Противоэпидемическая работа
· выявление инфекционных заболеваний,
· соблюдение санитарно-эпидемиологического режима,
· иммунопрофилактика.
Медицинская документация:
История развития ребенка – 112у.
Контрольная карта диспансерного наблюдения ребенка – 030у.
Карта учета профилактических прививок – 063у.
Медицинская карта ребенка (посещающий сад, школу) – 026у.
Карта стационарного больного (история болезни) – 003у.
Перспективы.
1.1. АТПК (начало 80-х, Ленинград, Иваново):
- снижение нагрузки → укрупнение терапевтических участков до 2300,
- ликвидация школьно-дошкольных отделений → педиатр наблюдает до 400 детей по месту жительства + 100-130 детей в детских дошкольных учреждениях,
- акушерские участки без изменений.
1.2. Врач общей практики.
Групповая общеврачебная практика – два врача ( не менее, 1 педиатр, и 1 терапевт) закрепляются за населением (1 должность – 1200 жителей, в том числе детей). При этом дети до 3 лет могут наблюдаться у педиатров.
2. В РФ есть. В РБ – предполагается. Передача подростковой службы в детские поликлиники.
Стационарная помощь детям.
Детские больницы: - по мощности – различное число коек,
- по профилю – многопрофильные, специализированные,
- по административно-территориальному признаку -
городская, областная, республиканская, как отделения районной больницы.
Особенности:
1. Порядок госпитализации → документы:
- направление,
- выписка из истории развития ребенка,
- справка об отсутствии контактов (срок действия 24 часа),
- справка о прививках.
2. Боксированнность
3. Формирование палат по характеру заболевания, полу, возрасту (для недоношенных, для новорожденных, для детей до 1 года, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста).
4. Условия для совместного пребывания матери и ребенка (до 3 лет)
5. Организация воспитательной работы (должности педагогов-воспитателей)
6. Большое значение имеет соблюдение санитарно-эпидемиологического режима
Перспективы (общие) для стационаров:
§ повышение интенсивности диагностики и лечения (уменьшение дублирования, внедрение новых технологий, инвазивных методов),
§ стандартизация,
§ рациональное использование коечного фонда (сокращение, реструктуризация, стационарзамещающие технологии),
§ уменьшение объемов госпитализации,
§ этапность.
Организация специализированной помощи детям.
§ Существующие нормативы не позволяют иметь в каждой поликлинике (больнице) врачей всех узких специальностей. В связи с чем, используется городской, межрайонный принцип (контрацентрация в одной или нескольких поликлиниках). Объединение специализированной помощи на базе консультативно-диагностических центров и узкоспециализированных центров (например, центр репродуктивного здоровья), в том числе и со стационаром .
§ Детские отделения специализированных диспансеров (например, психоневрологический, наркологический, противотуберкулезный, дерматовенерологический и т.п.),
§ Детские отделения специализированных многопрофильных больниц (травматологические, кардиохирургические).
Медицинская помощь детям в организованных коллективах.
1. Детские дошкольные учреждения:
- детские ясли, детские сады, детские сады-ясли: общие, санаторного типа, специального назначения (для детей с нарушениями зрения, слуха, психики и др.), интернатного типа (круглосуточное пребывания); школьные сады, прогимназии, центры развития детей.
2. Подготовка:
- систематическое наблюдение за физическим и психическим развитием,
- оздоровление детей,
- гигиеническое обучение родителей,
- оформление документации.
Первая прививка может быть сделана в детском дошкольном учреждении (но не раньше чем через 1 месяц). После острого заболевания ребенок может быть направлен в детское дошкольное учреждение не раньше 2-х недель после выздоровления. Плановая санация ротовой полости (в % от детского населения санировано). В РБ 1990г. – 30,5, 2002г. – 43,9.
Направления:
1) наблюдение за физическим и психическим развитием детей (наблюдение за заболевшими детьми). [Государственная программа по формированию здорового образа жизни на 2002-2006 (Постановление СМ РБ № 1553 от 26.10.2001)].
2) соблюдение санитарно-эпидемического режима.
3) контроль организации питания, [Постановление СМ № 584 от 21.04.2001 О мерах по улучшению организации питания детей и учащейся молодежи в учреждениях образования и социальной защиты (в том числе - предварительные заказы на питание в школе)].
4) гигиеническое обучение родителей.
Действия по улучшению: РБ с 2003г. 1 раз в 3 года аттестация учреждений образования на соответствие санитарным правилам и нормам.
Школы, школы-интернаты, лагеря отдыха (медицинская справка на школьника отъезжающего в лагерь ф 078у).
Дома ребенка (до 3 лет): общие и специализированные:
· дом ребенка до 100 мест, 1 педиатр на 40 детей,
· при поступлении из семей и стационаров - карантин 21 день,
· документация: журнал приема детей в дом ребенка; при заболевании в доме ребенка запись в амбулаторном журнале (074у), ведется история развития ребенка (куда запись и при заболевании), может заводиться контрольная карта диспансерного наблюдения (030у).
Детский дом (старше 3 лет): дошкольные, школьные, смешанные, специальные.