Понятие невменяемости и ее критерии

1. Понятие невменяемости является производным от понятия вменяемости, ибо оно выступает как его антипод. Лицо, находящееся в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности и наказанию за совершенное общественно опасное деяние, поскольку оно не является субъектом преступления.

В ст. 12 У К дается законодательное определение понятия невменяемости, из которого следует, что невменяемым признается лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Приведенную в законе совокупность признаков, характеризующих невменяемость, принято называть формулой невменяемости. Причем в эту формулу невменяемости включены как медицинские, так и юридические признаки (критерии). В науке уголовного права такая формула получила наименование смешанной формулы невменяемости. Совместив в этой формуле медицинские и юридические признаки, законодатель тем самым ввел определение невменяемости в четкие, строго определенные законом рамки. Закрепленные в законе признаки являются одинаково обязательными как для экспертов, так и для юристов при решении вопроса о вменяемости лица.

Из приведенного определения вытекает также то, что вменяемость или. напротив, невменяемость определяется только на момент совершения лицом общественно опасного деяния и только в связи с ним. Недопустимо за пределами такого деяния ставить вопрос о невменяемости или вменяемости лица. Это требование в полной мере относится как к психически здоровым людям, так и к тем, кто страдает различными психическими заболеваниями.

2. Как уже отмечалось, в законе понятие невменяемости определяется с помощью двух критериев: медицинского (биологического) и юридического (психологического).

Медицинский критерий определяет все возможные психические заболевания, которые существенно влияют на сознание и волю человека. В ст. 12 УК выделяются четыре вида психических заболеваний: а) хроническая душевная болезнь; б) временное расстройство душевной деятельности; в) слабоумие; г) иное болезненное состояние.

Хроническая душевная болезнь — достаточно распространенный вид заболевания психики. К этому заболеванию относят: шизофрению, эпилепсию, паранойю, прогрессивный паралич, сифилис мозга, маниакально-депрессивный психоз и др. Все эти болезни носят прогрессирующий, трудноизлечимый или вообще неизлечимый характер, хотя и при этих заболеваниях возможны так называемые светлые промежутки.

Временным расстройством душевной деятельности признается острое, краткосрочное, проходящее в виде приступов психическое заболевание. Это заболевание внезапно возникает (чаще всего в результате тяжелых душевных травм) и при благополучных обстоятельствах внезапно прекращается. К таким заболеваниям относят разного рода патологические аффекты, алкогольные психозы, белую горячку и др. Слабоумие (олигофрения) — наиболее тяжелое психическое заболевание (психическое уродство). Оно является стационарным, врожденным видом нарушения психики, поражающим умственные возможности человека. Существуют три формы слабоумия: идиотия (наиболее глубокая степень умственного недоразвития), имбециль-ность (менее глубокая), дебильность (наиболее легкая форма). Эти заболевания различаются разной тяжестью выраженности болезни. Под иным болезненным состоянием понимаются такие болезненные расстройства психики, которые не охватываются ранее названными тремя видами психических заболеваний. К ним относятся тяжелые формы психостении, явления абстиненции при наркомании (наркотическое голодание) и др. Эго не психические заболевания в чистом виде, но по своим психопатическим нарушениям они могут быть приравнены к ним.

Для наличия медицинского критерия невменяемости достаточно установить, что в момент совершения общественно опасного деяния лицо страдало хотя бы одним из

указанных заболеваний. Иные психические состояния, отрицательно влияющие на поведение лица (физиологический аффект), не исключают вменяемости. В определенных случаях они могут рассматриваться лишь как обстоятельства, смягчающие ответственность (например, состояние сильного душевного волнения при умышленном убийстве — ст. 95 У К).

Установление медицинского критерия еще не дает оснований для вывода о невменяемости лица в момент совершения общественно опасного деяния. Наличие этого критерия является лишь свидетельством наличия одного из двух необходимых признаков невменяемости.

3. Юридический критерий невменяемости выражается в неспособности лица в момент совершения общественно опасного деяния отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни. Следовательно, он включает в себя признаки, определяющие тяжесть заболевания, глубину поражения психики, степень влияния психического заболевания на способность осознавать характер совершаемого деяния или руководить своими поступками. В этом проявляется неразрывная связь медицинского и юридического критериев, что и обусловило необходимость в ст. 12 У К закрепить смешанную формулу невменяемости.

В литературе отмечается, что юридический критерий невменяемости играет двоякую роль:

1) определяет подлинное содержание невменяемости, ибо только он дает возможность установить, отдавало ли лицо в момент совершения общественно опасного деяния себе отчет в своих действиях и могло ли оно в этот момент руководить ими;

2) устанавливает границы действия медицинских критериев и тем самым определяет границу между вменяемостью и невменяемостью.

В ст. 12 УК юридический критерий невменяемости выражен двумя признаками: 1) интеллектуальным — лицо не могло отдавать отчет в своих действиях; 2) волевым — лицо не могло руководить своими действиями. Под «своими действиями» здесь понимается не любое поведение душевнобольного, а только те его общественно опасные действия (бездействие), которые предусмотрены определенной статьей УК.

Интеллектуальный критерий невменяемости, во-первых, означает, что лицо не понимает фактическую сторону, т. е. не понимает действительный смысл, своего поведения (не понимает, что совершает убийство, поджигает дом и т.д.), а поэтому не может понимать и его общественную опасность. Так. душевнобольная мать во время купания своего малолетнего ребенка вводила ему в тело обычные швейные иглы, полагая, что таким способом она излечит его от тяжкого недуга. В конечном счете это привело к смерти ребенка, а в его теле было обнаружено свыше сорока игл.

Во-вторых, интеллектуальный признак означает, что лицо не способно понимать общественно опасный характер своих действий. В ряде случаев это не исключает того, что лицо при этом понимает фактическую сторону своего поведения. Так, больной, страдающий оли-гофренией, поджег в вечернее время сарай соседа, с тем чтобы осветить улицу, где веселилась молодежь. Здесь он понимал фактическую сторону своих действии, однако в силу психического заболевания не осознавал их общественной опасности.

Волевой критерий невменяемости свидетельствует о такой степени разрушения психической болезнью волевой сферы человека, когда он не может руководить своими действиями.

Известно, что волевая сфера человека всегда органически связана со сферой сознания. Поэтому во всех случаях, когда лицо не Отдает отчет в своих действиях, оно в силу этого не может и руководить ими.

Однако возможны ситуации, когда лицо осознает фактическую сторону своего деяния, может осознавать общественную опасность как своих действий, так и их последствий, однако не может руководить ими. Такое состояние наблюдается у пироманов, клептоманов, наркоманов в состоянии абстиненции и др. Эти больные вполне могут сохранять способность осознавать фактическую сторону совершаемых ими действий и даже понимать их общественную опасность, однако они теряют способность руководить своими поступками. Пироман. например, во время поджога жилого дома понимает фактическую сторону своего поведения, правильно оценивает общественную опасность деяния и его последствий, однако он не может руководить своими действиями. Точно так же клептоман не может удержать себя от предоставившейся возможности совершить кражу чужого имущества.

Отмеченные особенности интеллектуального и волевого признаков и обусловили то, что в уголовном законе (ст. 12 УК) они разделены между собой разделительным союзом «или». Тем самым законодатель не только подчеркнул их относительную самостоятельность, но, главное, закрепил их равное значение при определении невменяемости лица.

Лицо может быть признано невменяемым, если установлен один из медицинских и один из юридических признаков. Поэтому наличие лишь медицинского критерия не дает оснований для признания лица невменяемым,.ибо невменяемость определяется только отмеченным сочетанием медицинского и юридического критериев.

4. В соответствии с прямым указанием закона (ст. 12 УК) лицо, признанное невменяемым, не подлежит уголовной ответственности, независимо от тяжести совершенного им общественно опасного деяния. К таким лицам могут быть применены только принудительные : меры медицинского характера. Такие меры не относятся к уголовному наказанию, однако в отличие от обычного психиатрического лечения являются государственно принудительными и направлены как на лечение больных, так и на охрану общества и государства от возможного повторения ими новых общественно опасных деяний.

Принудительные меры медицинского характера заключаются в помещении лица: 1) в психиатрическую больницу с обычным наблюдением; 2) в психиатрическую больницу с усиленным наблюдением; 3) в психиатрическую больницу со строгим наблюдением.

Вид психиатрической больницы определяется только судом с учетом душевного заболевания лица, характера и степени общественной опасности совершенного им деяния. Основные критерии такой дифференциации закреплены непосредственно в ст. 13 УК.

Так, законом определено, что помещение в психиатрическую больницу с обычным наблюдением может быть применено судом в отношении душевнобольных, которые по своему психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния нуждаются в больничном содержании и лечении в принудительном порядке.

В психиатрическую больницу с усиленным наблюдением помещаются душевнобольные, которые совершили общественно опасное деяния, не связанные с посягательством на жизнь граждан, и по своему психическому состоянию не представляют угрозы для окружающих, но нуждаются в больничном содержании и лечении в условиях усиленного наблюдения.

В психиатрическую больницу со строгим наблюдением могут быть помещены душевнобольные, которые по своему психическому состоянию и характеру совершенного общественно опасного деяния представляют особую опасность для общества и нуждаются в больничном содержании и лечении в условиях строгого наблюдения. В целях предупреждения совершения такими лицами новых общественно опасных деяний они содержатся в этих больницах в условиях усиленного надзора.

Применение принудительных мер медицинского характера существенно ущемляет права и свободы граждан. Поэтому с целью недопущения отмеченных нарушений в ст. 417 У ПК закреплено, что по всем таким делам проводится предварительное расследование.

Принудительные меры медицинского характера применяются без указания на продолжительность пребывания душевнобольного в психиатрической больнице. Такое лечение должно продолжаться до выздоровления больного или до такого изменения интенсивности (характера) его заболевания, когда он перестает быть опасным для общества. В этих случаях суд может принять решение о прекращении таких мер, При этом суд может передать лицо на попечение родственникам или опекунам при обязательном врачебном наблюдении.

На попечение родственникам или опекунам по определению суда могут быть переданы и лица, в отношении которых будет признано нецелесообразным применение принудительных мер медицинского характера.

5. В ст. 12 У К закреплено, что не подлежит наказанию и лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. К такому лицу по определению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера. .

В случае выздоровления таких лиц суд принимает решение об отмене принудительных мер медицинского характера и привлечении их к уголовной ответственности.

Срок, в течение которого применялись принудительные меры медицинского характера, засчитывается в срок отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 406 УПК).

Наши рекомендации