Распределение часов пропедевтики внутренних болезней по модулям
СИЛЛАБУС
По пропедевтике внутренних болезней - PVB 3216
для специальности: 051301 "Общая медицина"
Объем часов - 216 Лекции - 12 часов Практические занятия - 62 часа СРСП – 70 часов Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 72 часа Курс- 3 Семестр- 5-6 Форма контроля – экзамен 6 семестр | |
Алматы, 2012
Силлабус составлен профессором Есенжановой Г.М., доцентами Ижановой А.К. на основании типовой программы по пропедевтике внутренних болезней для студентов мед ВУЗов, утвержденной и рекомендованной к изданию ТОО «Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки». Протокол № 5 от 20. 03. 2009 г.
Рассмотрен и обсужден на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней
17. 05. 2012 г., протокол № 10.
Зав. Кафедрой, профессор Г.М. Есенжанова
ПРОГРАММА
1. Общие сведения…………………………………………………………………..
1.1 Наименование вуза………………………………………………………………
1.2 Кафедра……………………………………………………………………………
1.3 Дисциплина.................................................................................................................
1.4 Специальность………………………………………………………………………
1.5 Объем учебных часов………………………………………………………………
1.6 Курс и семестр изучения ……………………………………………………………..
1.7. Сведения о преподавателях……………………………………………………
1.8.Контактная информация………………………………………………………. 1.9.Политика дисциплины………………………………………………………… 2.1.Введение…………………. ………………………………………………………… 2.2.Цель дисциплины………………………………………………………………. 2.3.Задачи обучения ………………….…..……………………………………... 2.4.Конечные результаты обучения ……………………………………………. 2.5.Пререквизиты…………...…………………………………………………… 2.5. Постреквизиты………………………………………………………………. 2.6.Краткое содержание дисциплины 2.7.Тематический план…………………………………………………………... 2.8.Задания для самостоятельной работы студентов………………………… 2.9.Список рекомендуемой литературы……………………………………… 2.10. Методы обучения и преподавания………………………………………… 2.11. Критерии и правила оценки знаний………………………………………... |
.1. Общие сведения:
1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
1.2 Кафедра пропедевтики внутренних болезней
1.3 Дисциплина «Пропедевтика внутренних болезней», PVB 3216
1.4 Специальность: 051301 «Общая медицина»
1.5 Объем учебных часов - 216 часов
1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс; 5-6 семестры
1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Должность | Ученая степень |
Есенжанова Гульшат Мусреповна | Заведующая кафедрой, профессор | д.м.н. | |
Китуева Рысхан Нургазиевна | доцент, завуч кафедры | к.м.н. | |
Жанкин Алимхан Абдуахабович | доцент | к.м.н. | |
Умарова Софья Умаровна | доцент | к.м.н. | |
Отунбаева Джамал Исаковна | доцент | к.м.н. | |
Ижанова Айгуль Куандыковна | доцент | к.м.н. | |
Адильшина Шолпан Кужажевна | ассистент | - | |
Майкотова Алтын Майкотовна | ассистент | - | |
Мадиева Роза Чиндауловна | ассистент | - | |
Идрисова Гульжамал Нышанбаевна | ассистент | к. м.н. | |
Мустафин Айдын Баятович | ассистент | - | |
Мустафина Айжан Жаиеловна | ассистент | - | |
Тукаева Л.К. | ассистент | - |
1.8 Контактная информация:
№ | Базы кафедры | ППС | Адрес | Контактный телефон |
1. | Клиника внутренних болезней | Зав.кафедрой -Есенжанова Г.М. | ул. | раб.тел. 386-28-77 |
доцент – Китуева Р.Н. | ||||
2. | 4 ГКБ | Доцент Умарова С.У. | ул. Папанина 220 | 2 35 – 25 -70 раб.тел. |
Асс. Идрисова Г.Н. | 2 35 – 25 -70 раб.тел | |||
3. | ХОСПИС | Доцент Жанкин А.А. | ул. Басенова,2 | 249-04-86 раб.тел. |
Асс. Майкотова А.М. | 249-04-86 раб.тел |
1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК.
1. Обязательное посещение лекций.
2. Обязательное посещение практических занятий. При пропуске 1 занятия из рейтинга студента вычитается 2 балла. Занятие, пропущенное по уважительной причине (при предоставлении соответствующих документов) отрабатывается в форме индивидуальных заданий.
3. Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).
4. Аккуратное ведение тетрадей: лекционных, для практических занятий, для выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.
5. Обязательная форма одежды: 1) на лекциях – стандартный медицинский халат, 2) на практических занятиях (на клинических базах) - стандартный медицинский халат, медицинский колпак, медицинская маска (иметь с собой), сменная обувь.
6. Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.
7. Обязательное выполнение 2 СРС в установленное время по тематическому плану (на модулях «Сердечно-сосудистая система, «Эндокринная система»).
8. Активное участие студентов в научно-исследовательской работе и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.
9. Строго запрещается: 1) опаздывать на занятия; 2) пользоваться сотовыми телефонами, пейджерами и любыми другими приборами создающими шум и мешающими проведению занятия; 3) разговаривать на занятии на посторонние темы и заниматься чем-либо не относящимся к ходу занятия; 4) списывать задания у других студентов и пользоваться услугами посторонних для их выполнения. При выявлении фактов плагиата студент повторно получает альтернативное задание по той же теме, при этом оценка снижается на 1 балл.
Введение
Задачи практического здравоохранения, проблемы улучшения медицинского обслуживания населения и повышение его качества выдвигают перед высшей медицинской школой новые требования по совершенствованию подготовки специалиста с целостным профессиональным восприятием и мировоззрением. Достижение более высокого качества обучения может быть обеспечено за счёт интеграции обучения, новых научных данных и инновационной деятельности. Программная интеграция в профессиональном образовании обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов за счет содержательной преемственности академических программ, а также рационального использования (концентрации) ресурсов.
Основным условием формирования устойчивых знаний и умений при подготовке врачей является сочетание знаний фундаментальных дисциплин (нормальная и патологическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология, биохимия, фармакология и др.) со знаниями, практическими умениями и навыками, приобретаемыми на клинических дисциплинах, первой из которых является пропедевтика внутренних болезней. Важно избежать дублирования изложения того материала, который был усвоен студентами ранее на других дисциплинах. Данная интегрированная программа, объединяющая фундаментальные дисциплины с пропедевтикой внутренних болезней, построена по принципу модулей по восьми системам органов человека: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная, мочеполовая, эндокринная, опорно-двигательная с кожей и придатками, система кроветворения. Обучение на интегрируемых дисциплинах предусматривает кардинальное изменение методологических подходов, как для фундаментальных, так и клинических дисциплин, усовершенствование критериев оценки знаний и компетенций студентов.
Объем и содержание фундаментальных дисциплин основаны на запросах пропедевтики внутренних болезней, а пропедевтика внутренних болезней включает изучение особенностей детского возраста. Преподавание пропедевтики внутренних болезней в интегрированной программе предполагает создание кафедры нового типа, объединяющей преподавателей терапевтов и педиатров исходя из конечных целей обучения – подготовки врача общей практики.
Основная задача каждого модуля – на основе интеграции фундаментальных и клинических дисциплин обучить студентов основам клинического обследования органов и систем человека в норме и патологии на основе понимания физиологических процессов, обеспечивающих их работу и патофизиологических механизмов формирования основных клинических синдромов.
Преподавание по различным системам органов проводится по двум вариантам.
Первый вариант- обучение предлагается в два этапа:
1 этап:последовательное изучение анатомии-2, гистологии-2, физиологии-2 и раздела пропедевтики, касающегося методики обследования отдельно взятой системы.
Основная цель этапа: дать знания анатомии и гистологии органов конкретной системы и объяснить физиологические процессы, обеспечивающие работу этой системы у взрослых и детей различного возраста, механизмы формирования физикальных данных и данных методов обследования, отражающих эти процессы в норме; научить проводить полное физикальное обследование данной системы
2 этап: последовательное изучение патологической физиологии-2, патологической анатомии-2, методы визуальной диагностики, раздела пропедевтики, касающегося симптоматики и физикальных данных при наиболее часто встречающихся синдромах поражения, фармакологию препаратов, применяемых при синдромах поражения данной системы,
Основная цель этапа:объяснить студентам патогенетические и патоморфологические механизмы возникновениянаиболее распространенных синдромов у взрослых и их особенностей у детей различного возраста, научить при проведении физикального обследования системы органов выявлять эти синдромы, назначать план дополнительных методов обследования, включая визуальные, интерпретировать полученные результаты и назначать план посиндромного лечения.
2.2 Цель дисциплины: на основе модульного принципа преподавания в интеграции с фундаментальными дисциплинами сформировать целостные представления о методах исследования, основных симптомах и синдромах заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, опорно-двигательной, кроветворной, нервной систем.
2.3 Задачи обучения:
- объяснить механизмы возникновения основных симптомов и синдромов поражения сердечно-сосудистой системы
- объяснить механизмы возникновения основных симптомов и синдромов поражения дыхательной системы
- объяснить механизмы развития основных клинических симптомов и синдромов, возникающих при патологии системы крови
- научить объяснять патогенез основных симптомов и синдромов поражения пищеварительной системы
- научить понимать механизмы развития нарушений функций щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы
- объяснить механизмы возникновения основных симптомов и синдромов поражения опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи
- научить понимать патогенез основных синдромов и патологических состояний мочеполовой системы
- научить понимать механизмы развития основных симптомов и синдромов, возникающих при патологии нервной системы
- научить проводить клиническое обследование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, опорно-двигательной, кроветворной, нервной систем у взрослых и детей различного возраста
- научить выявлять основные клинические симптомы и синдромы поражения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, опорно-двигательной, кроветворной, нервной систем.
- научить составлять план лабораторного и инструментального обследования больного с патологией сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, опорно-двигательной, кроветворной, нервной систем.
· развивать у студентов основы клинического мышления
2.4 Конечные результаты обучения:подготовки специалиста с целостным профессиональным восприятием и мировоззрением
2.5. Пререквизиты:физиология-2, гистология-2, патфизиолгия-2, патанатомия-2
2.5. Постреквизиты:внутренние болезни
2.6. Краткое содержание дисциплины:Пропедевтика внутренних болезней - эта первая на пути будущего врача клиническая дисциплина. В результате изучения этого предмета у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования больного и основы клинического мышления. Не овладев важнейшими целями пропедевтической терапии, трудно рассчитывать на высокий уровень подготовки врача любой специальности на старших курсах.
В процессе обучения на кафедре пропедевтики внутренних болезней студенты осваивают 3 взаимосвязанных раздела:
· Методики непосредственного обследования больного, применяемые в процессе диагностики: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация
· Семиотика: симптомы, выявляемые этими методами, механизмы их развития при заболеваниях внутренних органов.
· Диагностическая логика: синдромная диагностика, основы клинического мышления у постели больного.
Тематический план дисциплины
2.7.1. Содержание пропедевтики внутренних болезней по модулям и компетенциям
№ | Компетенции по системе: | Содержание дисциплины |
«СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА» | ||
Первый этап | ||
Студент должен знать: · методику обследования сердца: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию · нормативные показатели при пальпации, перкуссии, аускультации области сердца; Студент должен уметь: проводить осмотр и пальпацию области сердца, аускультацию сердца и сосудов, перкуссию области сердца | Осмотр области сердца: верхушечный и сердечный толчок, пальпация. Характеристика: локализация, площадь, сила, высота в норме. Особенности у детей. Перкуссия. Определение границ относительной тупости сердца. Определение конфигурации относительной тупости сердца, чем образованы контуры сердца в норме. Особенности у детей. Аускультация. Методика аускультации сердца. Аускультация при различных положениях больного, в различные фазы дыхания, в покое и при физической нагрузке. Места выслушивания сердца и истинная проекция клапанов на грудную клетку. Порядок выслушивания сердца. Отличие при аускультации сердца систолы от диастолы желудочков. Тоны сердца, механизм их возникновения. Основные тоны (I,II) и дополнительные (III и IV) тоны. Свойства тонов сердца: громкость и тембр. Особенности у детей. Исследование сосудов. Пальпация сонных и лучевых артерий. Видимая пульсация, эластичность, определение пульсации аорты в яремной ямке. Свойства пульса на лучевых артериях. Сравнение пульса на обеих руках, частота, ритм, наполнение, напряжение, величина, форма пульса. Определение артериального давления (АД). Особенности у детей. Лабораторные методы исследования сердечно-сосудистой системы. Интерпретация активности ферментов: аспарагиновой и аланиновой аминотрансфеаз (АсАт и АлАт), креатинфосфокиназы (КФК), лактатдегидрогеназы (ЛДГ), тропонинов, общего белка, белковых фракций, С-реактивного белка, серомукоида, антистрептокиназы, холестерина, триглицеридов и липопротеидов. Особенности у детей. | |
Второй этап | ||
Студент должен знать: · основные клинические симптомы и синдромы при патологии сердечно-сосудистой системы. Студент должен уметь: · проводить расспрос больного с патологией сердечно-сосудистой системы; · проводить общий и локальный осмотр больного с патологией сердца и сосудов; · проводить пальпацию, перкуссию и аускультацию сердца и сосудов с выявлением и обоснованием патологических симптомов и синдромов: - поражения митрального и аортального клапанов; - коронарной недостаточности (острой и хронической); - артериальной эссенциальной гипертензии; - острой и хронической сердечной недостаточности (левожелудочковой и правожелудочковой); - острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок); · составить план лабораторного и инструментального обследования кардиологического больного, интерпретировать полученные результаты. | Расспрос. Основные жалобы. Боли в области сердца. Характеристика симптома: локализация, характер, иррадиация, продолжительность, интенсивность, связь с физической нагрузкой, волнением, способы купирования боли. Диагностическое значение. Одышка. Связь одышки с физической нагрузкой. Удушье (сердечная астма), время и условия возникновения, длительность приступов и их купирование. Диагностическое значение. Сердцебиение, перебои в сердце. Причины сердцебиения. Диагностическое значение. Кашель, кровохарканье, характер, причины возникновения, диагностическое значение. Отеки. Локализация и характеристика симптома. Особенности у детей. Общий осмотр больного с сердечной патологией: сознание, положение в постели, телосложение и конституция, окраска кожных покровов (цианоз, бледность, румянец). Отеки, анасарка. Диагностическое значение этих изменений. Отрицательный верхушечный толчок. Определение систолического и диастолического дрожания Диагностическое значение. Осмотр крупных периферических сосудов. Пульсация сонных артерий (“пляска каротид”), других сосудов. Отличие артериальной и венозной пульсации на шее. Диагностическое значение. Особенности у детей. Осмотр области сердца: сердечный горб, патологическая пульсация. Диагностическое значение. Пальпация верхушечного и сердечного толчка. Характеристика: локализация, площадь, сила, высота при патологии. Определение систолического и диастолического дрожания. Диагностическое значение. Особенности у детей. Перкуссия. Диагностическое значение изменения границ сердца. Особенности у детей. Аускультация. Изменения тонов: усиление, ослабление, раздвоение и расщепление, добавочные тоны. Трехчленный ритм “перепела” и ритм “галопа”. Шумы сердца. Классификация шумов. Отношение шумов к фазам сердечной деятельности. Систолические и диастолические шумы. Свойства шумов по тембру (мягкие, дующие, грубые, скребущие, пилящие), по продолжительности (короткие, длинные), по громкости (тихие, громкие) и по интенсивности (убывающий, нарастающий). Места наилучшего выслушивания шумов. Проводимость шумов. Отличие функциональных шумов от органических. Шум трения перикарда, плевроперикардильные шумы. Диагностическое значение. Аускультация сосудов. Двойной тон Траубе и двойной тон Виноградова-Дюрозье, их диагностическое значение. Особенности у детей. Понятие об артериальной гипертензии и гипотензии. Особенности у детей. Лабораторные методы исследования сердечно-сосудистой системы. Интерпретация активности ферментов: аспарагиновой и аланиновой аминотрансфеаз (АсАт и АлАт), креатинфосфокиназы (КФК), лактатдегидрогеназы (ЛДГ), тропонинов, общего белка, белковых фракций, С-реактивного белка, серомукоида, антистрептокиназы, холестерина, триглицеридов и липопротеидов. Диагностическое значение лабораторных методов исследования для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Особенности у детей. Клинико-лабораторная характеристика основных клинических синдромов при патологии сердечно-сосудистой системы: Синдромы поражения клапанного аппарата при недостаточности и стенозе митрального клапана, при недостаточности и стенозе клапанов аорты. Причины. Гемодинамика. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. Синдром коронарной недостаточности (острой и хронической). Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Синдром артериальной гипертензии (эссенциальной). Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. Синдром острой и хронической сердечной недостаточности (левожелудочковой и правожелудочковой). Причины. Симптомы. Сердечная астма, отек легких. Основные методы диагностики. Особенности у детей. | |
«ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» | ||
Первый этап: | ||
Студент должен знать: · методику обследования органов грудной клетки с патологией дыхательной системы: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию · нормативные показатели при пальпации грудной клетки, перкуссии, аускультации легких; Студент должен уметь: · проводить осмотр органов грудной клетки с патологией дыхательной системы, перкуссию и аускультацию легких | Осмотр грудной клетки. Форма грудной клетки: нормостеническая, гиперстеническая, астеническая. Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный. Симметричность дыхательных движений, участие в дыхании вспомогательных мышц. Число дыханий в минуту, глубина и ритм дыхания. Особенности осмотра грудной клетки у детей. Пальпация. Методика пальпации грудной клетки. Определение болезненности грудной клетки. Определение резистентности грудной клетки. Определение голосового дрожания. Перкуссия. Сравнительная и топографическая перкуссия у взрослых и детей. Сравнительная перкуссия, ее правила. Характер перкуторного звука на симметричных участках грудной клетки в норме (ясный легочной). Диагностическое значение. Топографическая перкуссия. Определение нижних границ легких и подвижности нижних краев легких. Аускультация. Правила и техника аускультации легких. Методика аускультации легких. Основные дыхательные шумы, механизм их возникновения и диагностическое значение. Особенности аускультативных признаков у детей. Лабораторные методы исследования органов дыхания: исследования мокроты, плевральной жидкости. Исследование функции внешнего дыхания: спирометрия, спирография, пикфлоуметрия. Особенности исследования органов дыхания у детей. | |
Второй этап | ||
Студент должен знать: · основные клинические симптомы и синдромы при патологии дыхательной системы. Студент должен уметь: · проводить расспрос больного с патологией дыхательной системы; · проводить общий и локальный осмотр больного с патологией бронхов и легких; · проводить пальпацию, перкуссию и аускультацию легких с выявлением и обоснованием патологических симптомов и синдромов: - уплотнения легочной ткани; - наличия полости в легком; - нарушения бронхиальной проходимости; - повышенной воздушности легких (эмфиземы); - скопления жидкости и воздуха в плевральной полости; - дыхательной недостаточности (острая и хроническая). · составить план лабораторного и инструментального обследования бронхолегочного больного, интерпретировать полученные результаты. | Расспрос. Основные жалобы и их механизм возникновения. Кашель сухой или с мокротой, интенсивный или слабый, постоянный или приступообразный, время появления; условия появления и купирования кашля. Мокрота, диагностическое значение. Кровохарканье, легочное кровотечение; отличие от носоглоточного, пищеводного и желудочного кровотечений. Боли в грудной клетке, диагностическое значение. Одышка - характер, время появления, продолжительность. Виды одышки. Осмотр: нарушение носового дыхания. Диагностическое значение. Нарушение сознания у больных с патологией органов дыхания. Вынужденное положение больного с патологией органов дыхания. Центральный цианоз, его патогенез. Патологические формы грудной клетки (эмфизематозная, паралитическая, рахитическая, ладьевидная, воронкообразная). Искривление груд ного отдела позвоночника: лордоз, кифоз, сколиоз, кифосколиоз Изменение симметричности грудной клетки (локальные выпячивания или западения, увеличение или уменьшение одной из половин). Симметричность дыхательных движений, участие в дыхании вспомогательных мышц. Нарушение глубины и ритма дыхания; глубокое - Куссмауля, аритмическое - Чейн-Стокса и Биота, объективные признаки одышки. Диагностическое значение. Особенности осмотра грудной клетки у детей. Пальпация. Появление болезненных областей. Изменение резистентности грудной клетки. Изменения голосового дрожания. Диагностическое значение. Перкуссия. Сравнительная перкуссия: характер перкуторного звука на симметричных участках грудной клетки при патологии (тимпанический, коробочный, притупленный, тупой, притупленно-тимпанический). Диагностическое значение. Топографическая перкуссия. Диагностическое значение изменений. Аускультация. Побочные (патологические) дыхательные шумы, механизм их возникновения и диагностическое значение. Изменение везикулярного дыхания в патологии. Патологическое бронхиальное дыхание и его разновидности. Диагностическое значение. Хрипы. Сухие и влажные хрипы - низкого тембра (басовые), высокого тембра (дискантовые). Влажные хрипы: мелко-, средне - и крупнопузырчатые; звучные и незвучные; локализация и распространенность хрипов. Крепитация. Шум трения плевры. Диагностическое значение побочных дыхательных шумов. Особенности аускультативных признаков у детей. Основные клинические синдромы при патологии дыхательной системы: Синдром уплотнения легочной ткани. Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. Синдром наличия полости в легком. Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Синдром нарушения бронхиальной проходимости. Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. Синдром повышенной воздушности легких (эмфиземы). Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Синдром скопления жидкости и воздуха в плевральной полости. Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Синдром дыхательной недостаточности (острая и хроническая). Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. | |
«Пищеварительная система» | ||
Студент должен знать:
| Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни у больного с патологией пищеварительной системы. Характер питания, соблюдение режима питания, перенесенные болезни желудочно-кишечного тракта, злоупотребление алкоголем, курение, аллергия. Особенности у детей. Диспепсические расстройства: тошнота, рвота, отрыжка, изжога, вздутие живота, изменение аппетита, извращение вкуса, нарушение стула (понос, запоры, метеоризм). Детализация симптомов, степень выраженности, связь с приемом пищи, ее количеством и качеством, какие средства способствует облегчению этих признаков. Диагностическое значение. Осмотр. Степень нарушения питания, состояние кожного покрова, наличие бледности желтухи, сосудистых звездочек, ксантолазм, расчесов, печеночных ладоней, геморрагий, гинекомастии, выпадения волос. Осмотр полости рта, зева, миндалин, слизистой полости рта, языка, зубов, десен. Топография передней брюшной стенки. Осмотр живота: форма живота, участие в акте дыхания, наличие ассиметрии, наличие венозных коллатералей на передней брюшной стенки, видимой перистальтики, состояние пупочного кольца, выпячивание подреберья. Пальпация живота. Методика поверхностной ориентировочной пальпации. Определение болезненности и напряжения брюшных мышц, выявление грыж, расхождение прямых мышц живота. Техника глубокой скользящей методической пальпации по Образцову – Стражеско. Последовательность и данные пальпации (расположение, подвижность, болезненность, консистенция, величина, характер поверхности, наличие урчания). Методика пальпации печени и селезенки (поверхность, болезненность, край). Пальпация мест проекции головки, тела, хвоста поджелудочной железы. Перкуссия живота. Характер перкуторного звука. Определение асцита. Размеров печени и селезенки по Курлову. Аускультация.Выслушивание перистальтики желудка и кишечника. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Понятие о Рh-метрическом исследовании желудка. Методы исследования Helicobacter Pylori. Копрологическое исследование и его диагностическое значение. Определение показателей пигментного, жирового, углеводного и белкового обменов. Исследование ферментов печени и выделительной функции. Определение активности амилазы в крови и моче. Дуоденальное зондирование, диагностическое исследование. Общее представление о диагностическом значении рентгенологического исследования пищевода, желудка, 12перстной кишки, толстого кишечника. Значение эндоскопических методов исследования в диагностике заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. Диагностическое значение биопсии желудка, 12перстной кишки, толстого кишечника, печени, селезенки. Клинико-лабораторная характеристика основных клинических синдромов поражения пищеварительной системы: Синдром дисфагии. Причины, симптомы, механизм их возникновения, методы лабораторной и инструментальной диагностики Синдром желудочной и кишечной диспепсии. Причины, симптомы, механизм их возникновения, методы лабораторной и инструментальной диагностики Синдром желтухи. Причины, симптомы, механизм их возникновения, методы лабораторной и инструментальной диагностики Синдром печеночно-клеточной недостаточности. Причины, симптомы, механизм их возникновения, методы лабораторной и инструментальной диагностики Синдром внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы. Причины, симптомы, механизм их возникновения, методы лабораторной и инструментальной диагностики. | |
«МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ И ПОЛОВАЯ СИСТЕМЫ» | ||
Первый этап: | ||
Студент должен знать: · методику физикального обследования и нормативные показатели мочевыделительной системы; · методику обследования и нормативные показатели половой системы; Студент должен уметь: · проводить общий осмотр, пальпацию, перкуссию органов мочеполовой системы; | Общий осмотр. Оценка сознания, положения в постели, выражения лица. Осмотр кожи: цвет, наличие расчесов, кристаллов мочевины. Методики выявления отеков. Особенности распределения отеков. Осмотр поясничной области. Перкуссия области почек, мочевого пузыря. Оценка степени опущения почек. Пальпация: методика пальпации почек в горизонтальном и вертикальном положении. Пальпация яичек, мошонки. Перкуссия: метод поколачивания области почек. Перкуторное определение верхней границы мочевого пузыря. Аускультация. Методика выслушивания почечных артерий. Особенности физикального обследования мочевыделительной и половой систем у детей. Оценка вторичных половых признаков. | |
Второй этап | ||
Студент должен знать: · основные клинические симптомы и синдромы поражения мочеполовой системы; Студент должен уметь: · проводить расспрос больного с патологией мочевыделительной и половой систем; · проводить физикальное обследование с выделением и обоснованием основных клинических синдромов поражения органов мочеполовой системы: нефротический; нефритический, почечной артериальной гипертензии; почечной недостаточности (острой и хронической); мочевой; нарушения полового развития. составить план лабораторного и инструментального обследования больного с патологией мочевыделительной и половой систем, и интерпретировать полученные результаты; | Расспрос: основные жалобы. Болипри заболевании почек, мочевыводящих путей и половых органов. Детализация болей (локализация, характер, иррадиация, продолжительность, интенсивность, связь с мочеиспусканием). Диагностическое значение болей и дизурических расстройств. Кровотечение и патологические выделения из половых путей. Диагностическое значение. Клинико-лабораторная характеристика основных клинических синдромов при патологии мочеполовой и репродуктивной систем: Нефритический синдром. Симптомы. Основные методы лабораторной диагностики. Нефротический синдром. Симптомы. Основные методы лабораторной диагностики. Синдром почечной недостаточности (острой и хронической) Причины. Симптомы. Основные методы лабораторной диагностики Синдром почечной артериальной гипертензии Мочевой синдром. Основные методы лабораторной диагностики. Синдром нарушения развития половой и репродуктивной систем | |
«ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА» | ||
Студент должен знать: · методику обследования больного с эндокринной патологией; · клинические симптомы и основные синдромы патологии эндокринной системы, · дополнительные методы исследования функции эндокринной системы и их нормативные показатели; Студент должен уметь: · проводить расспрос больного с патологией эндокринной системы; · проводить клиническое обследование больного с патологией эндокринной системы; · пальпировать щитовидную железу, выявить ее увеличение; составить план лабораторного и инструментального обследования больного с патологией эндокринной системы и интерпретировать результаты | Расспрос. Основные жалобы, их диагностическое значение (повышение психической возбудимости, нарушения сна, раздражительность, потливость, сердцебиение, дрожание пальцев рук, частый стул, мышечная слабость, апатия, сонливость, вялость, зябкость, кожный зуд, жажда, повышенный аппетит, похудание). Особенности расспроса детей. Анамнез заболевания, выявление непосредственных причин, предшествующих заболеванию (психические травмы, страх, гормональная перестройка организма в период полового созревания, роды, климакс). Наследственная предрасположенность. Особенности расспроса детей. Общий осмотр:состояние сознания, особенности поведения (суетливость, торопливая речь, медлительность, монотонная грубая невнятная речь). Диагностическое значение. Общий вид больного: глазные симптомы, одутловатость; нарушения роста (гигантизм, нанизм) и пропорций тела, наличие вторичных половых признаков. Подкожно-жировая клетчатка, характер распределения. Ожирение, исхудание и кахексия. Периферические отеки. Кожа: цвет, дермографизм, рубеоз, гипо-гиперпигментация, эластичность, влажность, сухость, следы расчесов, шелушение, стрии, состояние сальных желез. Гипертермия и гипотермия. Характер оволосения: выпадение волос и гипертрихоз. Диагностическое значение. Осмотр области шеи, щитовидной железы. Пальпация щитовидной железы, определение размеров, консистенции, характера поверхности. Диагностическое значение. Лабораторные исследования эндокринной системы, их диагностическое значение: сахар в крови, моче, тест толерантности к глюкозе, гормоны ТТГ, Т3, Т4, 17-кетостероиды, 17-оксикетостероиды. Клинико-лабораторная характеристика основных клинических синдромов поражения ЭС: синдром гипергликемии и гипогликемии. Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. Синдром гипер- и гипофункции щитовидной железы. Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. Синдром гипер- и гипокортицизма. Причины. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. | |
«КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА» | ||
Студент должен знать: · методику обследования и нормативные показатели при осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации органов кроветворной системы основные клинические синдромы анемический, геморрагический, миело- и лимфопролиферативный. Студент должен уметь: · провести расспрос больного с патологией кроветворной системы · провести осмотр кожи, видимых слизистых оболочек, области расположения лимфатических узлов, живота · провести пальпацию лимфатических узлов, печени, селезёнки, костей · провести перкуссию печени, селезёнки · интерпретировать данные физикального обследования и выявить основные клинические синдромы: с учетом возрастных особенностей · составить план лабораторно-инструментального обследования · выявлять и обосновывать основные синдромы при патологии органов кроветворения: o анемический; o миело- и лимфопролиферации; геморрагический. | Расспрос. Жалобы: слабость, головокружение, сердцебиение, одышка, утомляемость, изменения аппетита (потеря или извращение аппетита), изменения обоняния, лихорадка, глоссалгии, обмороки, кожный зуд, парестезии, шаткость походки. Кровоточивость десен, кровотечения из носа, желудочно-кишечного тракта, матки. Боли в горле, чувство тяжести или боли в правом и левом подреберьях. Диагностическое значение выявленных данных. Особенности анамнеза заболевания и жизни при патологии кроветворной системы. Особенности антенатального и постнатального периодов развития, Осмотр. Оценка походки (спастическая атаксия). Изменение окраски кожи и слизистых (бледность, желтушность, следы расчёсов, Хантеровский глоссит, ангулярный стоматит, симптом Лукина, хейлит, язвы, афты). Геморрагические симптомы (петехии, пурпура, экхимозы и др.). Патологические изменения ногтей (ломкость, исчерченность, койлонихии и др.), волос (ломкость, выпадение, истончение). Увеличение периферических лимфатических узлов. Осмотр живота (выбухание правого и/или левого подреберий). Пальпация. Диагностическое значение болезненности костей. Методика исследования периферических лимфатических узлов. Характеристика увеличенных лимфатических узлов: размеры, форма, консистенция, подвижность, болезненность, поверхность одиночных или конгломерата, спаянность с окружающими тканями и между собой. Пальпация печени и селезенки. Гепато-, спленомегалия. Возрастные особенности Диагностическое значение. Перкуссия. Болезненность при постукивании по плоским костям. Методика определения и диагностическое значение увеличенного поперечника сосудистого пучка, печени, селезёнки. Возрастные особенности Аускультация. Диагностическое значение изменения тонов сердца, систолического шума на верхушке и яремной вене, тахикардии. Лабораторные и инструментальные методы исследования кроветворной системы.Диагностическое значение изменений в общем анализе крови, коагулограмме. Понятие о пункции костного мозга, лимфатических узлов, трепанобиопсии. периферической крови ретикулоцитов, изменения формы и величины эритроцитов (анизоцитоз, микроциоз, макроцитоз, пойкилоцитоз), ускорения СОЭ. Значение количества и качества лейкоцитов в периферической крови (лейкоцитоз, лейкопения, токсическая зернистость). Диагностическое значение времени кровотечения, времени свёртывания крови, частичного тромбопластинового времени, уровня фибриногена, протромбинового индекса. Понятие о пункции костного мозга, лимфатических узлов, трепанобиопсии. Клинико-лабораторная характеристика основных клинических синдромов поражения кроветворной системы: Анемический синдром. Причины. Основные клинические признаки. Диагностическое значение основных методов лабораторной и инструментальной диагностики. Синдром миело- и лимфопролиферации. Основные клинические признаки. Диагностическое значение основных методов лабораторной и инструментальной диагностики. Геморрагический синдром. Основные клинические признаки. Диагностическое значение основных методов лабораторной и инструментальной диагностики. | |
«НЕРВНАЯ СИСТЕМА» | ||
Студент должен знать: · методику обследования неврологического статуса: осмотр, пальпация, определение сухожильных рефлексов; · методику расспроса жалоб, анамнеза заболевания и жизни больного с патологией нервной системы; · методику внешнего и локального осмотра боль- ного с патологией нервной системы. Студент должен уметь: · проводить расспрос жалоб, анамнеза заболевания и жизни больного с патологией нервной системы; · проводить общий и локальный осмотр больного с патологией нервной системы; · провести неврологическое обследование: стато-координаторные пробы, определение чувствительности и сухожильных рефлексов; · выявить и обосновать наличие у больного синдромов поражения нервной системы: - ишемический и геморрагический инсульт; - судорожный синдром; - синдром поражения мозговых оболочек (менингиты); · составить план лабораторного и инструментального обследования больного с патологией нервной системы и интерпретировать полученные результаты. | Последовательность и план заполнения медицинской карты больного. Титульный лист. Паспортные данные. Последовательность и правила описания больного. Понятие об активном расспросе больного. Последовательность проведения общего осмотра больного: условия, правила и техника проведения. Расспрос больных с поражением нервной системы. Основные жалобы (головные боли, боли по ходу нервных стволов и корешков, нарушение зрения, нарушения памяти, движения и чувствительности, потеря сознания, плохой сон, судороги, и др.) и механизм их развития. Анамнез заболевания: характер начала и особенности течения заболевания. Общий осмотр больного с патологией нервной системы. Общее состояние больного. Положение больного (активное, пассивное, вынужденное). Температура тела. Сознание (ясное, ступор, сопор, кома, различные виды ком). Шкала комы Глазго. Нарушения памяти. Характер дермографизма.Наличие или отсутствие ассиметрии лица. Реакция зрачков (реакция на свет, конвергенция, болевое раздражение). Нистагм. Ассиметрия в положении конечностей, движения в них (параличи, парезы, гемиплегии, парапарез, гемипарез), тонус конечностей (спастический парапарез, гемипарез, ригидность мышц, контрактуры, вялый парез и др). Оценка внешнего вида костно-мышечной системы, исследование тонуса и силы мышц. Определение сухожильных рефлексов. Состояние зрения и слуха. Нарушения речи: моторная афазия, сенсорная афазия, дизартрия, заикание, афония. Нарушения вкуса и обоняния. Синдромы поражения высших мозговых функций: афазия, апраксия, агнозия, амнезия, деменция. больного: внешний вид, положение в постели, уровень сознания (кома, ступор, сопор). Нарушения чувствительности (поверхностная, болевая, температурная, тактильная), глубокая (мышечно-суставная, чувства веса, вибрационная). Классификация рефлексов: глубокие (сухожильные и периостальные) и поверхностные (кожные). Методика исследования глубоких рефлексов, а также нервы и корешки, при поражении которых рефлексы снижаются (гипорефлексия) или выпадают (арефлексия). Глубокие рефлексы: с двуглавой мышцы, с трехглавой мышцы, запястно-лучевой рефлекс, коленный рефлекс, ахиллов рефлекс. Определение пирамидных рефлексов (Бабинского, Гордона, Оппенгейма, Шеффера). Исследование координации движений. Пальценосовая и коленно-пяточная пробы, проба на дисдиадохокинез (нарушение быстрых альтернирующих движений), проба на отсутствие обратного толчка. Поза Ромберга. Исследование менингеальных симптомов. Определение ригидности шейных мышц, симптома Кернига, симптомов Брудзинского, общей гиперестезии. | |
«ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» | ||
Студент должен знать: · нормативные показатели при осмотре и пальпации опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи; · основные клинические симптомы и синдромы при патологии опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи; Студент должен уметь: · проводить расспрос жалоб, анамнеза заболевания и жизни больного с патологией опорно-двигательной системы; · проводить общий и локальный осмотр суставов, мышц, кожи и придатков кожи; · провести пальпацию костей, суставов, мышц, кожи и придатков кожи; · определить объем активных и пассивных движений в суставах · составить план лабораторного и инструментального обследования больного с патологией нервной системы и интерпретировать полученные результаты. | Расспрос. Основные жалобы. Боли в мышцах, костях, суставах, «утренняя скованность», мышечная слабость, кожный зуд, лихорадка. Особенности анамнеза заболевания и жизни при патологии опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи. Особенности антенатального и постнатального развития. Осмотр и пальпация черепа. Осмотр костей черепа, грудной клетки, позвоночника, конечностей. Диагностическое значение изменения формы, пропорциональности отдельных частей костного скелета в зависимости от пола, возраста. Особенности исследования родничков, черепных швов, скелета у детей. Диагностическое значение болезненности в костях. Кожа и придатки. Окраска, влажность, эластичность кожи, местная температура. Основные элементы кожной сыпи: розеола, эритема, петехии, пурпура, экхимоз, папула, везикула, пузырь (булла), пустула; наиболее частых локальных изменениях кожи: (витилиго, депигментация, родинка, ксантомы и ксантелазмы, нарушения трофики, телеангиоэктазия). Развитие подкожно-жирового слоя и равномерность его распределения. Общий и местный отек. Нарушение роста волос. Осмотр ногтей (часовые стекла, койлонихии, исчерченность, повышенная ломкость). Характеристика суставов: конфигурация, отечность, покраснение кожи, местная температура. Определение объема активных и пассивных движений в суставах. Кожные высыпания над суставами, наличие уплотнений, узелковых образований и их локализация. Осмотр мышечной системы (определение степени развития, тонуса, мышечной силы, симметричности развития, атрофии). Диагностическое значение болезненности в мышцах. Возрастные особенности. Суставной синдром: размеры пораженных суставов (крупные, мелкие), боль в суставе, деформация, гиперемия, отек, выпот, эрозии, остеолиз, контрактуры, нарушение функ- ции сустава, утренняя скованность, местная температура. Общие понятия о диагностическом значении основных показателей лабораторного обследования: ОАК, биохимических и иммунологических исследований (СРБ, общий белок, белковые фракции, серомукоид, фибриноген, мочевая кислота, LE- клетки, антистрептококковые АТ, ревматоидный фактор, иммуноглобулины, комплемент) |
Тематический план лекций
Наименования тем | |||
Сердечно-сосудистая система | Форма проведения | час | |
1 этап | |||
Методы исследования сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация прекардиальной области, пальпация крупных и периферических сосудов. Перкуссия сердца. Границы сердца в норме. Диагностическое значение пальпации и перкуссии сердца в патологии. Особенности у детей. | Обзорная, презентация | ||
Методы исследования сердечно-сосудистой системы: аускультация сердца. Характеристика тонов сердца, механизм их возникновения в норме, в патологии. Сердечные шумы, диагностическое значение. Особенности у детей. | Обзорная, презентация | ||
2 этап | |||
Синдром поражения клапанного аппарата сердца. Причины. Гемодинамика. Симптомы. Основные методы диагностики. Особенности у детей. | Проблемная, презентация | ||
Синдром острой коронарной недостаточности. Причины, симптомы. Основные методы диагностики. Синдром острой левожелудочковой и хронической тотальной сердечной недостаточности. Острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок). Причины, симптомы. Основные методы диагностики. | Проблемная, презентация | ||
Всего часов: 4 | |||
Дыхательная система | |||
1 этап | |||
5. | Особенности сбора жалоб, анамнеза заболевания и жизни у больного с заболеванием органов дыхания. Методы физикального исследования дыхательной системы: осмотр и пальпация грудной клетки. Правила, техника перкуссии и аускультации. Особенности у детей. | Обзорная, презентация | |
2 этап | |||
6. | Синдром уплотнения легочной ткани. Синдром нарушения бронхиальной проходимости. Особенности у детей | Проблемная, презентация | |
7. | Синдром полости в легочной ткани, скопления жидкости и воздуха в плевре. Синдром дыхательной недостаточности. Особенности у детей. | Проблемная, презентация | |
Всего часов: 3 | |||
Пищеварительная система | |||
1 этап | |||
8. | Сбор жалоб, анамнеза заболевания, анамнеза жизни больных с патологией пищеварительной системы. Общий осмотр больных с патологией пищеварительной системы. Поверхностная и глубокая пальпация живота. Особенности у детей. | Обзорная, презентация | |
2 этап | |||
9. | Синдромы внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы. Причины. Симптомы. Диагностика. Особенности у детей. | Проблемная, презентация | |
10. | Синдромы: желтухи, печеночной недостаточности. Причины. Симптомы. Диагностика. Особенности у детей. | Проблемная, презентация | |
Всего часов: 3 | |||
«Мочеполовая система» | |||
1 этап | |||
11. | Методы физикального обследования мочевыделительной системы и наружных половых органов. Особенности у детей. | Обзорная, презентация | |
2 этап | |||
12. | Основные клинические синдромы поражения мочевыделительной системы: мочевой, нефритический, нефротический. хронической почечной недостаточности. Особенности у детей. | Проблемная, презентация | |
Всего: 2 часа | |||
Всего часов: |
Тематический план занятий