СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Кафедра медицины катастроф и военной медицины
Кафедра медицины катастроф и военной медицины
РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ
По дисциплине
«БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА»
Студент __________________________
_______________________________
Факультет_________________________________
Курс_____________________________
Группа___________________________
Харьков – 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочий журнал является методическим указанием при проведении практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».
Предназначен для подготовки студентов к практическим занятиям под контролем преподавателя.
Тесты и практические задания разработаны с учетом уровня подготовки студентов и отвечают программным требованиям дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».
Составители: С.Г. Демьяник
В.П. Татарников
А.А. Сидорук
Н.В. Катрич
Компьютерное обеспечение: Н.В. Катрич, С.А. Лищук
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА»
На современном этапе развития цивилизации безопасность человека и человечества в целом рассматривается как один из главных вопросов.
Концепция образования в направлении «Безопасность жизни и деятельности человека» реализуется через изучение комплекса дисциплин: валеологии, экологии, охраны труда, эргономики и др.
Безопасность жизнедеятельности – это дисциплина, изучающая проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в различных видах деятельности.
Задачей безопасности жизнедеятельности является выявление условий позитивного и негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека внешних и внутренних факторов, обоснование оптимальных условий и принципов жизни.
Целью изучения курса является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов с созданием безопасных условий деятельности и жизни, освоения принципов гармоничного развития личности и общества.
После изучения курса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда» студент
должен знать:
ü основные понятия, определения и принципы формирования безопасной жизнедеятельности человека;
ü характеристику среды обитания человека, факторы опасностей, их классификацию;
ü методику выявления вредных и опасных факторов;
ü законодательные акты и нормативные документы по вопросам обеспечения жизнедеятельности человека;
ü основные принципы коллективной безопасности;
ü принципы гармоничного развития человека.
доложен уметь:
ü анализировать и оценивать опасные ситуации;
ü принимать решения о принятии экстренных мер в случае появления (возникновения) экстремальных ситуаций;
ü разрабатывать и внедрять мероприятия, направленные на сохранение здоровья человека, его гармоническое развитие;
ü оценивать отрицательные и вредные факторы среды обитания человека, определять пути их устранения;
ü оказывать первую медицинскую и доврачебную помощь в экстремальных ситуациях себе и другим пострадавшим.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Желібо Є.П., Завіруха Н.М., Зацарний В.В. Безпека життєдіяльності: Навч. посібник. – К.: Каравела; Львів: Новий світ, 2000, 2007. – 320 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильинская, А.Ф. Козьяков и др. – М.: Высш. школа, 1999. – 448 с.
3. Закон України «Про охорону праці» від 14.10.1992 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – № 49. – 669 с.
4. Іванова І.В., Заплатинський В.М., Гвоздій С.П. Безпека життєдіяльності: Навч.-контр. тести. – К.: Самміт-книга, 2005. – 148 с.
5. Косарев В.В. Профессиональные заболевания медицинских работников: Монография. – Самара: ГП «Перспектива», 1998. – 200 с.
6. Васильчук М.В., Винокурова Л.Е., Тесленко М.Я. Основи охорони праці. – К.: Просвіта, 1997. – 208 с.
7. Охорона праці в медицині та фармації / В.М. Мороз, І.В. Сергета, Н.М. Фещук та ін. – Вінниця: Нова книга, 2005. – 544 с.
8. Ярошевська В.М. Безпека життєдіяльності: Підручник. – К.: ВД «Професіонал», 2004.
9. Яким Р.С. Безпека життєдіяльності людини: Навчальний посібник. – Львів: Вид-во «Бескид Біт», 2005.
10. Справочник врача скорой и неотложной помощи / Под ред. В.П. Сытника. – Х.: Высш. школа, 1974. – 544 с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА»
№ п/п | Темы занятий | Лекции | Практ. занятия | Самост. работа |
Содержательный модуль 1. Безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях | ||||
1. | Теоретические основы безопасности жизнедеятельности | – | ||
2. | Человек в системе «Человек – внешняя среда» | – | ||
3. | Значение внешней среды в системе «Человек – внешняя среда» | – | ||
4. | Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека | |||
Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека | – | |||
Всего: | 4 | 8 | 20 | |
Содержательный модуль 2. Основы охраны труда медицинских работников | ||||
6. | Правовые и организационные вопросы охраны труда | – | ||
7. | Профессиональные вредности при выполнении обязанностей врачей, фармацевтов | – | ||
8. | Опасные инфекционные заболевания в практике медицинских работников | – | ||
Всего: | 2 | 4 | 14 | |
Итоговый контроль усвоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда» | – | |||
Итого: |
Тема №2.
Человек в системе
«Человек – окружающая среда»
& Практическое занятие
Цель: изучить физиологические особенности и функциональные системы организма человека в обеспечении его безопасности.
Время – 2 часа
ПЛАН
1. Значение нервной системы в жизнедеятельности человека.
2. Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе «Человек – окружающая среда».