Алгоритм методики исследования органов дыхания у детей
Показания: осмотр здоровых и больных детей с различной патологией органов дыхания (ринофарингит, ларингит, хронический тонзиллит, ангина, бронхит, острые и хронические бронхиты, пневмония, бронхиальная астма).
Оснащение: стетоскоп, шпатель, маска.
Обязательные условия: исследование проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 20-22 °С. Грудная клетка находится в обнаженном состоянии во время осмотра, ребенок не проявляет беспокойства.
Этапы проведения | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
- Объяснить маме/родственникам цель и ход процедуры, получить согласие. - Вымыть руки с мылом. - Надеть маску. - Установить контакт с ребенком. | Обеспечение права на информацию. Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение инфекционной безопасности. Психологическая подготовка ребенка к проводимой процедуре. |
Выполнение процедуры | |
- Сбор анамнеза (имелись ли раньше заболевания легких, контакты с туберкулезными больными, имеется ли насморк и его характер, кашель, характер кашля (сухой, приступообразный, влажный, болезненный, битональный). - Осмотр ребенка: а) осмотр кожных покровов, слизистых (возможен периоральный или общий цианоз), пенистые выделения в уголках рта; б) осмотр носа: затрудненное дыхание, участие в акте дыхания крыльев носа, их напряжение у детей раннего возраста; отделяемое из носа, его характер (слизистое, серозное, гнойное); в) осмотр полости рта с помощью матери, которая фиксирует ребенка, шпатель проводится до корня языка и сильным надавливанием книзу заставляет ребенка открыть рот; г) проводится осмотр грудной клетки: · определяется ее форма, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий, симметричность движения лопаток при дыхании; · определяется тип дыхания; · характер экскурсии грудной клетки; · подсчет частоты дыхания проводится в спокойном состоянии ребенка (подводится стетоскоп к носу, кладется рука на грудную клетку). · определение характера одышки: затруднение вдоха (инспираторная одышка), сопровождающаяся втя- жением яремной ямки, над и подключичных областей и др.; · затруднение выдоха (экспираторная одышка); · смешанная одышка; · учащение дыхания (тахипноэ); · урежение дыхания (брадипноэ) наблюдается редко; · остановка дыхания (апноэ); · развитие патологического дыхания: - дыхание Чейн-Стокса: характеризуется появлением периодического дыхания (глубина вдоха нарастает, затем постепенно снижается, возникает пауза до 5-15 сек, после которой следует период редких дыхательных движений, переходящий в углубление и учащение; - дыхание Биота: характеризуется редкими дыхательными движениями с периодическими паузами между вдохом и выдохом до 5-30 сек; - дыхание Куссмауля (шумное дыхание) характеризуется глубокими дыхательными движениями с шумом, подергиванием головы и шеи; · определение степени дыхательной недостаточности: - ДН0 – в покое и при обычной физической нагрузке одышки и цианоза нет; - ДН1 – в покое одышки и цианоза нет, после обычной физической нагрузки появляется умеренно выраженная одышка, но цианоза нет; - ДН2 – в состоянии покоя одышка умеренно выражена, цианоз отсутствует. После незначительной физической нагрузки одышка резко усиливается и появляется умеренный цианоз; - ДН3 – в состоянии покоя отмечается резко выраженная одышка и отчетливый цианоз, усиливающиеся после физической нагрузки; д) пальпация грудной клетки: проводится обеими руками, симметрично с обеих сторон, для выявления голосового дрожания (произнести слово «тридцать три»), для выявления болезненности (при поражении мышц, костей, нервов, плевры). У детей раннего возраста исследование проводить во время крика, голосового дыхания; е) физикальное исследование: - перкуссия При проведении сравнительной перкуссии передней поверхности грудной клетки: детей раннего возраста удобнее перкутировать в положении лежа на спине. Спину перкутировать следует в положении сидя. Старших детей перкутировать следует стоя, строго симметричные участки справа и слева: · при перкуссии здоровых детей выявляется ясный легочный звук; · укороченный перкуторный звук отмечается при уменьшении воздушности ткани легкого; · более громкий перкуторный звук – тимпанит (скопление в альвеолах и бронхах большого количества воздуха); · коробочный звук. Это перкуторный звук с тимпаническим оттенком, отмечается при повышении воздушности легочной ткани. Увеличение бронхиальных лимфоузлов (перкуторно) – симптом Корани (притупление звука при перкуссии по остистым отросткам позвонков ниже III грудного позвонка). Укорочение перкуторного звука в области I и II межреберий спереди у грудины (симптом «чаши» Философова) – укорочение перкуторного звука в правертебральной зоне в области корня легкого на уровне III и IV грудных позвонков. Перкутировать границы легких следует, учитывая возрастные особенности. Аускультация легких. Положение ребенка такое, как и при перкуссии. Выслушиваются симметричные участки с обеих сторон. При крике ребенка - углубляется дыхание и легче выслушиваются хрипы. У новорожденных детей и у детей до 3-6 мес. - дыхание несколько ослабленное. С 6 мес. - 3-5 лет - пуэрильное (усиленное везикулярное - дыхательный шум более громкий в обе фазы дыхания). При заболевании дыхательных путей: - дыхание усиливается (жесткое); - бронхиальное дыхание (выдох преобладает над вдохом); - амфорическое (бронхиальное дыхание с дующим характером над воздушными полостями); - ослабленное дыхание; - сухие хрипы (свистящие, жужжащие) на вдохе и выдохе; - влажные хрипы (мелко-, средне- и крупнопузырчатые, образуются при прохождении воздуха через жидкость); - шум трения плевры (на вдохе и выдохе). | Характер выделений из носа: серозно-слизистый - вирусная природа заболевания; слизисто-гнойный - бактериальная природа заболевания. Характер кашля: приступообразный с репризами - при коклюше; сухой - при трахеите; влажный, «глубокий» - при бронхите, пневмонии; сухой, «лающий» - при ларингите; болезненный, короткий - при плеврите; битональный - при туберкулезном бронхоадените, опухолях средостения. Наличие цианоза местного или общего является проявлением ДН. Пенистые выделения в уголках рта характерны для пневмонии у недоношенных детей, внутриутробных пневмоний. Является признаком ДН. Отделяемое из носовых ходов свидетельствует о вирусной (бактериальной) природе заболевания. Дается достоверная информация о заинтересованности ротоглотки в воспалительном процессе. Определяется степень гиперемии ротоглотки, состояние миндалин, наличие налетов на них, осматриваются небные дужки и задняя стенка глотки. Бочкообразная форма грудной клетки характерна для бронхиальной астмы; выбухание - при экссудативном плеврите; западание - при хронической пневмонии; при плеврите, ателектазе легкого, хронической пневмонии - отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания на стороне поражения. Типы дыхания: - грудной возраст - грудной тип; - после 1 года - смешанный тип; - с 5-6 лет у девочек - грудной тип; - с 5-6 лет у мальчиков - брюшной тип. Ограничение экскурсии грудной клетки возможно при эмфиземе легких, фиброзе и т.д. У здоровых детей 1-го года жизни на 1 дыхание приходится 3-3,5 сердечных сокращения. Старше 1 года - 1:4. При поражении легких 1:2; 1:3. Отмечается при стенозирующем ларинготрахеите, инородном теле, острой пневмонии и др. Отмечается при обструкции бронхов (обструктивный бронхит, бронхиальная астма). Свойственна пневмонии, бронхиолиту. Связано с АФО органов дыхания данного возраста при наличии сопутствующих заболеваний; возможно у здоровых детей при волнении, физической нагрузке, при повышенной температуре тела, анемии и др. Угнетение дыхательного центра (уремическая кома, отравление снотворными препаратами, повышение внутричерепного давления и др.) Развивается при острых заболеваниях органов дыхания, при поражении ЦНС. Возникает при понижении возбудимости дыхательного центра (отравления, интоксикации, нарушения мозгового кровообращения). Появляется при заболеваниях ЦНС с угнетением возбудимости дыхательного центра. Возникает при глубоких нарушениях газообмена мозга, угнетении деятельности мозга. Соответствует легкому течению заболевания. Соответствует среднетяжелому течению заболевания. Соответствует тяжелому течению заболевания. Усиление его связано с уплотнением легочной ткани. Ослабление – с ателектазами, экссудатом. Учитывая особенности физиологии детей раннего возраста. Учитывая анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста. Свидетельствует об отсутствии воспалительного процесса в легких. Отмечается при пневмонии, при экссудативном плеврите, ателектазе, опухоли и т.д. Каверны и другие полости в легком. Бронхиальная астма, обструктивный бронхит. Заинтересованы бронхиальные лимфоузлы заднего средостения. Заинтересованы лимфоузлы переднего средостения. Свидетельствует об увеличении бронхопульмональных лимфоузлов. У детей дошкольного возраста верхняя граница легкого не определяется, так как верхушки легких не выходят за ключицу. Для достоверной оценки результатов. С учетом АФО детей раннего возраста. С учетом АФО детей раннего возраста. С учетом физиологических особенностей детей (связан с узким просветом бронхов, короткой трахеей, малыми размерами грудной клетки). Сужение бронхов, их воспаление или спазм (бронхит и др.). Бронхиальная астма и т. д. Каверна, вскрывшийся абсцесс. Недоношенные дети, ожирение, эмфизема, ателектазы, пневмония, экссудативный плеврит. При патологических процессах, сопровождающихся сужением просвета бронхов и небольшим количеством слизи в них. Бронхит, пневмония, отек легких. Сухой плеврит. |
Завершение процедуры | |
- Вымыть руки с мылом. - Маску и шпатель замочить в дезрастворе, с последующей их обработкой и дальнейшим использованием. | Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение инфекционной безопасности. |