V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»
• 5 — ребенок общительный, инициативный, легко контактирует с
детьми, у него много друзей, знакомых.
• 4 — ребенок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда
к нему обращаются дети.
• 3 — сфера общения несколько ограниченная: общается только с не
которыми ребятами.
• 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ни
ми в контакт.
• 1 — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находить
ся в одиночестве; инициативен в общении, но часто проявляет негати
визм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.
VI шкала «Общая оценка адаптированности ребенка»
• 5 — высокий уровень адаптированпости.
• 4 — уровень адаптированности выше среднем о.
• 3 — средний уровень адаптированпости.
• 2 — уровень адаптированности ниже среднего.
• 1 — низкий уровень адаптированпости.
После получения анкетного тес га необходимо подсчитать количество баллов по всем 6 шкалам. При получении суммы баллов от 19 до 30 (зона адаптации), ребенок адатирован к обучению в школе; при сумме баллов 13-18 (зона неполной адаптации), необходимо проведение кор-рекционных мероприятий; при сумме 0-12 баллов (зона дезадаптации), ребенок не адаптирован к обучению, необходимы консультации узких специалистов и проведение лечения.
Контроль течения адаптации первоклассников осуществляет медицинская сестра под руководством врача, на основе получения от учителей всей необходимой информацию об успеваемости и поведении ребенка. Врачебному осмотру подлежат все первоклассники с неблагоприятным течением адаптации по мере выявления нарушений в состоянии здоровья. Мероприятия по ее коррекции намечают совместно врач и педагог, а при необходимости проводится консультация психолога или психиатра.
В процессе наблюдения отмечают особенности адаптационного периода и соответствующие корригирующие мероприятия, если в них есть необходимость. При завершении адаптации в форме небольшого резюме пишут заключение о ее течении у данного ребенка и прилагают лист адаптации.
Детей с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, которые не подлежат обучению в общеобразовательной школе, направляют в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса об обучении ребенка в специальной (коррекционной) образовательной школе. Документы, представляемые при этом на ребенка, следующие: характеристика из детского сада, заключение о состоянии здоровья, представляемое психиатром, неврологом, отоларингологом, окулистом и другими специалистами по показаниям.
Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии проводят при участии педиатра с привлечением других специалистов, таких как психоневролог, отиатр, офтальмолог, стоматолог, психолог, педагог-дефектолог.
Выявление детей группы риска по отклонениям в развитии нужно проводить в течение первых 3-х лет жизни, чтобы уже в этом возрасте принимать меры по их лечению и коррекции развития. Установлено, что число детей, которые нуждаются в обучении в коррекционных учреждениях, составляет не более 5%. Около 15% детей недостаточно зрелые для обучения, и их успеваемость в школе очень низка. Дети, отстающие в развитии, должны посещать коррекционные группы в детском саду, где, начиная с трехлетнего возраста, их начинают готовить к школе. При посещении таких групп у детей улучшается внимание, развивается познавательная деятельность, уменьшается утомляемость, вследствие чего каждый третий ребенок может посещать обычную школу. Желательно, чтобы после корригирующих занятий в детском саду эти дети учились в течение 3-5 лет в специальных классах или в школах для умственно отсталых детей с осложненными формами поведения. При проведении корригирующих мероприятий особенно возрастает роль семьи. Быстрый темп изложения, недостаточное его повторение создает особые трудности при усвоении школьного материала и требует медленного и длительного повторения его дома при активном участии родителей.