I. физиологические основы кроветворения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Физиология
Крови
Учебное пособие
Для студентов
Уфа
УДК …..
ББК ……
М ………
Рецензенты:
1. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Южно-Уральского государственного медицинского университета МЗ РФ, академик РАН, профессор Захаров Ю. М.
2. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Оренбургской государственной медицинской академии МЗ РФ, профессор, д.м.н. Мирошниченко И.В.
Физиология крови: учебное пособие для студентов / сост.: А.Ф. Каюмова, О.В. Самоходова, Г.Е. Инсарова, И.Р. Габдулхакова. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2015. – 64 с.
Учебное пособие составлено на основании рабочей программы (2015 г.), действующего учебного плана (2014 г.) и в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 31.05.01. – Лечебное дело.
Учебное пособие является дополнением к основному учебнику. В издании излагаются теоретические вопросы физиологии системы крови, гемостаза, методы исследования форменных элементов крови, групп крови, резус-фактора и системы свертывания. Даны вопросы к собеседованию, примеры тестовых заданий и ситуационных задач, перечень основной и дополнительной литературы, вопросы к итоговому занятию, эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам, а также расшифровка электронных показателей общего анализа крови.
Пособие предназначено для аудиторной работы обучающихся по специальности 31.05.01. – Лечебное дело дисциплины «Нормальная физиология».
Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России.
УДК …..
ББК ……
© А.Ф. Каюмова, О.В. Самоходова, Г.Е. Инсарова, И.Р. Габдулхакова 2015
© ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение………………………………………………………..……...4
II. Физиологические основы кроветворения…..………………..……....6
III. Кровь как внутренняя среда организма. Физиология эритроцитов
и лейкоцитов…………………………………………………..….……9
IV. Гемоглобин. СОЭ. Гемолиз………..…………………………….…...26
V. Физиология тромбоцитов. Гемостаз. Группы крови. Резус-фактор…………………………………………………………………34
VI. Примеры тестовых заданий …………………………….…………...46
VII. Примеры ситуационных задач….....илогия системы кровиЦИОННОГО ГЕМОСТАЗА НАЗЫВАЕТСЯ 1АВЛЯЕТ реципиента и возможности переливания крови. хлорида нат…………………….……………50
VIII. Эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным
задачам.................................................................................................56
IX. Приложение
1. Вопросы для самоподготовки к итоговому занятию…..…......61
2. Электронные показатели общего анализа крови……..……....…62
X. Рекомендуемая литература…………..………….……..……....…... 63
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим компонентом внутренней среды организма является кровь.
Кровь - жидкая ткань организма, выполняющая жизненно-важные функции.
Советский исследователь-клиницист Г.Ф. Ланг в 1939 году выдвинул понятие «система крови».
Система крови – это совокупность органов кроветворения, периферической крови и органов кроверазрушения.
Проблемы физиологии клеток крови, кроветворения и гемостаза относятся к числу интенсивно изучаемых в физиологии и других областях медицины.
В последние годы сложились новые взгляды на регуляцию гемопоэза, позволившие сформулировать принципиально новые положения о функциях клеток-предшественниц различных линий гемопоэза, о регулирующих их рост молекулах, о роли стромы костного мозга в этом процессе.
Кровь - одна из интегрирующих систем организма. Различные отклонения в состоянии организма и отдельных органов приводят к изменениям в системе крови и наоборот. Именно поэтому при оценке состояния здоровья или нездоровья человека тщательно исследуют параметры, характеризующие кровь (гематологические показатели).
Изучение данного раздела направлено на формирование у обучающихся следующих профессиональных компетенций:
1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. (ОК-1).
2. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5).
3. Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
4. Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5).
5. Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7).
6. Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9).
7. Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1).
8. Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).
9. Способность к участию в проведении научных исследований (ПК-21).
Знания по разделу физиологии системы крови необходимы врачам любого профиля, так как интерпретировать показатели крови должен уметь каждый врач независимо от его специальности.
I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ.
Ежечасно у здорового человека разрушается и вновь образуется 20 миллиардов тромбоцитов, 10 миллиардов эритроцитов и 5 миллиардов лейкоцитов.
Примерно каждые 2 года в организме человека производится масса клеток крови, равная массе его тела.
Огромный пролиферативный потенциал кроветворной ткани заключен в стволовых кроветворных клетках (СКК) – предшественницах, способных к самообновлению, т.е. производству дочерних СКК на протяжении всей жизни человека.
СКК дифференцируются:
1. В направлении клетки–предшественницы всех линий миелопоэза: гранулоцитопоэза, моноцитопоэза, мегакариоцитопоэза и эритропоэза.
2.В направлении клеток-предшественниц лимфоцитов – Т и В – лимфоциты.
Все клетки предшественницы получили название колониеобразующие единицы (КОЕ) или колониеобразующие клетки (КОК).
В костном мозге имеются:
КОЕ–ГММЭ - гранулоцитарно-макрофагально-мегакариоцитарно-эритроцитарная колониеобразующая единица, формирующая гранулоциты, макрофаги, мегакариоциты и эритроциты;
пре КОЕ-Т – представленная Т-клеточными субпопуляциями;
пре КОЕ-В – состоящая из В-лимфоцитов.
КОЕ – ГММЭ в ходе дифференциации формируют би- и унипотентные КОЕ, которые также классифицируют по произведенному ими потомству.
Это КОЕ–ГМ (гранулоцитарная и моноцитарная) – образуются нейтрофильные гранулоциты и макрофаги.
КОЕ, образующая колонии из эритроидных клеток и мегакариоцитов, называется эритроцитарно-мегакариоцитарной (КОЕ – ЭМег).
Это примеры бипотентных клеток, дифференцирующихся в направлении каких-либо двух линий гемопоэза. Формирующиеся из них унипотентныеКОЕ образуют колонии из клеток только одной линии. В связи с этим возникли их названия КОЕ-эритроцитарные, эозинофильные, нейтрофильные, мегакариоцитарные.
Бипотентные КОЕ обладают значительной способностью к размножению.
Дифференциация клеток-предшественниц от СКК и до унипотентных КОЕ сопровождается формированием рецепторов к гемопоэтическим гормонам (интерлейкину -3, колониестимулирующим факторам (КСФ), эритропоэтину, тромбоцитопоэтину), а также нейромедиаторам, катехоламинам, тиреотропному гормону, производным тестостерона. Эти гормоны регулируют пролиферацию и дифференциацию клеток крови.
В регуляции пролиферации и дифференциации стволовых и коммитированных кроветворных клеток также принимают участие цитокины – гемопоэтические гормоны, которые вырабатываются гемопоэтическими и некоторыми стромальными клетками.
Стромальные клетки (фибробласты, эндотелий сосудов костного мозга, адипоциты, ретикулярные клетки и макрофаги костного мозга) формируют экстрацеллюлярный матрикс (ЭЦМ) – важный компонент гемопоэтического микроокружения.
Важную роль в регуляции кроветворения играет строма костного мозга– макрофаги, соединительнотканная оболочка, выстилающая костномозговую полость, костномозговые синусоиды, жировые клетки, соединительная ткань и нервные окончания. Эти структуры формируют «гемопоэтическое индуцирующее микроокружение» (ГИМ), необходимое для пролиферации, дифференциации и фиксации СКК в костном мозге, размножения и созревания миелоидных клеток.
Любые повреждения структур стромы тормозит регенерацию костного мозга.
СКК, КОЕ-ГММЭ и малодифференцированные бипотентные клетки выходят из костного мозга в кровь и циркулируют в ней, но пролиферировать и дифференцировать эти клетки способны лишь в ткани костного мозга и необходимые для этого условия создает ГИМ, его ЭЦМ.
Сосудистая сеть костного мозга начинается от артерии, проникающей через костный канал. От центральных ее ответвлений отходят синусоиды, потом артериолы, направляющиеся к периферии кости и распадающиеся на капилляры. Таким образом, формируется элементарная морфофункциональная единица костного мозга «синусоидальное дерево».
Гемопоэтическая ткань располагается между синусоидами, созревающие эритроидные и гранулоцитарные клетки, мегакариоциты и макрофаги прилегают к наружной поверхности сосудистых синусов. Выход клеток из костного мозга в кровь связан с их проходом через отверстия диаметром 2,3 мкм между эндотелиальными клетками костно-мозговых синусоидов. Диаметр этих отверстий в 2-3 раза меньше проходящих через них в кровь клеток. Поэтому мигрирующие клетки должны обладать хорошей деформируемостью, чтобы пройти барьер и выйти в кровь. Хорошей деформируемостью обладают только зрелые клетки.
В норме часть клеток не достигает стадии созревания, погибает в пределах костного мозга и подвергается фагацитозу макрофагами, располагающимися на наружной поверхности костномозговых синусов. Это явление называется неэффективным эритро- и гранулоцитопоэзом. Неэффективный гемопоэз охватывает от 2-10% эритробластов и от 10-15% костно-мозговых гранулоцитов. В кровоток неполноценные клетки не поступают.
Масса костного мозга у взрослого человека составляет 4,6% от массы тела или 3,4 кг, в том числе масса красного костного мозга – 1,7 кг.
Клетки костного мозга представляют одну из наиболее пролиферирующих тканей организма. Для осуществления митоза клеток используется энергия макроэргических соединений, образующихся в процессе окислительного фосфорилирования.