Вопрос 1 Определение, классификация и предназначение СФЗ

ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России

Кафедра экстремальной, военной медицины и

Безопасности жизнедеятельности

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой ЭВМиБЖ
Доцент П.Л. Колесниченко

«____»__________________2013 г.

Методические указания для самостоятельной работы студентов

по Мобилизационной подготовке здравоохранения для студентов 2 курса

стоматологического факультета

ТЕМА3.2«Специальные формирования здравоохранения»

Утверждено на методическом заседании кафедры

ЭВМиБЖ
(протокол №______ от «___ »_____________________ 2013г.)

Иваново 2013

Время подготовки: 180 мин

Учебные вопросы (конспект)

1. Основные определения

2. Введение

3. Определение, классификация и предназначение СФЗ

4. История создания СФЗ

5. Организация управления мобилизационной подготовкой здравоохранения

6. Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации

7. Оперативные койки. Их предназначение

Основные определения

Специальные формирования здравоохранения - органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Они создаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не передаются. Они являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации) и подведомственными им (или находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.

Тыловые госпитали здравоохранения - специальные формирования здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

Обсервационные пункты -противоэпидемические учреждения здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Лечебно-эвакуационное обеспечение войск - система мероприятий по оказанию медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации и лечению.

Управление мобилизационной подготовкой и мобилизацией здравоохранения - целенаправленная практическая деятельность органов управления здравоохранением различного уровня по поддержанию высокой мобилизационной готовности этих органов и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, своевременной их подготовке к выполнению задач по предназначению, а также руководству ими в ходе мобилизационного развертывания для работы в военное время.

Управление - процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей).

Управляющая система– орган управления, реализующий задачи целеполагания,

Система связи –система, котораяобеспечивает обмен управляющей информацией между управляющей системой и объектом управления.

Объект управления – исполнительный инструмент, реализующий основную функцию системы

Лицо, принимающее решение (ЛПР) - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий (решений).

Организационная структура управления- совокупность подсистем, объединенных иерархическими взаимосвязями, обеспечивающими распределение функций управления между управленцами для достижения целей системы

Звено или отдел- организационно обособленный, самостоятельный орган управления, выполняющий определенные функцииуправления.

Уровень (ступень) иерархии - группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия.

Степень централизации (децентрализации) управления. В централизованной системе принятие решений осуществляется только в центральном органе управления, в децентрализованной - решения принимаются отдельными элементами системы независимо от других элементов и не корректируются центральным органом при этом преимущество этой системы в близости органов управления к объектам управления.

Делегирование полномочий - передача части функций и прав принятия решений нижестоящим системам управления.

Норма управляемости - число подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель. В настоящее время норма управляемости составляет 5- 12 подчиненных на одного руководителя.

Систему управления -совокупность функционально связанных органов управления здравоохранением, систему связи, средства управления, а также специальные системы, обеспечивающие сбор, обработку и передачу информации составляют

Органы управления здравоохранения - постоянные коллективы сотрудников, предназначенные для выполнения функций управления подчиненными предприятиями, учреждениями и организациями здравоохранения и взаимодействия с органами управления, организациями и учреждениями других министерств и ведомств по организации выполнения задач по предназначению.

Мобилизационный план здравоохраненияРоссийской Федерации-основной законодательный и нормативный акт в области мобилизационной подготовки

Обсервационные пункты здравоохранения Российской Федерации предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполнения функций противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Оперативные койки лечебных учреждений здравоохранения – коечная емкость, выделяемая лечебными учреждениями здравоохранения в интересах медицинского обеспечения Вооруженных Сил.

Введение

В соответствии с федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в стране при объявлении мобилизации создаются специальные формирования, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»

Раздел 1

6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

(в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 223-ФЗ)

Федеральный закон № 31 –ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 г.

Раздел 1

ст.2

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

Вопрос 1 Определение, классификация и предназначение СФЗ

Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, которые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое- и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятиях среди войск, осуществляющих передислокацию.

Специальные формирования здравоохранения создаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не передаются. Они являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации) и подведомственными им (или находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.

Что же представляют собой специальные формированиям здравоохранения?

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1) органы управления специальными формированиями;

2) тыловые госпитали здравоохранения;

3) обсервационные пункты.

Органы управления специальными формированиями – это Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности.

Тыловые госпитали здравоохранения являются специальными формированиями здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее – раненые и больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации (далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и направлены по месту жительства.

Тыловые госпитали здравоохранения составляют около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения.

Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности специальных формирований здравоохранения.

Эта стройная система участия здравоохранения страны в медицинском обеспечении Вооруженных Сил формировалась на различных исторических этапах развития военного и гражданского здравоохранения.

Наши рекомендации