Лабораторные методы исследования
Методическая разработка № 3
Для самостоятельной подготовки студентов
Дисциплина: Пропедевтика внутренних болезней
Тема: «Дополнительные методы обследования
системы органов дыхания»
Тип занятия: практическое
Количество часов: 270 минут
Курс: 3
Обсуждено на заседании ведущей методической комиссии по специальности 0401 «Лечебное дело» «2» 09 2004 г. Председатель ________Е.Н. Картынь | Авторы: Яськова Ольга Александровна, преподаватель пропедевтики внутренних болезней, первая квалификационная категория Картынь Елена Николаевна, преподаватель пропедевтики внутренних болезней, высшая квалификационная категория |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема: "Понятие об инструментальных и лабораторных методах
Исследования органов дыхания. Обследование больных
пульмонологического профиля»
МОТИВАЦИЯ: Изучение данной темы необходимо в ходе осуществления диагностического поиска постановки синдромального диагноза и проведения дифференциального диагноза.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Углубить и закрепить на практике теоретические знания по данной теме. Овладеть практическими навыками по применению инструментальных, методов обследования в диагностике заболеваний органов дыхания. Ознакомиться с кабинетом функциональной диагностики, рентгенкабинетом. Контроль знаний и умений студентов по данному разделу.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
Ø Показания и противопоказания к исследованию
Ø Данные нормы и патологии органов дыхания при обследовании
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Ø Объяснить пациенту значимость и сущность методов исследования
Ø Подготовить физически и психологически пациента
Ø Дать рекомендации пациенту по поведению и режиму после прове
Ø денного обследования
Ø Дать оценку полученных данных ( норма-патология )
Ø Выяснить паспортную часть пациента
Ø Собрать анамнез жизни
Ø Собрать анамнез болезни
Ø Провести осмотр грудной клетки
Ø Провести пальпацию грудной клетки
Ø Определить перкуторный звук
Ø Выслушать дыхательные шумы
Ø Сосчитать число дыхательных движений
Ø Сделать заключение норма- патология
Ø Подготовить больного к сдаче мокроты на анализ
Ø Подготовить больного к инструментальному обследованию
Ø Сделать заключение по данным дополнительных методов обследования
Студенты обследуют больных, докладывают историю болезни, составляют план обследования больного. Осуществляют работу по подготовке больных к сдаче мокроты плевральной пункции и другим методам обследования .
Проверка усвоенных знаний и умений проводится по докладу истории болезни больного и по контрольным вопросам: физические, химические, микроскопические свойства общего анализа крови. Анализ мокроты, промывных вод бронхов, плевральной жидкости. Анализ рентгенологических снимков.
ХОД РАБОТЫ
ШАГ 1.
ИЗУЧИТЕ теоретический материал по лабораторным методам исследования. Обследование больных пульмонологического профиля является основой в вашей дальнейшей работе по обсуждению норма - патология (Приложение 1) .
ШАГ 2.
ИЗУЧИТЕ основные инструментальные методы обследования органов дыхания (Приложение 2). .
ШАГ З.
ПОВТОРИТЕ технику сбора мокроты на общий анализ, на атипичные клетки, на патогенную флору и чувствительность к антибиотикам, на БК. Это способствует закреплению базисных знаний по уходу за больным (Приложение 3).
ШАГ 4.
ПОВТОРИТЕ технику проведения плевральной пункции (Приложение 4, 4а) для более осознанных действий при вашем участии в подготовке больного к плевральной пункции.
ШАГ 5.
ОЗНАКОМЬТЕСЬ с таблицей "Легочные объемы и их отражение на спирограмме" (Приложение 5, 5а ) с целью правильной трактовки норма - патология.
ШАГ 6.
ПРОВЕРЬТЕ насколько хорошо вы усвоили материал, знание которого необходимо для проведения дифференциальной диагностики, постановки диагноза. Для этого вам предлагается решить кроссворд на тему: "Инструментальные методы обследования органов дыхания" (Приложение 6, 6а) и сравните ответы с эталоном (Приложение 6б).
ШАГ 7.
ПРОВЕРЬТЕ свои знания, ответив на предлагаемый кроссворд "Лабораторная диагностика", оцените себя насколько полно вы усвоили изученный материал (Приложение 7, 7а, 76) .
ШАГ 8.
ОЗНАКОМЬТЕСЬ с основными укладками грудной клетки и живота при рентгенографии (Приложение 8).
ШАГ 9.
ОЗНАКОМЬТЕСЬ с бронхограммами в норме и при бронхоэктатической болезни (Приложение 9, 10, 10а).
ШАГ 10.
РЕШИТЕ ситуационные задачи по теме "Понятие об инструментальных и лабораторных методах исследования органов дыхания" (Приложение 11). В решении задач обращайтесь к эталону ответа с целью проверки и углубления ваших знаний (Приложение 11а).
ШАГ 11.
ПРОВЕРЬТЕ насколько хорошо вы усвоили материал. Для этого вам предлагается ответить на вопросы тест - контроля. Это поможет закрепить ваши знания и лучше усвоить информацию (Приложение 12) . В случае затруднения обратитесь к эталону на тест - контроль. (Приложение 12а).
ШАГ 12.
ОЦЕНИТЕ свои знания.
Ø Если вы сделали 1 ошибку "5" (отлично)
Ø Если вы сделали 2 ошибки "4" (хорошо)
Ø Если вы сделали 3 ошибки '3" (удовлетворительно)
Ø Если вы сделали 4 ошибки "2" неудовлетворительно)
При 3 - х и более ошибках вернитесь к изучению лекционного материала и еще раз проработайте все шаги.
ШАГ 13.
ОТВЕТЬТЕ на вопросы для самоконтроля. Если испытываете затруднение - вернитесь к изучению данного вопроса и законспектируйте его (Приложение 13) .
ШАГ 14.
ЗАПОЛНИТЕ дневник, где отразите выполненную вами работу.
ПОМНИТЕ! Вы должны быть доброжелательны и внимательны к больным, проявлять чуткость, принимать участие в судьбе больного, учитывать особенности больных пожилого и старческого возраста при подготовке их к обследованию.
Приложение 1
Лабораторные методы исследования
Лабораторные методы исследования находят очень широкое применение в клинике. Исследуются экскреты и секреты организма, испражнения, кровь, экссудаты и транссудаты. Лабораторные исследования проводятся в следующих направлениях:
1. изучение общих свойств исследуемого материала, в т. ч. физических (количество, цвет, вид, запах, наличие примеси и т. д.),
2. микроскопическое исследование,
3. определение в исследуемом материале тех или иных веществ (продукты нормального обмена, микроэлементы, гормоны и продукты их превращения и т. д.) и вещества, появляющиеся лишь при заболеваниях,
4. бактериологическое и вирусологическое исследования,
5. серологическая диагностика.
В последние годы возможности лабораторной диагностики значительно расширились в связи с появлением и внедрением в практику большого числа новых методов исследования (методы иммунодиффузии, радиоиммунологического анализа и т. д.). Все большее значение методы лабораторной диагностики будут играть при диспансеризации населения.
Исследование мокроты
Мокрота - патологическое отделяемое органов дыхания, выбрасываемое при кашле и отхаркивании. В состав мокроты могут входить слизь, серозная жидкость, клетки крови и дыхательных путей, элементы распада тканей, микроорганизмы.
Мокроту для исследования лучше брать утреннюю, свежую, по возможности до еды и после полоскания рта. Однако, для обнаружения микобактерий туберкулеза мокроту, если больной выделяет ее мало, нужно собирать в течение 1-2 суток. В свежей мокроте размножается сапрофитная флора, разрушаются форменные элементы.
Суточное количество мокроты колеблется в широких пределах от 1 до 1000 мл. и более.
Слизистая мокрота обычно бесцветная или слегка беловатая, вязкая, отделяется, например, при остром бронхите, туберкулезе и т. д. Чисто - гнойная, однородная, полужидкая, зеленовато - желтая мокрота характерна для абсцесса при его прорыве.
Кровянистая мокрота может быть как чисто кровяной при легочных кровотечениях (туберкулез, рак, бронхоэктазы), так и смешанного характера, например, слизисто - гнойная с прожилками крови при бронхоэктазах, серозно - кровянистая пенистая при отеке легкого, слизисто -кровянистая при инфаркте легкого или застое в малом круге кровообращения, гнойно - кровянистая, полужидкая, коричневато - серая при гангрене и абсцессе легкого.
Если кровь выделяется небыстро, гемоглобин ее превращается в геносидерин и придает мокроте ржавый цвет, характерный для крупозной пневмонии.
Запах у мокроты чаще отсутствует. Зловонный запах свежевыделенной мокроты зависит либо от гнилостного распада ткани (гангрена, распадающийся рак), либо от разложения белков мокроты при задержке ее в полостях (абсцесс, бронхоэктазы ).
Клиническое исследование мокроты включает изучение физических, химических свойств, а также микроскопическое, бактериоскопическое и бактериологическое исследования.
Выпотные жидкости в соответствии с существующей классификацией делят на экссудаты, трассу даты и жидкости из кист, как правило, они накапливаются в различных полостях тела (плевральной). Транссудаты (невоспалительные жидкости) образуются при повышении венозного давления, а также вследствие снижения онкотического давления.
Экссудаты (жидкости воспалительного характера) особенно часто встречаются при заболеваниях легких (плевриты, эмпиема плевры).
Выпотные жидкости извлекают с помощью пункции полостей и всю полученную жидкость в чистой стеклянной посуде доставляют в лабораторию.
Клинический анализ предусматривает определение физико-химических свойств жидкостей, а также проведение микроскопического и бактериологического исследования.