Виды профилактики в практической деятельности врачей
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ № 6 I к.
Проблемы профилактической педиатрии. Этика и деонтология.
Цель занятия:
- дать студентам представление об этики и деонтологии медицинского работника и выявить главные задачи и проблемы профилактической педиатрии
Студент должен знать:
- виды профилактической педиатрии
- основные цели и задачи профилактической педиатрии
- определение диспансеризации и иммунопрофилактики
- основные деонтологические принципы
Студент должен уметь:
-определять критерии оценки состояния здоровья
Вопросы для самоподготовки:
1) Виды профилактики.
2) Главные задачи и проблемы профилактической педиатрии.
3) Диспансерное наблюдение за детьми.
4) Критерии оценки состояния здоровья. Группы здоровья.
5) Иммунопрофилактика.
6) Этика и деонтология медицинского работника.
Литература для подготовки:
Основная:
1. Шабалов Н.В. Педиатрия
2. Лекции, прочитанные на кафедре
Дополнительная:
1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней
2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми.
Контроль знаний: устный опрос, решение тестов.
Виды профилактики в практической деятельности врачей
• Первичная профилактика - предотвращение возникновения заболеваний. Большинство гигиенических мероприятий, в том числе гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды, предусматривают либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня.
• Вторичная профилактика - ранняя диагностика заболевания у лиц, подвергшихся воздействию вредных фактов окружающей среды. Это раннее выявление препатологических состояний, тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды или имеющих повышенный риск развития тех или иных заболеваний, медикаментозное лечение и другие меры, направленные на предотвращение манифестации заболеваний. Вторичная профилактика включает такие паллиативные мероприятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, направленное на повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защиты, обучение работающих и населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях.
Паллиати́вная по́мощь (от фр. palliatif от лат. pallium — покрывало, плащ) — это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким
Паллиативные меры - это меры, не обеспечивающие полного, коренного решения поставленной задачи.
Манифестация болезни(лат. manifestatio обнаружение, проявление) развитие выраженных клинических проявлений болезни после ее бессимптомного или стертого течения.
• Третичная профилактика - предупреждение ухудшения здоровья. Это комплекс мер по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть в ходе уже развившегося заболевания (лечение и реабилитация). Это наименее эффективный, но, к сожалению, наиболее распространенный в традиционной практической клинической медицине способ профилактики.
Самой важной целью педиатрии является сохранение здоровья ребенка, а в случае болезни, сначала улучшить, а затем и вернуть это состояние, позволяющее организму в полной мере добиться использования своего потенциала жизни, который он получил при рождении.
2.Главными задачами профилактической педиатрии являются: предупреждение заболеваний, выявление причин заболевания и непосредственное лечение болезни. Решение данных задач происходит посредством назначения прививок, определению заболеваний, передающихся по наследству, плановой диспансеризацией, а также пропагандой здорового образа жизни детей.
3.Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми:
Диспансеризация — активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья определенных контингентов населения с целью раннего выявления заболеваний, взятия на yчёm, диспансерного наблюдения и комплексного лечения больных, проведения мероприятий по оздоровлению окружающей среды, предупреждению развития болезней, реабилитации.
Диспансеризация предусматривает проведение периодических осмотров и динамического наблюдения как за здоровыми, так и за больными детьми, проведение первичной и вторичной профилактики заболеваний, их своевременное лечение и направление в лечебно - оздоровительные учреждения.
Диспансерное наблюдение в динамике за здоровым ребенком- важнейший раздел профилактической работы участкового педиатра.Своевременное выявление и грамотная оценка отклонений от нормы физического и психомоторного развития,питания,режима,закаливания позволяют скорректировать эти дефекты,чтобы сохранить состояние здоровья или возвратить.если оно было утрачено.
Особое внимание при организации диспансерного наблюдения за здоровыми детьми уделяется детям раннего возраста. Контроль за развитием ребенка должен начинаться уже с антенатального периода. От того, как развиты органы и системы у плода, зависит состояние здоровья в последующие этапы жизни человека. Различные вредные воздействия (лекарственные, химические вещества, ионизирующая радиация, соматические и инфекционные заболевание матери и др.) в критические периоды беременности могут привести к бластопатиям и эмбриопатиям.
Проводя активную диспансеризацию здоровых детей, на основании данных индивидуального и семейного анамнеза, результатов объективного обследования врач выявляет группы детей повышенного риска по развитию ряда заболеваний и больных детей, требующих особого наблюдения. На основании оценки состояния здоровья детей, наличия или отсутствия хронических заболеваний, уровня функционального состояния основных систем организма, степени резистентности к инфекционным заболеваниям и оценки физического и нервно-психического развития детей выделяют: