Подготовка ЛПУ к работе в ЧС
Организация штаба ГОЧС в лечебно-профилактическом учреждении Общие задачи для всех объектов здравоохранения по подготовке к работе в условиях ЧС следующие:
• прогнозирование обстановки и её оценка при возникшей ЧС;
• организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;
• планирование работы объекта в ЧС;
• организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов с учётом прогнозируемой обстановки;
• повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.
Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки лечебного учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях её руководству выдают задание. В нём кратко изложены возможная (прогнозируемая) обстановка в границах административной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, какие медицинские формирования и с каким сроком готовности необходимо создать, а также порядок их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом.
Ответственность за создание и подготовку структуры органов управления и формирований в учреждениях здравоохранения для работы в чрезвычайных ситуациях несут руководители (главные врачи больниц и поликлиник), которые по положению являются начальниками гражданской обороны (ГО) своих объектов.
В лечебных учреждениях и поликлиниках приказом начальника ГО объекта (главного врача) создаётся орган управления - штаб ГОЧС объекта (рис. 6.1). Состав штаба зависит от структуры учреждения здравоохранения, его возможностей и решаемых ими задач в чрезвычайных ситуациях.
Основной принцип создания органа управления в учреждениях здравоохранения - включение в его состав основных руководящих работников и определение им функциональных обязанностей в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.
При подготовке к работе в условиях возникновения чрезвычайной ситуации больница решает две основные задачи.
• Первая задача. Если лечебное учреждение подвергается воздействию поражающих факторов катастрофы, необходимо прежде
всего обеспечить защиту больных, персонала, уникального оборудования и других материальных средств. А затем, в зависимости от обстановки, приступить к оказанию медицинской помощи пострадавшему населению, в том числе и своему персоналу, а также больным, которые могут подвергаться воздействию поражающих факторов катастрофы. Естественно, лечебное учреждение может приступить к работе, оказавшись в зоне катастрофы, только при определённых условиях.
• Вторая задача. Если лечебное учреждение не подвергается воздействию поражающих факторов катастрофы, оно в соответствии с планом приводит в готовность созданные на её базе медицинские формирования службы медицины катастроф, перепрофилирует коечную сеть отдельных отделений и обеспечивает приём пора- жённого населения, оказание ему квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Медицинские формирования (медицинские бригады и медицинские отряды), созданные в лечебном учреждении, используют в соответствии со сложившейся обстановкой и полученными распоряжениями вышестоящего органа здравоохранения.
При планировании мероприятий на объектах здравоохранения независимо от их профиля используют исходные данные:
• прогнозируемую возможную обстановку в административной территории;
• характеристику объекта и его кадрового состава;
• состояние оснащения функциональных подразделений объекта здравоохранения медицинским имуществом с учётом задач, возложенных на них;
• состояние защиты объекта от возможного воздействия поражающих факторов прогнозируемой катастрофы.
Вместе с тем в зависимости от профиля и предназначения объектов здравоохранения необходимо учитывать и специфич
При угрозе возникновения ЧС непосредственно на территории лечебного учреждения или на других близко расположенных объектахосновные мероприятия следующие:
• приведение в готовность в установленные сроки органа управления - штаба ГОЧС лечебного учреждения;
• приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением, с учётом обстановки;
• приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического контроля и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории лечебного учреждения, и определение порядка их использования;
• выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других лечебных учреждений, получивших задание для работы в ЧС;
• выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и возможных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;
• выделение с учётом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязнённой территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;
• определение порядка использования персонала и транспортных средств в лечебных учреждениях, имеющих в своём составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
• доукомплектование лечебного учреждения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом;
• приведение в готовность защитных сооружений (в том числе стационаров для нетранспортабельных больных);
• при необходимости эвакуация лечебных учреждений из городов и развёртывание в загородной зоне в составе больничной базы;
• организация защиты персонала и больных, членов семей персонала лечебных учреждений в загородной зоне.