Современные принципы лечения гнойных заболеваний мягких тканей
А.П.Чадаев, АЛ.Зверев, М.САлексеев
З |
а последние годы появились высокоэффективные антибиотики и антисептики, ферментные и иммунокорригирующие препараты, такие технические достижения, как ультразвук, лучи лазера, компрессионно-дистракционный ос-теосинтез и т.д. Произошли существенные изменения методологии лечения гнойных процессов - от вскрытия гнойника кратчайшим доступом, дренирования его марлевыми повязками, чаще с гипертоническим раствором поваренной соли и последующего открытого ведения раны, до закрытия гнойных ран первичными или первично-отсроченными швами после радикальной некрэктомии и наложения дренажно-промывных систем (80-е годы). Все это позволило существенно улучшить функциональные и эстетические результаты операций. Наиболее существенные в этом плане позитивные изменения произошли при лечении глубоких форм панарициев, флегмон кисти и лактационных маститов.
Глубокие формы панариция и флегмоны кисти
Этиопатогенез
Возникновение острых гнойных процессов на пальцах и кисти чаще всего обусловлено золотистым стафилококком, который доминирует в 69-90% случаев, реже - в монокультуре, чаще — в ассоциациях. Растет частота смешанной грамполо-жительной и грамотрицательной микрофлоры. Для укушенных инфицированных ран как одной из причин развития панарициев и флегмон,особенно характерна анаэробная микрофлора.
По частоте среди всех гнойных процессов гнойные заболевания пальцев и кисти занимают первое место, составляя свыше 30% всех первичных обращений к хирургу. Причиной их развития более чем в 60% случаев являются раны, в 25% - микротравмы и мозоли. В ряде случаев развитие флегмон кисти является следствием прогрессирования панариция. До 45% стационарных больных предварительно оперируются на амбулаторном этапе, причем многие - неоднократно.
Клиническая семиотика
Клиническая картина панарициядостаточно яркая и описана во многих руководствах по гнойной хирургии. Главенствующим симптомом является боль- от ноющей при свищевых формах до пульсирующей и нестерпимой при абсцедирова-нии. В большинстве случаев пациенты отмечают повышение температуры тела и ухудшение общего самочувствия.Довольно быстро развивается отек пораженной фаланги или всего пальца.Интенсивность гиперемии зависит от глубины гнойного процесса, и ее отсутствие ни в коей мере не свидетельствует об отсутствии гнойного процесса. Нарушение функции пальца отме-
чается практически всегда.Точечная пальпация пуговчатым зондом позволяет выявить зоны максимальной болезненности, типичные для поражения сустава или сухожилия.
Флегмоны кистиполучают наименование в зависимости от места локализации инфекции. Клиника проявляется отеком, гиперемией и болезненностью тканей в зоне пораженного клетчаточного пространства. Страдает функция примыкающих к гнойному очагу пальцев. Интенсивность боли при пассивных движениях в них в большой степени зависит от вовлечения в процесс сухожильных влагалищ. Практически при всех флегмонах кисти развивается отек тканей тыльной поверхности. Страдает общее самочувствие, возможна лихорадка; при развитии лимфангоита температура тела может повышаться до 40°С.
Принципы лечения
Наш опыт лечения глубоких форм панариция и флегмон кисти базируется на применении разработанных в клинике методик у 11 045 больных, оперированных в отделении хирургии гнойной кисти ГКБ №4 с 1984 по 2001 г.
Лечение гнойно-воспалительных заболеваний пальцев и кисти включает несколько этапов, пренебрежение любым из них неизбежно осложняет течение воспалительного процесса. Перед операцией кисть должна быть несколько раз вымыта проточной водой с мылом и, при необходимости, выбрита. Наиболее часто операции выполняем под проводниковой анестезией вне очага воспаления 1-2% раствором новокаина или 1,5% раствором тримекаина, в том числе при локализации процесса на ногтевой или средней фаланге пальца - по Оберсту-Лукашевичу; при распространении процесса проксимальнее — осуществляем блокаду соответствующих нервов в нижней трети предплечья или анестезию по Усольцевой. При флегмоне пространства Пирогова-Парона проводниковую анестезию целесообразно выполнять в верхней трети предплечья или в подмышечной ямке. При известных противопоказаниях к местной анестезии операцию осуществляем под общим обезболиванием.
Операцию необходимо выполнять с ассистентом при полном обескровливании операционного поля,что позволяет определить границы некроза и дифференцировать анатомические структуры.
Выбор доступа к гнойному очагу - важный аспект оперативного лечения. Разрез, обеспечивая при оптимально выбранном направлении адекватный объем операции, должен максимально щадить "рабочие" поверхности кисти соответственно схеме J.TMetzger (1955). Скальпелем следует рассекать только кожу; все дальнейшие манипуляции на тканях выполняем путем их "раздвигания" под контролем глаза.
хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия
Следующим этапом операции является тщательная некрэктомия, при которой гнойный очаг должен иссекаться по типу первичной хирургической обработки. Оставшиеся даже незначительные участки нежизнеспособных тканей могут явиться причиной длительного течения заболевания и повторных операций. В то же время чрезмерный радикализм в такой сложной анатомической области, как пальцы кисти, может нанести непоправимый эстетический и функциональный ущерб. Во время не-крэктомии сосуды и нервы фактически скелетиру-ем. Максимально щадяще следует выполнять этот этап на сухожильном аппарате: не следует спешить резецировать сухожилие, если можно ограничиться удалением отдельных некротизированных волокон. Некрэктомия на костных и суставных структурах включает удаление лишь секвестрированных участков. Порой приходится удалять все губчатое вещество кости, оставив лишь кортикальный цилиндр. При вмешательствах на суставах при гнойных артритах или остеоартритах послеоперационный период ведем в режиме дистракции, что обеспечиваем компрессионно-дистракционным аппаратом или тракцией металлогипсовой конструкцией с использованием модифицированной спицы Киршнера. Некрэктомию завершаем вакуу-мированием, санацией раны антисептиками. Хорошо себя зарекомендовала обработка раны ультразвуком низкой частоты в растворе антибиотика.
После некрэктомии и гемостаза каждое клетчаточное пространство дренируем отдельной перфорированной полихлорвиниловой трубочкой, которую фиксируем к коже.После вмешательства на суставах и сухожильных влагалищах указанные структуры требуют дополнительного дренирования. Выполнение радикальной некрэктомии и адекватного дренирования остаточной гнойной полости позволяет завершить операцию наложением первичных швов на кожу атравматическими нитями 3/0-7/0.
При тяжелом поражении кисти применение микроирригаторов и частичное ушивание ран дополняем наложением марлевых повязок, пропитанных мазью на гидрофильной основе. При невозможности одномоментного ушивания кожного дефекта применяем различные варианты кожной пластики. При обнаженных сухожилии или кости используем несвободную кожную пластику по типу итальянской, перекрестную с пальца на палец или лоскутом на сосудисто-нервной ножке. Гранулирующие дефекты предпочитаем закрывать свободным расщепленным кожным трансплантатом. Все пластические операции выполняем после купирования острого гнойного воспаления, но в возможно более ранние сроки.
При значительных кожных дефектах, полученных при первичной травме или после некрэктомии, при невозможности выполнения радикальной некрэктомии необходимо воздержаться от наложения первичных швов и следует вести рану открыто, применяя мази на гидрофильной основе, протео-литические ферменты или другие антисептики.
Иммобилизацию в послеоперационном периоде мы считаем обязательной независимо от формы заболевания.Продолжительность иммобилизации определяют сроки купирования острых воспалительных явлений. Наряду с регулярной
санацией ран на перевязках проводим антибактериальную и противовоспалительную терапию, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру. Ранняя активная разработка движений пальцев и кисти (после удаления дренажей и швов) способствует более полноценному восстановлению функции кисти.