ВВЕДЕНИЕ. «Поликлиническую педиатрию» в качестве предмета считают раз­делом в первую очередь профилактической педиатрии

«Поликлиническую педиатрию» в качестве предмета считают раз­делом в первую очередь профилактической педиатрии. В последние го­ды особый упор сделан на педиатрию здорового ребенка, или педиат­рию развития. Это открывает широкие возможности для профилакти­ческой педиатрии и валеологии детства. Все большее признание полу­чает концепция детских истоков хронических заболеваний взрослого и пожилого человека — педиатрия «дебютов» с новыми возможностями предупреждения этих заболеваний или осложнений уже в детском или подростковом возрасте. Именно от средств первичной профилактики зависит конечный результат деятельности детских врачей, с какой сте­пенью здоровья, физических и интеллектуальных возможностей, с ка­кими гарантиями активного долголетия ребенок войдет во взрослую жизнь.

Профилактическую педиатрию можно определить как практику комплексной защиты и приоритетности проблем детства, что подразу­мевает обеспечение новых возможностей формирования здоровья чело­века посредством оптимизации среды его развития. За последние годы круг методов современной науки значительно расширился. Ранее чело­вечество никогда не имело подобных реальных возможностей для сох­ранения здоровья нации через воздействие на здоровье детей. Обеспе­чение здорового детства — главный стратегический путь к цивилиза­ции, процветающему, умному и доброму обществу будущего.

Одновременно перед поликлинической педиатрией стоят также задачи лечебной педиатрии или педиатрии болезней. Детские болез­ни всегда были и будут до тех пор, пока взрослые не научатся защи­щать здоровье детей. В процессе лечения ребенка педиатр должен вы­бирать такие технологические и тактические приемы, которые могут спасти не только жизнь, сохранить не только нормальные функцио­нальные возможности, но и обеспечить процессы нормального разви­тия ребенка.

Рабочими местами педиатров после окончания обучения в первую очередь бывают детские учреждения: (ясли, сады, школы, социальные учреждения), поликлиники, диагностические центры, бригады педиат­рической скорой помощи, различные консультативные кабинеты, дис­пансеры, санатории, т.е. учреждения первичного звена детского здраво­охранения.

На любом рабочем месте педиатр, окончивший педиатрический фа­культет высшего учебного медицинского учреждения, — единый специ­алист по всем проблемам, возникающим у здорового и больного ребен-

ка. Это определяет необходимость постоянного совершенствования знаний и практических умений врачей детских поликлиник.

Педиатрия последних десятилетий — исключительно динамическая область знаний, поскольку рост информации, пересмотр ранее сущест­вовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лече­ния происходит с нарастающей скоростью. Это связано с бурным на­коплением и обобщением коллективного врачебного опыта, в том числе в рамках поликлинической педиатрии. Весьма существенную роль в этом играет увеличение информационных возможностей и совершен­ствование средств коммуникации.

Характерными особенностями профессиональной деятельности участкового врача-педиатра считают осуществление перспективного мониторинга здоровья детского населения и профилактику инфекцион­ных и соматических заболеваний. В сферу его деятельности входят ле­чение заболевших детей на дому и в поликлинике, в организованных детских коллективах, обеспечение ургентной догоспитальной диагнос­тики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций, диспансе­ризация больных детей, медицинская и социальная реабилитация, ре­шение медико-социальных проблем детей и семей. Для оценки состоя­ния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждой возрастной группе необходимо, чтобы врачи детских поликли­ник имели широкий круг знаний, включающий генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, соци­альные и другие аспекты, а также обладали рядом специфических уме­ний. Все перечисленные вопросы подробно освещены в предлагаемом учебнике. Его структура полностью соответствует требованиям Госуда­рственного образовательного стандарта для врача-педиатра. Работа с учебником облегчена благодаря четкой рубрикации учебного материа­ла и наглядности изложения.


Наши рекомендации