедицинской профессии с давних времен нахо­дила отражение в государственных устоях России. Свидетельствами данного положения являются «Изборник великого князя Святослава Ярославовича» и «Свод юридических норм Киевской Руси».

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих професси­ональное поведение фармацевтического работника, стала форми-

Становление. развитие и дифференциация биоэтики. Факторы...___11

роваться с тех самых пор, как в средние века в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики было положено начало разделению профессий врача и аптекаря.

Первым документом, запрещающим совмещение профессий аптекаря и врача и допускающим существование самостоятель­ной профессии аптекаря, стал так называемый «Арльский статут», изданный в 1170 г. Однако повсеместное признание этого наступило только почти через столетие как результат появления и признания другого документа, называемого «Священными Конституциями» Королевства Обеих Сицилии. Эти «Конституции» появились около 1140 г., но были дополнены и принципиально изменены в 1231-1244 гг. Применительно к регулированию деятельности аптекарей и врачей эти дополнения стали известны как «Статут Фридриха II». «Статут Фридриха II» был первым в Европе аптекарским уставом, ставившим аптеку под защиту закона. Он уточнял сферу деятель­ности аптекарей и их обязанности, затрагивая также и этическую сторону. С этого момента можно говорить о возникновении профес­сиональной фармации и первых профессиональных этических нор­мах. Вот некоторые выдержки из этого документа, затрагивающие этическую сторону деятельности первых аптекарей.

1. Врач не может иметь собственной аптеки, он не может входить в сговор с аптекарями. Врач должен дополнительно присягать, а в случае, если ему станет известно о приготовлении каким-либо апте­карем плохих лекарств, то он обязан донести об этом императорско­му двору.

2. Аптекари, желающие приготовлять лекарства, обязаны дать присягу, что будут добросовестно приготовлять их «по требованиям искусства и в соответственном к выгоде людей качестве».

Статут был очень четко написан и стал образцом для дальнейших документов подобного рода.

Следующим важным шагом в становлении фармацевтических этических норм стало написание в Базеле в XIII в. при правлении бургомистра Тюринга дер Маршалка клятвы аптекарей. Вступая в должность, аптекари принимали клятву «от имени бургомистра и по повелению Церковного Совета», в которой обязывались соблюдать основополагающие этические нормы: « ...никогда аптекарь не изго­товит в своей аптеке снадобья против здоровья человека. А невос­требованные лекарства не хранит и не передает никому, а уничто­жает. Если аптекарь не знает, какое лекарство и как приготовить для

12___Становление, развитие и дифференциация биоэтики. Факторы...

больного, он должен передать больного другому аптекарю, который знает. Врач и аптекарь должны быть как одно целое и не действовать один против другого. К работе в аптеке допускается только давший клятву, не мыслящий приготовить для кого-либо яд».

В России первые ростки фармацевтической этики связаны с открытием в конце XVI в. первых аптек, когда в Москву стали при­бывать первые профессиональные аптекари.

Становление и особенности развития биоэтики в России опре­деляются традициями, национальными особенностями и историей российского народа, а также созданными ими социальными инсти­тутами, к которым относится и здравоохранение.

Без уникального генофонда и экологической ниши, как счита­ет ряд ученых, не может быть нации. Сохранение ее человеческого потенциала связано с сохранением этих компонентов и соответству­ющих культурно-исторических способов выживания.

Поэтому целесообразно кратко рассмотреть особенности этноге­неза России.

Русские относятся к большой европеоидной расе, причем в этносе присутствуют черты и атланто-балтийской расы, а также восточно­европейского типа средневековой расы и восточно-балтийского типа беломор-балтийской расы, а на юге — монголоидного и среди­земноморского элементов. Возникнув благодаря этнической диф­ференциации славянских племен и сопровождающей ее этнической ассимиляции сначала финно-угорских, затем монгольских и других элементов, русский этнос к IX в. представлял собой народность с обще восточнославянским самосознанием (Киевская Русь). С IX по начало XII в. шел процесс выделения украинского и белорусского этносов, не отождествляющих себя с родным этносом. В XIII—XV вв. в условиях освободительной борьбы против ордынского ига прохо­дила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств Северо-Восточной Руси, образовавших в XIV—XV вв. Московскую Русь. С этого же времени началась межэтническая интеграция украинского, белорусского и русского народов. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа. С XVII в. начи­наются заселение «дикого поля», миграция в Сибирь, на Северный Кавказ, на Алтай, в Среднюю Азию. В результате этого образовыва­лись новые субэтносы. Как отмечает В.О. Ключевский, «колонизация русскими пространств становится отличительной чертой России в

Становление, развитие и дифференциация биоэтики. Факторы...____13

XVI-XVII вв.». В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория России, окруженная зоной постоянных этни­ческих контактов с народами, весьма различными по происхожде­нию, культурным традициям и языку. Русские группы в процессе миграции оказывались в разнообразных естественно-исторических условиях, к которым они вынуждены были адаптироваться. Обилие межэтнических контактов привело к тому, что русские отличаются большим диапазоном диалектов, культурных форм и активностью межэтнических связей, «наложенных» на общеславянскую основу. Длительное существование общины также придало специфические черты данному этносу (Петрова И.А., 2000).

Одной из особенностей традиции русского социального уст­ройства была община, возникшая на основе совместного зем­лепользования и коллективной трудовой взаимопомощи. Община регулировала различные формы общественного сознания, обще­ственного поведения и общественного бытия.

Впоследствии, после земской реформы 1864 г., уникальные тра­диции общины обусловили рождение, становление и расцвет зем­ской медицины.

Россияне всегда отличались стремлением к свободе, воле, высо­кой ответственностью, достоинством. Они никогда не были работор­говцами, в России отсутствовало стремление к созданию рабовла­дельческой формации: захваченных пленников, как правило, сразу отпускали на свободу.

Характерными чертами россиян были высокая ответственность и чувство долга. В этом отношении характерна ситуация, описанная Н.В. Гоголем в повести «Тарас Бульба», когда Тарас Бульба со сло­вами «Я тебя породил, я тебя и убью» казнил своего сына, который воспылал чувствами к некой панночке и из-за нее перешел в вой­ско противника. Вместе с тем, как образно писал дипломат и поэт Ф.И. Тютчев, «умом Россию не понять, аршином общим не измерить».

В истории России были и взлеты, ипадения» и культурно-экономи­ческий расцвет, ивместе с тем глубокие экономические, политические,культурные и морально-нравственные кризисы. Онимогут быть объяс­нены с позиций институциональногоподхода.

Институциализм — одно из направлений экономической теории, объясняющее процессы развития человеческого общества в целом. Свое название институциализм получил от слова «институт» в зна­чении общности людей с соответствующим набором «правил игры».

14___Становление, развитие и дифференциация биоэтики. Факторы...

Институциалисты выделяют рукотворные и нерукотворные институ­ты. В числе нерукотворных институтов важнейшим является этнос.

Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энерге­тическая система, противопоставляющая себя другим таким же кол­лективам исходя из ощущения комплементарности, определяющего деление людей на «своих и чужих». Этнос в своем развитии, которое занимает сотни лет, проходит несколько фаз: фаза подъема, акма-тическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, регенера­ция, реликт.

Каждая фаза характеризуется уровнем пассионарного напряже­ния системы.

Пассионарное напряжение - это количество имеющейся в этни­ческой системе пассионарности, деленное на количество персон, составляющих эту систему. Пассионарность является характеристи­кой поведения и представляет собой избыток энергии живого сущес­тва, часто порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

Момент рождения этноса краток. Появившийся на свет коллектив, чтобы не быть уничтоженным соседями, должен немедленно органи­зоваться в систему с определенным разделением функций между ее членами. В целях поддержания целостности системы устанавливают­ся социальные институты, характер которых обусловливается особен­ностями места и времени (стадии развития человечества).

Социальные институты иногда переживают создавший их этнос. Так, римское право прижилось в Западной Европе, хотя античный мир и Византия ушли в историю.

В период зарождения этноса характерен жесткий деспотизм тра­диций, например, превалирует право по рождению и по старшинс­тву. Основной принцип - долг перед коллективом.

В фазе подъема происходит ломка стереотипов, характерна склон­ность к агрессии, лица, несоответствующие своему поведению, изго­няются, заменяются и т.д. Характерно игнорирование прав и уста­новление обязанностей, за которые выплачивается вознаграждение.

В акматической фазе развития этноса характерны стремление быть самим собой, право силы, усиление индивидуализма, столк­новение индивидуумов, соперничество, убийства и распри и даже междоусобные войны.

Фазе надлома соответствует пассионарный спад, с чувством «мы устали от великих, будь таким, как я». Для этой фазы характерны

Становление, развитие и дифференциация биоэтики. Факторы...___15

подражательство «цивилизованной» жизни или стремление к воз­врату «к старине».

Инерционная фаза характеризуется накоплением материальной культуры, трудолюбием, рассевом обывателя, упрочением законнос­ти и порядка, поддерживаемых обычаями, а не силой. Это «золотая осень».

Дальше следуют фаза обскурации, упадок и т.д.

Длительность всего цикла составляет до 1200 лет.

Формальные нормы и правила в ныне развитых странах Запада закрепляли уже действующие неформальные институты. В России, особенно в периоды радикальных политических и экономических реформ, неформальные институты, и прежде всего национальный российский менталитет, учитывались недостаточно. Так было во вре­мена ориентации России на Запад (вестернизации), начиная с Пет­ра I и кончая переходом Советского Союза к рыночной экономике.

Несоответствие российского менталитета западному, модерни­зация постсоветской экономики без учета соцнекультурных осо­бенностей россиян привели к серьезным экономическим, поли­тическим и морально-нравственным негативным последствиям. Осуществленные в 1990-х годах социальные преобразования в усло­виях трансформационного спада привели скорее к более сильному сужению экономических свобод, чем к расширению свобод соци­альных и политических. Большинство населения разочаровалось в новых «правилах игры», т.е. в новых институтах, и постаралось отгородиться от них. Незаконное расходование бюджетных средств, продажа на невыгодных условиях государственной собственности, заключение заведомо невыгодных для страны международных дого­воров и т.п. стали чуть ли не нормой. Все это создало предпосылки для криминализации общества и нарушения новых формальных правил; стало, по сути, новым неформальным правилом.

Государство в этот период, как главный генератор институцион­ной среды, не справилось со своими функциями, и, отказавшись в 1990-х годах от управления госпредприятиями, создало условия для присвоения государственной собственности руководящими соста­вами госпредприятий, т.е. «номенклатурной приватизации» и т.д.

Особенно остро простым населением воспринимались и воспри­нимаются просчеты в организации контроля заработной платы. Отказ от госрегулирования в сфере зарплаты не был компенсирован другими институтами. В результате этого средняя зарплата россиян

_16___Становление, развитие и дифференциация биоэтики. Факторы...

оказалась в десятки раз ниже, чем в других странах. Так, в США она составляет 3,00 тыс. долл., в Японии - 2,70 тыс. долл., в Канаде -2,65 тыс. долл., в Германии - 2,05 тыс. долл., во Франции - 2,35 тыс, долл., в Великобритании - 2,25 тыс. долл., в Италии - 2,15 тыс. долл.

По признанным ООН международным критериям доход человека менее 2 долл. в сутки считается нищетой, менее 4 долл. — бедностью. В 2003 г. нищенский доход (менее 2 тыс. руб.) имели около 18% россиян, от 2 до 5 тыс. руб. - 45%, т.е. за чертой бедности находилось 2/3 граж­дан России (Ю.М. Лужков. Развитие капитализма в России. С, 28).

Минимальная заработная плата в России ниже прожиточного минимума. Возросли размеры и значимость скрытой оплаты труда. Все это ведет к деградации трудового потенциала страны.

Российское государство все еще не обеспечило стабильное и эффективное денежное обращение. Если в США денежная масса составляет 150% от ВНП, в Японии — 110%, в ведущих европейских странах и в СССР — 85%, то в России - 15%. Это привело к появле­нию суррогатов денег в виде бартера, векселей, взаимозачетов и т.д.

Распад Советского Союза, отказ правящих кругов от коммунис­тической идеологии привели к поиску новой национальной идеи. Однако российские власти не способствовали формированию обще­ственной идеологии, борьбе с проникновением в общественную среду мотивов иждивенчества и уклонением от интенсивного труда. Типичной стала замена лозунга «Труд является делом чести, гор­дости и геройства» на сентенцию «Где бы ни работать, лишь бы не работать». При этом многими деятелями культуры, прессы, радио и телевидения стала насаждаться идеология обогащения любой ценой, вещизма и «красивой жизни».

В результате неформальные «правила игры» (институты) обще­ства еще более отклонились от тех, которые соответствуют эффек­тивной рыночной экономике.

В экономическом отношении Россия оказалась отброшенной на 60 лет, в то время как другие государства уверенно шли вперед. Вот чем обернулись игнорирование и подрыв морально-нравственных устоев россиян.

Наши рекомендации