Введение обязательной аккредитации медицинских работников
С 2016 года планируется внедрение системы аккредитации медицинских работников, в основу которой будут положены профессиональные стандарты, с набором требований к специалисту (знаний, навыков, компетенций), позволяющие осуществлять трудовую деятельность
и отражать траекторию его дальнейшего профессионального роста и развития. Это позволит:
сформировать кадровую структуру системы здравоохранения, обеспечивающую гарантии и качество предоставления медицинских услуг; получить достоверную информацию об уровне профессиональной компетентности специалистов здравоохранения об обеспеченности кадровыми ресурсами учреждений и организаций.
Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио; оценку профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования); оценку профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.
Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение на экспертно-методические центры. В структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации. Решение об аккредитации специалиста будет приниматься комиссионно с участием профессиональных некоммерческих организаций и представителей работодателей.
Получив высшее медицинское образование, специалист должен будет отработать в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, 3 года. Далее, при условии окончания ординатуры, он может продолжать профессиональную деятельность в качестве врача-специалиста.
Свидетельство об аккредитации по специальности или по виду медицинской деятельности в рамках специальности предоставляет права и обязанности по оказанию медицинской помощи в соответствии с утвержденными уровнями квалификации, порядками и отраслевыми профессиональными стандартами.
7. Выстраивание вертикальной системы контроля и надзора в сфере здравоохраненияпредусматривает:
систематизацию и актуализацию обязательных требований, обусловленную отсутствием связи с безопасностью товаров, работ, услуг, а также свободного доступа проверяемых лиц к информации;
создание централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций, основанной на принципе разграничения разрешительных и контрольных функций, внедрения системы управления качеством в деятельность медицинских организаций и системы аккредитации медицинских специалистов, что позволит снизить контрольную нагрузку на хозяйствующие субъекты, исключить дублирование контрольно-надзорных функций и полномочий между Росздравнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение комплексного подхода к организации государственного контроля качества лекарственных средств, включающего контроль их производства и обращения;
создание и внедрение системы менеджмента качества медицинских услуг, устанавливающую критерии оценки качества медицинской помощи, как основу формирования системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, имеющей целью постепенное снижение государственного контроля в пользу обеспечения качества со стороны медицинской организации, как основание для формирования системы аккредитации медицинских организаций;
разработку системы оценки потенциальных рисков при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности и порядок ее использования при планировании контрольных мероприятий.
В целях организации контрольно-надзорной деятельности на основе системы управления рисками необходимо:
создать систему классификации объектов государственного контроля (надзора) в целях присвоения класса опасности в зависимости от степени угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
применить различные режимы регулирования в зависимости от класса опасности того или иного объекта контроля (дифференцированная периодичность проведения плановых проверок, отсутствие проведения плановых проверок в отношении наименее опасных объектов контроля и т.д.);
разработать и внедрить информационную систему управления рисками потенциальной опасности видов медицинской и фармацевтической деятельности и использование ее при планировании контрольных мероприятий и принятии решения о выделении финансирования на контрольно-надзорную деятельность;
организовать взаимодействие информационной системы управления рисками потенциальной опасности видов медицинской и фармацевтической деятельности и создаваемой единой системой регистрации случаев причинения вреда в сферах государственного контроля (надзора);
обеспечить внедрение принципов прозрачности деятельности контрольных и надзорных органов.
В рамках формирования единой правовой основы деятельности контрольно-надзорных органов необходимо применение следующих мер, направленных на модернизацию законодательства об административных правонарушениях в части:
конкретизации состава административных правонарушений, предусматривающего административную ответственность за нарушение только тех положений нормативных правовых актов, несоблюдение которых реально способно привести к причинению вреда жизни, здоровью людей;
усиления ответственности за нарушения требований порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций.
Обеспечить информационную открытость процедуры рассмотрения уполномоченными органами жалоб на результаты проверок, постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении субъектов предпринимательской деятельности, подразумевающую официальное опубликование всех поступивших жалоб и решений по ним.
Развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов путем:
развития современной системы непрерывного образования сотрудников контрольно-надзорных органов как по отраслевым, так и по процедурно-процессуальным вопросам;
повышение уровня мотивации сотрудников контрольно-надзорных органов к эффективному выполнению функциональных обязанностей;
обеспечения информационной открытости.
8. Создание единой государственной электронной информационной системывключает своевременное и полное обеспечение информационного взаимодействия на основе использования информационно-коммуникационных технологий:
пациентов и медицинских работников необходимой информацией – для повышения качества и доступности оказания медицинской помощи;
специалистов по управлению здравоохранением – для повышения эффективности работы отрасли и расходования ресурсов.
Необходимо реализовать следующий комплекс мер:
повсеместное внедрение информационных систем в медицинских организациях, автоматизирующих организационные, лечебные и диагностические процессы, что позволит обеспечить ведение электронной медицинской карты, консолидирующей необходимую информацию о пациенте и обеспечить доступ к федеральным информационным ресурсам, с целью поддержки и своевременности принятия врачебных решений;
интеграцию созданных медицинских информационных систем в единое информационное пространство и обеспечение формализованного информационного обмена с системами регионального и федерального уровней. Один из ключевых принципов Единой информационной системы в сфере здравоохранения – исключение дублирования вводимой в систему информации, обеспечения замещения бумажных медицинских и отчетных документов электронными, в целях оптимизации времени работы медицинского работника;
внедрение телемедицинских консультаций, обеспечивающих оперативную связь между медицинскими организациями различного уровня для удаленного консультирования врачей при оказании медицинской помощи пациентам. Организация центров телекоммуникационной медицины на базе ведущих федеральных медицинских учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую, образовательную и медицинскую деятельность, должна обеспечить внедрение дистанционных образовательных курсов и программ непрерывного обучения медицинских работников;
создание единой региональной, а в ряде случаев межрегиональной, системы диспетчеризации санитарного автотранспорта, интегрированной в единое информационное пространство;
введение новых медицинских услуг посредством реализации модели дистанционного персонального мониторинга состояния здоровья пациентов (в рамках дополнительных страховых продуктов ОМС+).