Структура зубных паст, продаваемых в России
(цит. по Э.Б. Сахаровой, 1998)
Страна- производитель | Зубные пасты, % | Небезопасная продукция, % | ||
Индия | ||||
Болгария | ||||
ЕС | - | - | ||
Россия |
Из исследования Э.Б. Сахаровой видно, что население России в основном использовало импортные зубные пасты, часто даже не без-
опасные для здоровья.
В течение 15 лет мы осуществляем мониторинг стоматологической заболеваемости и факторов, имеющих к ней отношение. В 1986 году нами было проанализированы количество и структура зубных паст, продаваемых в Самарской области, по данным областного продторга. На душу населения в год приходилось по 0,9 тюбика зубной пасты и 0,5 зубной щетки в год. Ассортимент зубных паст состоял из 76% отечественных и 24% импортных паст (из них 18% - болгарских, 4% - индийских и 2% - из других стран).
В 26 торговых точках г. Самары и 14 - сельской местности был проанализирован ассортимент зубных паст в 1986 году (табл. 23).
Таблица 23
Ассортимент зубных паст, продаваемых в Самарской области в 1986 году
Страна-производитель | Город | Село |
Индия | 3,3 | |
Болгария | 9,5 | |
ЕС | 1,8 | 3,0 |
Россия (в том числе зубной порошок) | 68,9 | 82,5 |
Среднее количество зубных паст на 1 торговую точку | 2,3 | 4,5 |
Из данных табл. 23 видно, что ассортимент зубных паст, продаваемых в Самарской области, был в 1986 году незначителен, в среднем на одну торговую точку приходилось 2-4 разновидности.
Доля зубных порошков российского производства составляла 23,4%, фторсодержащих зубных паст – 18,1%, «Жемчуга» – 12,8%. Остальные типы отечественных зубных паст были представлены такими, как «Лесная», «Экстра», «Семейная», «Лесной бальзам», «БАМ» и др., направленными на профилактику заболеваний пародонта и без определенной функциональной ориентации.
Нами проанализирован ассортимент зубных паст в 20 торговых точках г. Самары и 16 – в сельской местности в январе и декабре
1998 года. Результаты исследования обобщены в табл. 24.
Таблица 24
Ассортимент зубных паст в торговой сети Самарской области
Название зубной пасты | г. Самара | Сельские р-ны Самарской области | ||||||
Январь 1998 г. | Декабрь 1998 г. | Январь 1998 г. | Декабрь 1998 г. | |||||
Абс. число | % | Абс. число | % | Абс. число | % | Абс. число | % | |
«Blend-a-med» | 14,9 | 15,1 | 4,9 | 2,7 | ||||
«Маклинз» | 5,3 | 4,6 | 4,9 | 1,4 | ||||
«Пепсодент» | 8,2 | 7,1 | 6,3 | 5,3 | ||||
«Аквафреш» | 15,4 | 4,6 | 6,3 | 1,4 | ||||
«Каридент» | - | - | 4,6 | - | - | 6,0 | ||
«Oral-B» | 3,3 | 4,2 | - | - | - | - | ||
Зубные пасты (Индия) | 6,7 | 7,5 | 13,9 | 20,8 | ||||
Зубные пасты (Болгария) | 14,9 | 25,5 | 27,9 | 34,9 | ||||
«Colgate» | 4,3 | 4,6 | 8,5 | 0,7 | ||||
Зубные пасты гигиенические (Россия) | 7,8 | 4,6 | 14,7 | 14,1 | ||||
Зубные пасты с фтором (Россия) | 9,6 | 21,1 | 12,6 | 12,7 | ||||
«Signal» | 9,6 | 0,7 | - | - | - | - | ||
Прочие | - | - | 4,6 | - | - | - | - | |
ИТОГО |
До 17 августа население адаптировалось к новым экономическим условиям, увеличился ассортимент дорогих и эффективных фторсодержащих зубных паст, они составляли 48,7%. Первенство среди импортных зубных паст занимала продукция фирмы «Procter and Gamble», чему способствовала мощная рекламная кампания и внедрение общеобразовательной школьной обучающей программы среди первоклассников. С января по декабрь 1998 года изменилась структура имеющихся в продаже зубных паст: почти в 2 раза увеличилась доля более дешевых средств гигиены, в основном производства Болгарии. Средняя цена 1 тюбика болгарской пасты массой 75-100 г колеблется от 6 до 11 рублей, тогда как зубные пасты типа «Blend-a-med» или «Colgate» стоят в 3-4 раза дороже. В сельских районах изменения в ассортименте зубных паст в торговле коснулись в основном снижения доли дорогих, типа «Colgate» с 8,5 до 0,7%, хотя и в начале наблюдения их ассортимент по сравнению с городом был в 2-3 раза беднее. Доля индийских и болгарских зубных паст возросла с 14 до 21% и с 28 до 35% соответственно в период между двумя исследованиями. Доля отечественных зубных паст в городской торговой сети составила 17%, в сельской местности – 26%, причем 2/3 из них содержали фториды (табл. 24).
В 29 торговых точках на рынках города Самары мы пытались спрашивать сертификаты соответствия, качества и гигиенический на реализуемую косметическую продукцию. Как правило, он имелся на зубные пасты типа «Colgate», «Blend-a-med», «Aquafresh» и реже на «Pepsodent», «Macleans», но на дешевые зубные пасты их не было, а в некоторых из сертификатов имелась очень странная информация: текст на иностранном языке и на русском не соответствовал друг другу. Это касалось содержания фторидов: в одном случае это 0,76%, в другом - 0,8% или в некоторых зубных пастах страна-производитель указывалась как «Made in Europe». Эти факты свидетельствуют об опасности для здоровья продаваемых на рынках зубных паст.
Мы проанализировали, какими средствами гигиены полости рта пользуются в семьях различных социальных групп и материального достатка. Исследование проводилось так: интерн посещал квартиры вместе с участковым терапевтом во время его обслуживания вызовов на дом или же он должен был опросить 10 соседей, живущих в одном с ним доме. Группа семей со средним уровнем жизни формировалась из тех, кто обслуживался семейным врачом индивидуального медицинского страхования. Перед началом обследования проводилось обучение группы исследователей и калибровка в оценке средств гигиены полости рта.
В январе было обследовано 37 семей (92 человек) среднего и
32 семьи (119 человек) низкого уровня жизни. В декабре соответственно 26 (89 человек) и 30 (93 человека) семей. В сельской местности 27 семей исследовались в июле 1998 года.
Таблица 25