Система здравоохранения Японии
В Японии действует система всеобщего обязательного медицинского страхования, в основном, по месту работы. На первый взгляд, система с трудом поддается описанию, ведь она включает около 2000 частных и более 3000 государственных страховых учреждений. Но по сути состоит из четырех основных страховых структур. В рамках
Программы медицинского страхования работников компании, где занято 700 или более сотрудников, они обязаны обеспечить персонал медицинской страховкой по одной из 1800 "управляемых обществом" схем. Почти 85% схем относятся к одной отдельной фирме и во многом напоминают "планы самострахования", действующие в ряде
крупных американских корпораций. Остальные в большинстве охватывают отдельные отрасли. В них участвует до 26% населения. Схемы финансируются за счет
обязательных взносов работодателей и работников, представляющих налог на зарплату. Общая сумма взносов - 8,5% от зарплаты работника. Она делится поровну между
работодателем и сотрудником, хотя некоторые компании берут на себя чуть больше половины взноса. В результате, на долю работника приходится порядка 45% общей суммы платежа. Необходимо отметить, что проведенные исследования выявили: большая часть бремени по выплате доли работодателя все равно перекладывается на плечи
работника — в результате он получает меньшую зарплату. Зачастую для финансирования страховых схем взносов недостаточно. В 2003 году более половины из схем были
убыточны. В результате ряд компаний отказался от индивидуальных страховых планов и присоединился к более крупным схемам отраслевого масштаба. Однако рост издержек продолжает создавать трудности для многих фирм. Работники компаний, где занято меньше 700 человек, обязаны участвовать в государственной программе медицинского страхования малого бизнеса. Эта схема охватывает примерно 30% населения и финансируется за счет обязательных взносов, составляющих примерно 8,2% от
зарплаты работника, и ассигнований из государственной казны. Предпринимателей, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и отставников охватывает Программа страхования граждан, находящаяся в ведении муниципальных органов власти. Финансирование поступает за счет налога на индивидуальную трудовую деятельность, но есть и другой источник доходов — отчисления из вышеописанных программ общественного страхования и страхования малого бизнеса. Кроме того, для "затыкания дыр" используются средства из общих доходов госбюджета. Страховое покрытие для пожилых граждан обеспечивается из фонда, финансируемого за счет отчислений из средств перечисленных выше программ, а также ассигнований центрального правительства. Пенсионеры не выплачивают прямых взносов в этот фонд —
он называется "Рокен", — однако косвенно он обеспечивается за счет средств, поступавших от них в ту схему, в которой они участвовали по месту работы. "Рокен"
представляет собой механизм распределения издержек. Для определенных слоев населения, например крестьян, рыбаков и государственных служащих, существуют специальные программы небольшого масштаба. Безработные остаются участниками страховых схем по прежнему месту работы, хотя взносы выплачивать не обязаны. В стране существует система дополнительного частного страхования, но пользуются ею очень немногие японцы. На долю частного медицинского страхования приходится не более 1% совокупных расходов на здравоохранение. Льготы в рамках всех четырех типов схем отличаются чрезвычайной щедростью: страховки покрывают не только услуги врачей и лечение в стационаре, но и стоматологическую помощь, уход во время беременности и декретного отпуска, лекарства и даже некоторые виды транспортных расходов. Никаких ограничений по выбору врача и больницы, каких-либо
условий подобного рода страхование не включает. По большинству услуг предусмотрено существенное долевое участие пациентов — от 10 до 30% (это наиболее распространенная ставка). Правда, здесь существует верхний предел платежей - 677 долларов в месяц на семью среднего достатка. В результате среднестатистическая семья
выкладывает за медицинские услуги примерно 2300 долларов в год непосредственно из своего кармана. В целом непосредственные платежи граждан составляют порядка 17%
совокупного объема расходов на здравоохранение. Подавляющее большинство больниц и клиник в стране находится в частных руках, однако из-за того, что все тарифы на оплату их услуг устанавливаются властями, для пациентов никакой разницы между частной и
государственной медициной не существует. Компенсация больницам и клиникам производится по принципу сдельной оплаты (гонорар за каждую оказанную услугу), причем и размеры гонораров, и цены на лекарства по рецептам устанавливает государство. Тарифы одинаковы для лечения в стационарах и амбулаторного лечения. Поскольку больницы при таком же уровне компенсации должны финансировать
как зарплату персонала, так и расходы на основные фонды, основная тенденция заключается в переключении пациентов на амбулаторное лечение. В последнее время
предпринимаются попытки ввести различные механизмы компенсации для больниц, включая принцип клинико-статистических групп и диагностически - процедурного
сочетания — систем подсчета, теснее привязывающих суммы компенсаций к объемам ресурсов, потраченных на конкретного пациента. Однако медики-профессионалы
сопротивляются этим новшествам, и в результате участие в эксперименте принимают лишь около 80 больниц. Врачи, работающие в больницах, — это служащие, получающие
зарплату. Остальные медики трудятся в частном секторе, но размер их гонораров устанавливает государство. Как правило, он определяется на основе гонорара за конкретные услуги, однако в последнее время оплата за помощь пациентам с некоторыми хроническими заболеваниями "пакетируется" в одну общую сумму. Размеры компенсации
устанавливаются в рамках единого бюджета расходов на здравоохранение, но распределение средств в его рамках является предметом длительных переговоров с провайдерами медицинских услуг. Подобная система оплаты отражает как особенности японской медицины, так и попытки сдержать рост расходов на здравоохранение. К примеру, из-за культурно-обусловленного неприятия инвазивных процедур, услуги хирургов, как правило, оплачиваются по более низким ставкам, чем лечение без оперативноговмешательства.